ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 2249
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Экзамен на статус адвоката:учебно-практическое пособие. Часть первая
Глава 1. История российской адвокатуры*(2)
1.1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.
1.5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.)
1.6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.)
2.3. Обязанность адвоката по повышению квалификации: значение и формы реализации
Допуск к квалификационному экзамену
Приостановление статуса адвоката
2.5. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений
2.10. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия
Юридическая консультация (ст. 24 Закона об адвокатуре)
Адвокатский кабинет (ст. 21 Закона об адвокатуре)
2.12. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро как формы адвокатских образований
Коллегия адвокатов (ст. 22 Закона об адвокатуре)
Адвокатское бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре)
Содержание адвокатского производства по уголовным делам
Содержание адвокатского производства по гражданским делам
О соблюдении адвокатской тайны при ведении адвокатского производства
Глава 3. Отношения адвоката с доверителем
Возмещение расходов на оказание юридической помощи при реабилитации лица
Глава 4. Профессиональная этика адвоката
4.1. Кодекс профессиональной этики адвоката: правовая природа, значимость, назначение, содержание
4.2. Этические принципы профессионального поведения адвоката
4.3. Этические правила поведения адвоката при общении с доверителем
4.4. Этические правила поведения адвоката при общении с другими адвокатами
4.5. Этические правила участия адвоката в судопроизводстве
Глава 5. Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката
5.5. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем
Деятельность адвоката при признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим
Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителям - юридическим лицам
6.3. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Условия действительности сделок
6.5. Представительство: понятие, виды. Доверенность
Деятельность адвоката по делам о защите права собственности
6.12. Понятие, содержание договоров. Принцип свободы договора. Классификация договоров
6.14. Особенности составления адвокатом проекта договора купли-продажи в интересах продавца
Договор возмездного оказания услуг
Финансирование под уступку денежного требования
6.31. Консультирование адвокатом доверителя по вопросам наследования по закону
Деятельность адвоката по регистрации залога
Деятельность адвоката по регистрации договора участия в долевом строительстве
6.34. Последовательность действий адвоката при создании товарищества собственников недвижимости
Заявлениео признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала
9.1. Лица, участвующие в деле: понятие, состав, процессуальные права и обязанности
9.8. Соблюдение адвокатом порядка предъявления иска и последствия его несоблюдения
9.12. Участие адвоката в рассмотрении дела в порядке заочного производства
Отличия апелляционной жалобы от кассационной и надзорной жалоб
Заключение эксперта и заключение специалиста
Показания эксперта и специалиста
Анализ адвокатом заключения эксперта и заключения специалиста
Отсутствие понятий "адвокатура" и "адвокатская деятельность" привело к их расширительному толкованию в период либеральных реформ 1991-1993 гг., в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и др. Вследствие этого были созданы многочисленные "параллельные" адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры.
К концу XX в. только в Москве действовало более 10 коллегий: так называемые традиционные, образованные ранее 1990 г., коллегии - Московская городская, Московская областная, Межреспубликанская коллегия и альтернативные, сознанные позднее 1990 г., коллегии - Межрегиональная коллегия адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, Межтерриториальная коллегия адвокатов, Адвокатская палата, Столичная коллегия адвокатов, Мосюрцентр и др. Но организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, порядок оказания юридической помощи по сути оставались прежними "советскими".
После вступления в действие в 1993 г. новой Конституции РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью, появилась возможность реализации на практике принципа презумпции невиновности.
В 90-х гг. XX в. одним из центральных вопросов был вопрос о концепции института адвокатуры в современных условиях. Адвокаты России считали необходимым сохранить самоуправление, а политика министра юстиции РСФСР Н. Федорова была направлена именно на ликвидацию самоуправления адвокатуры, на новое ее "огосударствление".Тем не менее Верховный Совет не одобрил концепцию Закона об адвокатуре Н. Федорова. Не поддержали его и комиссии Верховного Совета по законодательству и по правам человека.
Для будущего адвокатуры имело серьезное значение постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 2-П по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Принятое в разногласии (шестью голосами против пяти при четырех особых мнениях), оно закрепило принцип профессионального представительства по уголовным делам (за одним исключением для представителей профессиональных союзов и других общественных объединений). В результате этого возможность участия работников юридических фирм и частнопрактикующих юристов в уголовном процессе была почти исключена. Позиция, выраженная Конституционным Судом, поколебала положения концепции судебной реформы Российской Федерации, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., где говорилось о желательности введения на рынок различных субъектов оказания юридических услуг в целях "здоровой конкуренции" с адвокатурой.
На основании Закона от 20 ноября 1980 года, адвокатура действовала до 1 июля 2002 г.
25 мая 2001 г. Президентом РФ В.В. Путиным был внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", что продемонстрировало заинтересованность государства в судьбе адвокатуры. Закон призван, как констатировалось в пояснительной записке, обеспечивать правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать независимость адвокатуры как профессиональной некоммерческой организации.
В 2002 г. Закон об адвокатуре был принят. Он позволил адвокатскому сообществу объединиться, преодолеть все разногласия и стать более сплоченным, а адвокатура смогла стать одним из важнейших, самостоятельных и независимых институтов правового государства и гражданского общества в России.
Основными законодательными новеллами явились: закрепление понятий "адвокат", "адвокатская деятельность", "адвокатура"; гарантии независимости адвоката и адвокатской деятельности; расширение профессиональных прав адвоката: возможность самостоятельно собирать сведения, предметы и документы, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном законодательством; регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; признание свободного выбора адвокатом формы организации работы: индивидуально посредством учреждения адвокатского кабинета либо в составе коллегии адвокатов, адвокатского бюро, юридической консультации; определение органов адвокатского самоуправления и их функций; организационные, материально-технические и финансовые условия для получения гражданами бесплатной юридической помощи; кодификация этических требований к адвокату. Кодекс профессиональной этики адвоката (далее также - КПЭА) стал нормативным правовым источником правил внутрикорпоративного поведения.
1.7. Изменения законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации")
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации" (далее также - Закон об адвокатуре) провозгласил адвокатуру профессиональным сообществом адвокатов и институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (
ст. 3 Закона об адвокатуре).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре основными принципами адвокатуры являются: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов.
Адвокатской деятельностью согласно ст. 1 Закона об адвокатуре является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность при этом предпринимательской не является.
В соответствии со ст. 2 Закона адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Адвокат - независимый профессиональный советник по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.
Большое внимание уделено статусу адвоката, который включает следующие элементы:
- порядок и основания приобретения статуса;
- права и обязанности;
- порядок и основания приостановления и прекращения статуса;
- ответственность адвоката.
В ст. 18 Закона установлены гарантии деятельности адвоката, такие как адвокатская тайна, запрет на вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством РФ, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом и др.
Адвокатские полномочия в сфере оказания юридической помощи и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона, можно классифицировать на три группы:
1) консультативно-претензионная деятельность;
2) представительская деятельность в суде;
3) представительская деятельность в иных государственных и негосударственных органах.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона существуют случаи, когда адвокат не вправе принимать поручение на оказание юридической помощи.
В соответствии со ст. 7 Закона адвокат обязан, в том числе:
- честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;
- исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;
- соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов.
Законом также урегулированы вопросы ответственности адвоката (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная), оплаты труда адвоката (ст. 25), заключения соглашения с доверителем, оказания гражданам бесплатной юридической помощи (ст. 26) и другие актуальные для современной адвокатуры вопросы.
Реформирование российской адвокатуры серьезно затронуло организацию адвокатской деятельности и адвокатуры. Ведь формой объединения адвокатов в советское время были коллегии адвокатов областей, краев, автономных республик, союзных республик. В России до принятия нового Закона адвокатура все также действовала через коллегии адвокатов.
Сегодня адвокатура в России имеет организацию на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне адвокатура представлена Федеральной палатой адвокатов, высшим органом которой является Всероссийский съезд адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом - совет.
На уровне субъектов РФ адвокатура представлена адвокатскими палатами субъектов РФ, высшим органом адвокатской палаты является собрание (конференция) адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом - совета адвокатской палаты, также действуют ревизионная и квалификационная комиссии.
Согласно Закону об адвокатуре на территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата.
Адвокаты также вправе создавать общественные объединения адвокатов и быть членами (участниками) таких объединений.
Для осуществления своей деятельности адвокат должен выбрать одну из четырех организационно-правовых форм. В отличие от Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г., в соответствии с которым адвокаты могли осуществлять свою деятельность исключительно в рамках юридической консультации, Закон об адвокатуре предусматривает, что формами адвокатских образований могут быть:
1) адвокатский кабинет;
2) коллегия адвокатов;
3) адвокатское бюро;
4) юридическая консультация.
Данный перечень форм адвокатской деятельности является исчерпывающим.
Кардинальность произошедших изменений в законодательстве об адвокатуре в свою очередь можно проследить на примере оплаты труда адвокатов.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь должна оказываться бесплатно, что следует рассматривать как исключение из правила.
До 1988 г. государственные расценки на услуги адвокатов были столь малы, что адвокаты отказывались вести дела без заключения соглашения с доверителем, ибо такое соглашение в соответствии с Положением 1980 г. позволяло им получать дополнительную оплату. В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту в ст. 22 Положения 1980 г. предусматривалось оказание бесплатной юридической помощи нескольким категориям граждан:
- истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам по жалобам на неправильные записи в списках избирателей;
- депутатам Советов народных депутатов при даче консультаций по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий;
- членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.
И такую юридическую помощь коллегии адвокатов оказывали бесплатно на протяжении 22 лет (с 1980 г. до 1 июля 2002 г.).
Кроме того, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов, орган предварительного следствия, прокурор и суд (в производстве которых находится дело) были вправе, исходя из имущественного положения гражданина, полностью или частично освободить его от оплаты юридической помощи. При освобождении гражданина от оплаты труд адвоката должен был оплачиваться из средств коллегии, а если гражданин освобождался от оплаты юридической помощи органом предварительного следствия - прокурор или суд расходы на оплату труда адвоката относили в установленном порядке на счет государства.
Ст. 26 Закона об адвокатуре - до внесения в нее изменения Федеральным законом