ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 2179
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Экзамен на статус адвоката:учебно-практическое пособие. Часть первая
Глава 1. История российской адвокатуры*(2)
1.1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.
1.5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.)
1.6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.)
2.3. Обязанность адвоката по повышению квалификации: значение и формы реализации
Допуск к квалификационному экзамену
Приостановление статуса адвоката
2.5. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений
2.10. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия
Юридическая консультация (ст. 24 Закона об адвокатуре)
Адвокатский кабинет (ст. 21 Закона об адвокатуре)
2.12. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро как формы адвокатских образований
Коллегия адвокатов (ст. 22 Закона об адвокатуре)
Адвокатское бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре)
Содержание адвокатского производства по уголовным делам
Содержание адвокатского производства по гражданским делам
О соблюдении адвокатской тайны при ведении адвокатского производства
Глава 3. Отношения адвоката с доверителем
Возмещение расходов на оказание юридической помощи при реабилитации лица
Глава 4. Профессиональная этика адвоката
4.1. Кодекс профессиональной этики адвоката: правовая природа, значимость, назначение, содержание
4.2. Этические принципы профессионального поведения адвоката
4.3. Этические правила поведения адвоката при общении с доверителем
4.4. Этические правила поведения адвоката при общении с другими адвокатами
4.5. Этические правила участия адвоката в судопроизводстве
Глава 5. Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката
5.5. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем
Деятельность адвоката при признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим
Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителям - юридическим лицам
6.3. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Условия действительности сделок
6.5. Представительство: понятие, виды. Доверенность
Деятельность адвоката по делам о защите права собственности
6.12. Понятие, содержание договоров. Принцип свободы договора. Классификация договоров
6.14. Особенности составления адвокатом проекта договора купли-продажи в интересах продавца
Договор возмездного оказания услуг
Финансирование под уступку денежного требования
6.31. Консультирование адвокатом доверителя по вопросам наследования по закону
Деятельность адвоката по регистрации залога
Деятельность адвоката по регистрации договора участия в долевом строительстве
6.34. Последовательность действий адвоката при создании товарищества собственников недвижимости
Заявлениео признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала
9.1. Лица, участвующие в деле: понятие, состав, процессуальные права и обязанности
9.8. Соблюдение адвокатом порядка предъявления иска и последствия его несоблюдения
9.12. Участие адвоката в рассмотрении дела в порядке заочного производства
Отличия апелляционной жалобы от кассационной и надзорной жалоб
Заключение эксперта и заключение специалиста
Показания эксперта и специалиста
Анализ адвокатом заключения эксперта и заключения специалиста
Над установлением размеров гонораров адвокаты утратили часть контроля, в связи с тем, что Комиссариат юстиции приобрел право выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи. И этим правом он успешно пользовался до конца сталинского периода, сведя в конце концов на нет возможности самой адвокатуры в определении собственной гонорарной политики. Приказом от 26 октября 1939 г. N 98 Наркомат юстиции предоставил себе полномочия управлять выборами президиума; Приказом от 2 октября 1939 г. N 85 - устанавливать ставки оплаты труда адвокатов; Приказом от 22 апреля 1941 г. N 65 - осуществлять контроль над приемом в коллегии.
В 1947 г. было создано особое специализированное межтерриториальное адвокатское объединение (впоследствии названное Межреспубликанской коллегией адвокатов - МРКА), которое осуществляло юридическую помощь в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО), обособленных военных городках, группах и группировках советских войск за границей, в том числе в названной выше ГСВГ, советских зарубежных колониях, на секретных военных объектах, при рассмотрении дел в специальных и других закрытых судах, в отдаленных местностях, где отсутствовали суды общей юрисдикции и правосудие осуществлялось военными трибуналами, а также в большинстве воинских частей и соединений, расположенных по всей территории Советского Союза. В этой коллегии адвокатов существовали свои юридические консультации и адвокатские фирмы в 54 субъектах Российской Федерации, а также в Абхазии, Казахстане, Таджикистане и Эстонии.
При Н.С. Хрущеве происходило усиление роли права и профессиональных юристов в строительстве социализма. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать "усилению социалистической законности и отправлению правосудия". В этих целях были внесены изменения в Основы уголовно-процессуального законодательства СССР (1958 г.) и в отдельные уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Появилось больше возможностей участвовать в более ранних стадиях уголовного разбирательства дел некоторых категорий доверителей. Защитник мог уже на стадии предварительного расследования представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов, людей, не говоривших на языке судопроизводства (ст. 22 Основ). В 1961 г. Верховный Совет СССР издал Указ об особенностях судопроизводства, по которому вводился, в частности, открытый процесс при полном составе суда, а защите давалось достаточное время для подготовки к процессу.
Положение об адвокатуре 1962 г. определило основную структуру и систему деятельности адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.
Коллегиальными органами руководства адвокатской деятельности были общие собрания коллегий адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии. Общее руководство деятельностью адвокатуры возлагалось на Министерство юстиции республики. При каждой коллегии адвокатов создавались юридические консультации, в которых осуществлялась юридическая помощь гражданам и организациям. Положение об адвокатуре устанавливало, что гражданин СССР, имеющий высшее юридическое образование, мог быть принят в коллегию адвокатов.
Средства коллегии адвокатов образовывались из сумм, отчисляемых юридическими консультациями. Размер отчислений устанавливался общим собранием адвокатов и не мог превышать 30% суммы гонорара, поступившего в юридическую консультацию.
Помимо непосредственного судебного представительства адвокаты оказывали гражданам и организациям консультативную помощь по юридическим вопросам в виде советов, разъяснений, составления жалоб и других действий.
В Положении об адвокатуре 1962 г. была предпринята первая после ликвидации адвокатуры в 1917 г. попытка возвратить ей былую независимость. Несмотря на то что свою деятельность коллегии адвокатов осуществляли по-прежнему под непосредственным контролем отделов юстиции исполкомов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, их сословное самоуправление уже во многом напоминало дореволюционное. Коллегиальный орган руководства адвокатской деятельностью коллегии состоял из общего собрания адвокатов коллегии, ее президиума и ревизионной комиссии. В коллегиях, насчитывавших более трехсот адвокатов, вместо общего собрания могли созываться конференции. Президиум коллегии из своего состава открытым голосованием избирал председателя президиума и его заместителя, утверждал штаты и сметы юридических консультаций, распоряжался сметами коллегии, вел статистическую и финансовую отчетность, контролировал соблюдение порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, проверял выполнение правил внутреннего распорядка.
Положение об адвокатуре закрепило обязанность оказывать юридическую помощь не только гражданам, но и государственным предприятиям, организациям, совхозам и колхозам. Поэтому адвокаты, будучи и государственными адвокатами, и юрисконсультами, не могли сосредоточиться на своей основной деятельности - судебном представительстве.
23 декабря 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили совместное Постановление "Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве", которым предусматривались меры работы адвокатов на тех предприятиях, где не было постоянных юрисконсультов. Тем самым ликвидировался пробел в их юридическом обслуживании. А 8 декабря 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило Типовой договор "Об оказании правовых услуг на предприятиях, в институтах и других организациях (кроме колхозов) юридическими консультациями при коллегиях адвокатов". Через год был утвержден Типовой договор, разрешивший адвокатам предоставлять правовые услуги и колхозам.
В конце 1970-х годов шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. В статье 161 Конституции СССР 1977 г. адвокатура впервые официально признавалась конституционным органом, и с этого момента она становилась более государственным делом, нежели оставалась полуавтономной и независимой профессией.
Закон СССР "Об адвокатуре", принятый в 1979 г., и соответствующий ему Закон от 20.11.1980 "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" установил, что все адвокаты страны обязаны действовать в рамках региональных объединений - коллегий адвокатов. Предъявлялись серьезные требования к приобретению статуса адвоката: гражданство СССР, высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. Существенно были расширены полномочия адвоката в уголовном процессе: участие в предварительном следствии; право запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии (ст. 15 Положения). Появились гарантии частичной независимости адвоката - недопустимость его допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.
Появились категории дел, по которым оказывалась бесплатная юридическая помощь, например о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой.
В соответствии со ст. 3 главы 2 Закона от 20.11.1980 "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" коллегии адвокатов являлись добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, то есть адвокатура представляла собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций - коллегий адвокатов. Высшим органом управления коллегии адвокатов являлось Общее собрание (конференция) членов коллегии. Как правило, данная конференция собиралась один раз в год и была правомочна проводить свою работу при участии не менее 2/3 делегатов, избранных юридическими консультациями.
К полномочиям Общего собрания (конференции) членов коллегии относилось принятие решений по следующим вопросам:
утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; установление численного состава, штата, сметы расходов и доходов коллегии;
определение порядка оплаты труда адвокатов;
избрание (переизбрание и прекращение полномочий) членов Президиума и Ревизионной комиссии, утверждение отчетов Президиума и Ревизионной комиссии, рассмотрение жалоб на постановления Президиума и вопросов, связанных с деятельностью коллегии.
Организация работы структурного подразделения коллегии - юридической консультации - осуществлялась заведующим юридической консультацией, назначаемым
Президиумом из числа членов коллегии. При этом все существенные условия соглашений и договоров определялись клиентом и адвокатом без вмешательства Заведующего.
Заведующий имел полномочия для назначения конкретных адвокатов для осуществления защиты по требованиям органов предварительного следствия и суда.
1.6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.)
В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. в очередной раз произошли коренные изменения во всех сферах жизни общества, Россия стала на путь демократических реформ. На тот момент действовало Положение об адвокатуре 1980 г., которое закрепляло советскую систему адвокатуры, что во многом уже не соответствовало мировым тенденциям развития в области правозащиты, а также реалиям современной российской правовой системы.
Положение об адвокатуре 1980 г. не включало норм о независимости адвоката, содержало избыточную правовую регламентацию, неверно определяло взаимоотношения между коллегиями адвокатов и государственными органами.
Во второй половине 80-х гг. XX в. в Советском Союзе развивалось движение, целями которого были увеличение объема прав и самостоятельности для адвокатуры, а также пересмотр системы оплаты труда и приближение к международным стандартам адвокатской деятельности.
Политика Министерства юстиции РСФСР, которое в первую очередь заботилось о народных судьях, вызывала недовольство адвокатов. Адвокаты же всегда находились в менее привилегированном положении. Десятки лет по распоряжению Министерства юстиции в адвокатуру принимались сокращаемые или проштрафившиеся судебно-прокурорские работники. Адвокаты хотели организовать собственную, независимую от Минюста ассоциацию (союз).
Министерство юстиции вынужденно приняло решение об отмене максимального заработка адвокатов. Согласно новой Инструкции об оплате юридической помощи адвокаты могли получать неограниченные суммы от своих клиентов. При гонораре менее 500 руб. в месяц 80% шло самим адвокатам, однако в случае более высокого заработка они должны были 50% от него отчислять в пользу своей коллегии. Это противоречило существовавшему Закону об адвокатуре, ограничивавшему подобные взносы 30%. Особенно сильно страдали те из коллегий, которые были вынуждены в ряде районов вводить гарантированный заработок для адвокатов, т.е. дотировать своих работников. Так, в северных районах Свердловской области адвокаты гарантированно получали до 230 руб. в месяц за счет коллегии, что истощало более чем скромные денежные запасы прошлых лет. Несмотря на противодействие Минюста, в 1989 г. в Москве был учреждён Союз адвокатов СССР.
В условиях проведения судебной реформы, пересмотра уголовно-процессуального законодательства, роли суда и прокуратуры в осуществлении правоохранительной деятельности был актуален вопрос о принятии нового закона, регламентирующего деятельность адвокатуры.
Общий вектор развития российской адвокатуры был изложен в Концепции судебной реформы 1991 г.: "Квалифицированная правовая помощь населению немыслима без решения организационных и правовых возможностей адвокатуры. Нужна реформа адвокатуры, которая позволила бы вывести ее из-под контроля Министерства юстиции, обеспечить независимость и высокий престиж защиты. Уровень развития адвокатуры - индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека".
За время проведения судебно-правовой реформы в России было подготовлено около 20 вариантов проекта закона "Об адвокатуре". В связи с перспективами принятия нового закона развернулись оживленные дискуссии. Между Минюстом России и адвокатурой шла серьезная борьба по поводу основных положений закона. Адвокатура хотела получить закон, дававший ей полную свободу и независимость от государства, а Минюст такое положение не устраивало. Таким образом, все проекты закона об адвокатуре, выносившиеся на обсуждение, не без оснований подвергались жесткой критике со стороны адвокатского сообщества, при этом ни одна из сторон не была готова идти на компромисс.
Создаваясь по принципу административно-территориального деления субъектов РФ, коллегии адвокатов оставались единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатов. С согласия Минюста России, при необходимости оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.