ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 2230
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Экзамен на статус адвоката:учебно-практическое пособие. Часть первая
Глава 1. История российской адвокатуры*(2)
1.1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.
1.5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.)
1.6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.)
2.3. Обязанность адвоката по повышению квалификации: значение и формы реализации
Допуск к квалификационному экзамену
Приостановление статуса адвоката
2.5. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений
2.10. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия
Юридическая консультация (ст. 24 Закона об адвокатуре)
Адвокатский кабинет (ст. 21 Закона об адвокатуре)
2.12. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро как формы адвокатских образований
Коллегия адвокатов (ст. 22 Закона об адвокатуре)
Адвокатское бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре)
Содержание адвокатского производства по уголовным делам
Содержание адвокатского производства по гражданским делам
О соблюдении адвокатской тайны при ведении адвокатского производства
Глава 3. Отношения адвоката с доверителем
Возмещение расходов на оказание юридической помощи при реабилитации лица
Глава 4. Профессиональная этика адвоката
4.1. Кодекс профессиональной этики адвоката: правовая природа, значимость, назначение, содержание
4.2. Этические принципы профессионального поведения адвоката
4.3. Этические правила поведения адвоката при общении с доверителем
4.4. Этические правила поведения адвоката при общении с другими адвокатами
4.5. Этические правила участия адвоката в судопроизводстве
Глава 5. Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката
5.5. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем
Деятельность адвоката при признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим
Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителям - юридическим лицам
6.3. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Условия действительности сделок
6.5. Представительство: понятие, виды. Доверенность
Деятельность адвоката по делам о защите права собственности
6.12. Понятие, содержание договоров. Принцип свободы договора. Классификация договоров
6.14. Особенности составления адвокатом проекта договора купли-продажи в интересах продавца
Договор возмездного оказания услуг
Финансирование под уступку денежного требования
6.31. Консультирование адвокатом доверителя по вопросам наследования по закону
Деятельность адвоката по регистрации залога
Деятельность адвоката по регистрации договора участия в долевом строительстве
6.34. Последовательность действий адвоката при создании товарищества собственников недвижимости
Заявлениео признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала
9.1. Лица, участвующие в деле: понятие, состав, процессуальные права и обязанности
9.8. Соблюдение адвокатом порядка предъявления иска и последствия его несоблюдения
9.12. Участие адвоката в рассмотрении дела в порядке заочного производства
Отличия апелляционной жалобы от кассационной и надзорной жалоб
Заключение эксперта и заключение специалиста
Показания эксперта и специалиста
Анализ адвокатом заключения эксперта и заключения специалиста
Устное собеседование проводится по всем вопросам билета даже в случае, если по какому-либо из них претендент показал недостаточную подготовленность. По усмотрению квалификационной комиссии ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах перечня вопросов, утвержденного Советом ФПА РФ.
Члены квалификационной комиссии по результатам выполненных заданий принимают решение в отсутствие претендента открытым голосованием именными бюллетенями простым большинством голосов.
Экзамен считается не сданным, если претендент хотя бы по одному из вопросов экзаменационного билета показал неудовлетворительные знания, либо правильно ответил менее чем на 50 вопросов тестирования.
По итогам экзамена делается заключение: "Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката сдал" или "Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката не сдал".
Результаты тестирования объявляются претенденту председателем квалификационной комиссии или уполномоченным им лицом непосредственно после его проведения. Тестирование и устное собеседование могут проводиться в разные дни.
В случае неявки претендента на экзамен по уважительной причине председатель квалификационной комиссии назначает другой срок сдачи экзамена.
При отрицательном результате экзамена, равно как при неявке на экзамен без уважительных причин, претендент вправе повторно обратиться с заявлением о сдаче экзамена в ту же квалификационную комиссию в установленный ею срок, но не ранее чем через один год.
Учитывая описанные выше требования и новые вопросы к экзаменационным билетам, для лиц, претендующих на получение статуса адвоката, с 1 сентября 2016 г. перестали быть актуальными ранее изданные книги подобной тематики. Кроме того, в связи с многочисленными изменениями законодательства, произошедшими в последнее время, такие книги потребовали серьезной переработке и актуализации.
Данное пособие поможет претендентам, желающим получить статус адвоката, подготовиться к устной части квалификационного экзамена (собеседованию) в соответствии с новыми требованиями, по действующим с 1 сентября 2016 г. экзаменационным вопросам, утвержденным Советом ФПА РФ 28 января 2016 г.
При написании пособия учтены изменения законодательства (в отраслях гражданского, семейного, трудового, налогового, уголовного права; в административном судопроизводстве, арбитражном, гражданском, международном, уголовном процессе; производстве по делам об административных правонарушениях; производстве в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Европейском Суде по правам человека) и судебная практика. В доступной форме изложены вопросы адвокатской деятельности и адвокатуры, истории адвокатуры, содержатся варианты
возможных задач и практических заданий, которые могут быть на экзамене.
Глава 1. История российской адвокатуры*(2)
1.1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.
К концу XIX в. общественное развитие России требовало ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры и суда присяжных. Александр II принял решение "водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого"*(3).
4 сентября 1862 г. в Общем собрании Государственного совета были рассмотрены и 29 сентября утверждены Основные положения по судоустройству. Они были опубликованы для всеобщего сведения 30 сентября 1862 г. в дополнении к N 78 "Сенатских вестей".
Закон "Учреждение Судебных установлений", которым и был создан институт присяжных поверенных - адвокатура, получил Высочайшее утверждение Императором Александром II 20 ноября 1864 г.
Введение в действие судебных уставов происходило в торжественной обстановке 17 апреля 1866 г. В этот день открылись новые суды и 27 присяжных поверенных были утверждены в этом статусе.
Институт присяжных поверенных был создан при судебных палатах в качестве отдельной корпорации, не входившей в состав суда и действующей на основе самоуправления, хотя и под контролем судебной власти.
Присяжные поверенные состояли при судах в следующих случаях:
1) по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;
2) по назначению советом присяжных или председателем суда в случае необходимости.
Присяжными поверенными могли быть:
1) лица, имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат);
2) лица, прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству на должностях, позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел;
3) помощники присяжных поверенных, бывшие таковыми не менее пяти лет.
Присяжными поверенными не могли быть:
1) лица, не достигшие 25-летнего возраста;
2) иностранцы;
3) граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);
4) граждане, состоявшие на службе правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без жалования;
5) граждане, подвергшиеся по судебному приговору лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда;
6) граждане, состоявшие под следствием за преступления или проступки, за которые полагалось лишение или ограничение прав состояния;
7) граждане, исключенные из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;
8) граждане, которым по суду было запрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Не могли быть присяжными поверенными (а также их помощниками) женщины, что было явной дискриминацией.
Иноверцы (лица не христианских вероисповеданий) могли быть приняты в адвокатуру только с разрешения Министерства юстиции.
Учреждение судебных установлений 1864 г. определило целью деятельности присяжных поверенных "занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест".
По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат - правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории - присяжных поверенных и частных поверенных
Институт частных поверенных возник в результате контрреформ в декабре 1874 г. первоначально как временная мера. Частными поверенными могли быть лица: 1) получившие высшее юридическое образование; 2) удостоверившие суд в своих знаниях. Мировые и уездные съезды, а также судебные палаты выдавали частным поверенным свидетельство на право ведения дел. Их деятельность была строго локализована: они могли ходатайствовать только в том судебном месте
, в котором им выдано свидетельство.
Деятельность частных поверенных представляла контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Общее собрание и Совет присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.
На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.
В каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 поверенных, учреждался совет присяжных поверенных, число членов которого по решению общего собрания должно было быть не менее пяти и не более 15 человек.
Деятельность совета присяжных детально регламентировалась. Он образовывался для правильного и успешного надзора за всеми присяжными поверенными и совмещал обязанности административного и судебного характера: вел наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей. О своей деятельности совет должен был ежегодно отчитываться перед общим собранием.
Совет мог создать при окружном суде свое отделение. Это делалось в тех случаях, когда в каком-либо городе, где даже не было судебной палаты, работало более 10 присяжных поверенных.
Правовое положение совета присяжных поверенных сводилось к следующему. В его обязанности входило:
1) рассмотрение прошений лиц, желавших приписаться к числу присяжных поверенных либо выйти из этого звена, и сообщение судебной палате о приписке их или об отказе в этом;
2) рассмотрение жалоб на действия поверенных