ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 2266
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Экзамен на статус адвоката:учебно-практическое пособие. Часть первая
Глава 1. История российской адвокатуры*(2)
1.1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.
1.5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.)
1.6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.)
2.3. Обязанность адвоката по повышению квалификации: значение и формы реализации
Допуск к квалификационному экзамену
Приостановление статуса адвоката
2.5. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений
2.10. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия
Юридическая консультация (ст. 24 Закона об адвокатуре)
Адвокатский кабинет (ст. 21 Закона об адвокатуре)
2.12. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро как формы адвокатских образований
Коллегия адвокатов (ст. 22 Закона об адвокатуре)
Адвокатское бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре)
Содержание адвокатского производства по уголовным делам
Содержание адвокатского производства по гражданским делам
О соблюдении адвокатской тайны при ведении адвокатского производства
Глава 3. Отношения адвоката с доверителем
Возмещение расходов на оказание юридической помощи при реабилитации лица
Глава 4. Профессиональная этика адвоката
4.1. Кодекс профессиональной этики адвоката: правовая природа, значимость, назначение, содержание
4.2. Этические принципы профессионального поведения адвоката
4.3. Этические правила поведения адвоката при общении с доверителем
4.4. Этические правила поведения адвоката при общении с другими адвокатами
4.5. Этические правила участия адвоката в судопроизводстве
Глава 5. Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката
5.5. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем
Деятельность адвоката при признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим
Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителям - юридическим лицам
6.3. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Условия действительности сделок
6.5. Представительство: понятие, виды. Доверенность
Деятельность адвоката по делам о защите права собственности
6.12. Понятие, содержание договоров. Принцип свободы договора. Классификация договоров
6.14. Особенности составления адвокатом проекта договора купли-продажи в интересах продавца
Договор возмездного оказания услуг
Финансирование под уступку денежного требования
6.31. Консультирование адвокатом доверителя по вопросам наследования по закону
Деятельность адвоката по регистрации залога
Деятельность адвоката по регистрации договора участия в долевом строительстве
6.34. Последовательность действий адвоката при создании товарищества собственников недвижимости
Заявлениео признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала
9.1. Лица, участвующие в деле: понятие, состав, процессуальные права и обязанности
9.8. Соблюдение адвокатом порядка предъявления иска и последствия его несоблюдения
9.12. Участие адвоката в рассмотрении дела в порядке заочного производства
Отличия апелляционной жалобы от кассационной и надзорной жалоб
Заключение эксперта и заключение специалиста
Показания эксперта и специалиста
Анализ адвокатом заключения эксперта и заключения специалиста
Общество понимало трудности становления института адвокатуры и его значение, но уже через несколько лет после проведения судебной реформы 1864 года стали проводиться контрреформы.
Уже в 1876 г. Министерством юстиции (министр граф Пален) был внесен проект уничтожения независимости адвокатуры. Этот проект тогда не удался. В 1890 и 1904 гг. было безрезультатно предпринято еще два подобных шага.
И все же 1 марта 1881 г. после смерти Александра II пользующийся огромным влиянием на нового царя Александра III, а затем и на Николая II, выдающийся ученый своего времени, прокурор и профессор К.П. Победоносцев, один из организаторов реформ в период правления Александра II, сумел за короткое время повернуть политику самодержавия на путь открытой реакции.
Именно ему принадлежит идея подготовки контрреформ судебной системы. Сначала ему всячески препятствовал в этом министр юстиции Д.Н. Набоков, а когда Победоносцев добился от царя его смещения, то уже ничто не мешало реализации задуманного. Начались повальные политические судебные процессы с вынесением смертных приговоров, получили распространение политические казни.
Обер-прокурор критиковал реформы Александра II, сетуя на то, что "...в России открылись новые судебные учреждения, новые говорильни, говорильни для адвокатов... В такое ужасное время надо думать не об учреждении новой говорильни, в которой бы произносились новые растлевающие речи... Нужно действовать".
В 1885 г. Победоносцев подал на имя Императора записку о реформе судебного строя. Он предлагал поставить всю судебную систему в зависимость от административного аппарата, рекомендовал отменить несменяемость судей, пресечь публичность всех судебных заседаний, принять решительные меры к обузданию и ограничению деятельности адвокатуры, ликвидации суда присяжных. Однако благодаря усилиям обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената А.Ф. Кони, пользовавшегося непререкаемым авторитетом и влиянием в Сенате, идеи Победоносцева не получали открытой поддержки.
В 1894 г. была создана Высочайше учрежденная Комиссия по пересмотру положений судебных уставов под председательством министра юстиции Н.В. Муравьева. Комиссия должна была разработать и принять изменения судебных уставов, в том числе в части деятельности адвокатуры.
Однако после проведения огромной работы в течение 10 лет предложения Комиссии так и не были реализованы в силу объективных и субъективных причин (отставка в 1904 г. Н.В. Муравьева и начало революции в 1905 г.).
В одном из номеров "Орловского вестника" за 1895 г. говорилось: "Русская адвокатура - слишком юное учреждение, ей нет еще и 30. Это мало для государственного учреждения, чтобы приобрести какую-то окраску. Адвокат должен быть не помощником частных лиц, а представителем общества; отстаивая попранное право частного лица, он должен делать это не ради только интересов этого лица, а главным образом, если не исключительно, во имя общественного интереса".
Революция 1905 г. привнесла много нового в функционирование адвокатуры. Так, уже с началом революции, пытаясь запугать адвокатов, к ним применяли репрессивные меры. Создавались препятствия и для нормальной работы адвокатских объединений. Адвокаты стремились противостоять давлению, поддержать высокое предназначение своей профессии. С помощью своих профессиональных объединений адвокаты стремились сохранить независимость, развивать самоуправление и проявлять солидарность в отражении нападок. Но там, где советы присяжных поверенных не были созданы, адвокаты находились под контролем суда.
Революция 1905 г. впервые объединила адвокатов России. В марте 1905 г. в Петербурге состоялся съезд, в котором участвовали 200 адвокатов, избранных преимущественно собраниями присяжных поверенных и их помощников. Съезд решил утвердить "Всероссийский союз адвокатов" в целях "объединения общественно-профессиональной деятельности адвокатуры и достижения политического освобождения России на началах демократической конституции". В дальнейшем, однако, Всероссийский союз адвокатов ничего не сделал для осуществления намеченных целей. Имея политические значение, он оставил лишь слабый след в профессиональной жизни адвокатов.
Вместе с тем жизнь оценила политическую активность адвокатуры. В Государственной Думе ее представители сыграли весьма заметную роль: председателем Госдумы первого созыва был избран С.А. Муромцев, среди депутатов первой Думы - 36 присяжных поверенных и помощников, второй - 32, третьей - 29, четвертой - 232. Февральская революция сгруппировала адвокатов вокруг Временного правительства. В его состав в качестве министра юстиции вошел блестящий адвокат и публицист А.Ф. Керенский. На встрече с Петроградским советом присяжных поверенных он выразил надежду на поддержку адвокатами нового правительства и активное участие в его деятельности. Керенский получил полное согласие совета.
Февральская революция устранила ряд запретов: почти повсеместно к Временному правительству выдвигалось требование предоставить "адвокатуре полноту корпоративного развития без всяких вероисповедных и племенных ограничений". Министерство юстиции разрешило принимать в ее ряды всех помощников присяжных поверенных еврейской национальности. В адвокатуру допускали женщин, отменили запрет на участие присяжных поверенных в военных судах.
Так адвокатура и суд присяжных сумели просуществовать в своем почти первозданном виде вплоть до революции 1917 г.
1.4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г.
Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.
24 ноября 1917 года был принят Декрет о суде N 1, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало.
Однако то, что адвокатура была лишена официального статуса, не остановило деятельность защитников. Например, общее собрание московских адвокатов постановило продолжать деятельность на основе законодательства 1864 г.
Необходимо отметить, что согласно ст. 3 Декрета о суде N 1, к роли обвинителей и защитников допускались "все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами".
Такое положение просуществовало до принятия 7 марта 1918 года Декрета о суде N 2. Данный декрет ограничил круг лиц, выполняющих функцию защиты. Однако он все же предписывал организовать при местных Советах коллегии правозащитников, которые начали создаваться, хотя и крайне медленно.
В том же 1918 году Совнарком издал декрет, предписывающий местным властям образовать единую, организованную корпорацию защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников. Таким образом, связь материального свойства между адвокатом и его клиентом была разорвана. К тому же остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из скудной государственной казны.
В ноябре 1918 года ВЦИК принял Положение "О народном суде", которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись "коллегиями обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе". Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными Советами, размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Народного Комиссариата юстиции СССР (НКЮ), из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.
Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.
С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету о суде N 2 присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.
Этим Положением коллегии правозаступников были заменены на коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными Советами. Клиенты по-прежнему должны были платить за услуги, но не самим защитникам и представителям, а на счет Комиссариата юстиции.
При этом для исключения личных контактов между адвокатом и клиентом закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью непосредственно к адвокату. Более того, адвокат допускался к делу, если руководство коллегии признавало иск правомерным, а защиту по иску необходимой. Следствием создания такой адвокатуры стало стремительное сокращение численности адвокатов.
Указанный порядок существовал до лета 1920 г.
22 мая 1922 г. считается датой создания советской адвокатуры. В этот день III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила своим Постановлением Положение об адвокатуре.
5 июля 1922 г. Народным комиссариатом юстиции РСФСР было принято новое Положение о коллегии защитников, которые создавались при губернских судах. Эти коллегии наделялись определенной автономией, труд адвоката оплачивался уже по соглашению сторон. Для руководства коллегии избирался президиум, а надзор за деятельностью коллегий возлагался на советы, прокуроров и суды губернского уровня.
Деятельность коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и других организациях, широкую пропаганду советского права. Гарантией выполнения задач, поставленных перед советской адвокатурой того времени, могло служить лишь "партийное руководство коллегиями защитников".
Подводя итоги дискуссии в печати об участии коммунистов в работе коллегий и об их роли в адвокатуре, ЦК РКП(б) 2 ноября 1922 г. издал Циркуляр "О вступлении коммунистов в коллегии защитников", в котором давались принципиальные указания, определяющие деятельность коммунистов - членов коллегий защитников.
ЦК РКП(б) указал, что коммунисты в коллегиях должны образовывать фракции, подотчетные губернским комитетам партии. При этом коммунистам в коллегиях запрещалось принимать дела по защите "буржуазных элементов" в их спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений. Нельзя было также защищать в судах "явных контрреволюционеров, расхитителей имущества и взяточников".
Адвокаты-коммунисты также обязаны были расширять бесплатную юридическую помощь населению, в первую очередь - рабочими крестьянам. Активное участие коммунистов в работе коллегий адвокатов позволило в короткие сроки покончить с традициями старой адвокатуры.
1.5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.)
Важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное постановлением СНК СССР от 16.08.1939 N 1219, вернувшее в оборот понятие "адвокат".
Согласно Положению в стране действовали областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Общее руководство адвокатурой осуществлял союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР, а непосредственно внутренними органами коллегии были: общее собрание членов коллегии и президиум коллегии. Существовал определенный ценз в виде образования, стажа работы по специальности. Коллегии состояли из лиц с высшим и средним образованием; имевшие среднее образование могли быть приняты в адвокатуру лишь при наличии стажа практической работы в органах юстиции не менее года. На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, но и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям.
Положение предусматривало дисциплинарную ответственность адвокатов в виде: замечания, выговора, строгого выговора, отстранения от работы адвоката на срок до шести месяцев, исключения из состава коллегии адвокатов.
Положение разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами.
Адвокат в ходе судебного разбирательства должен был разъяснить общественно-политическое значение дела, подвергнуть анализу и оценке полученные доказательства, дать юридическую оценку установленным фактам, охарактеризовать личность обвиняемого и, наконец, выразить свое понимание меры преступления или призвать к оправданию обвиняемого.