Файл: Методические рекомендации по организации лабораторного практикума при реализации обновлённых фгос 0.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Практические, лабораторные работы по курсу биологии.
2. Домашние опыты, эксперименты.
Разработка урока – практикума, 10 класс
«Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций»
Планируемые образовательные результаты:
Класс делится на рабочие группы.
Задание 2. Обнаружение и эмульгирование жиров (липидов).
Задание 3. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.
Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)
Лабораторная работа №1, 10 класс
Тема: Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.
Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
«Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом.»
Функциональная грамотность
учащихся на уроках биологии: развиваем практические навыки.
Из опыта работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС 3.0
с.Новомихайловка
Содержание
1. | «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии при организации лабораторного практикума». | 3 |
2. | Разработка урока – практикума. Тема: Лабораторная работа «Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций». | 6 |
3. | Разработка инструктивных карт для проведения лабораторного практикума по биологии в 10 классе. | 13 |
4. | Развитие у учащихся 10 классов навыков проведения лабораторного практикума по биологии. | 17 |
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии при организации лабораторного практикума».
В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года чѐтко сформулированы требования к результатам освоения учащимися биологии,
в том числе практическим компетенциям.
На базовом уровне выпускник должен владеть основными методами научного познания, используемыми при изучении живых объектов и экосистем, таких как: описание, измерение, проведение наблюдений, выявление и оценка антропогенных изменений. Иметь сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи.
Выпускник должен владеть методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата.
Отметим, что в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ большое внимание стало уделяться вопросам практикориентированным, направленных на развитие функциональной, естественно-научной грамотности.
Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по биологии показывает наличие дефицита знаний и умений ребят именно в практических заданиях: постановка цели, владение методикой проведения, описание, фиксирование результатов опыта и эксперимента, и объяснение полученных результатов.
Давайте рассмотрим примеры реальных заданий, из Всероссийский проверочных работ и контрольно-измерительных материалов. А дальше мы сможем увидеть, что отрабатываются задания такого типа на уроках – практикумах.
Сегодня мне хотелось поделиться своими методическими приѐмами и находками по формированию практических компетенций на уроках биологии.
Рассмотрим следующие формы организации практической деятельности учащихся:
-
Практические, лабораторные работы по курсу биологии. -
Домашние опыты, эксперименты.- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
-
Практические, лабораторные работы по курсу биологии.
В программе изучения биологии в каждом классе отводятся часы на проведение практических и лабораторных работ, это конечно идеальный вариант, когда у ребят есть возможность работать с увеличительными приборами, лабораторным оборудованием, проводить измерения. Уверена, что педагоги, как и я в своей практике максимально стараются это использовать.
-
Подготовительный.
-
Подготовка реактивов оборудования, посуды и т.д. Данный этап, выполняется учителем в классах среднего звена, однако в классах с углубленным изучением биологии, исследовательских группах этот подготовительный этап могут выполнять дежурные учащиеся по инструкции учителя. -
Подготовка объекта исследования осуществляется учителем, либо учащимися в ходе выполнения летних заданий. -
Чтение учебного пособия и другой литературы, содержащей информацию об изучаемом явлении или объекте.
-
Проведениелабораторнойработы.
-
Проведение инструктажа по технике безопасности с отметкой в специальном журнале. -
Освоение используемого метода исследования. В зависимости от сформированности основных методов исследования степень самостоятельности учащихся увеличивается, формирование исследовательских навыков должно происходить постепенно. -
Выполнение лабораторной работы учащимися регулируется инструктивной карточкой, в которой содержится следующее:
Тема:
Цель работы:
Объекты и оборудование:
Постановка и проведение опыта:
Вопросы:
Тема не должна дублироваться в цели. Цель работы показывает, каким должен быть вывод. Вопросы помогают сформулировать учащимся результаты.
-
Заключительный.
-
Составление учащимися отчета по проделанной лабораторной работе содержит:
Тема:
Цель работы:
Объекты и оборудование:
Постановка и проведение опыта:
Результаты:
Вывод:
В отчете о проделанной работе могут присутствовать таблицы, рисунки, графики.
Особое внимание обращаем на культуру труда учащихся, которая является составной частью организации их работы при проведении опыта и лабораторных работ. Для этого тщательно готовим рабочее место. Оформление отчета осуществляется аккуратно, четко, понятно для проверки записей и расчетов. Занятия проводятся как в парной форме, так и в групповой.
2. Домашние опыты, эксперименты.
Практика показывает, что эффективно использовать при формировании практических навыков проведение домашних опытов, экспериментов, самонаблюдений. В этом случае у ребят появляется возможность развивать поисковые навыки, коммуницировать с ровесниками и взрослыми, получать и
применять знания, приближенные к повседневной жизни. Учащиеся развивают функциональную грамотность, при чѐм самые различные еѐ направления.
В курсе биологии 8 класса много самонаблюдений, подростки учатся наблюдать за своим организмом, проводить измерения, интерпретировать полученные результаты. По возможности приносят из дома некоторые приборы в класс, чтобы научиться пользоваться всем ребятам. На фотографиях показана работа с пульсокси метром – измерение сатурации, со смарт-часами по измерению пульса, тонометром – измеряем давление.
Например, в 6 классе при изучении темы «Вегетативное размножение растений» проводим домашнюю практическую работу «Изучение способов вегетативного размножения растений». На уроке с шестиклассниками изучаем различные способы размножения, обсуждаем методику выполнения опыта и ведения наблюдений, договариваемся о виде отчѐтного задания. На данную работу отвожу примерно 3-4 недели, затем учащиеся представляют свои отчѐты по проделанной работе. Форму представления они выбирают разную: «Дневник наблюдений», фото - отчѐт с комментированием, презентация, рисованный постер, рассказ и демонстрация реального объекта. Выступают все