Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

1.2. Факторы возникновения и особенности проявления эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников

2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников

2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников




Поскольку компонентами неблагоприятных эмоциональных комплексов являются наиболее часто встречающиеся у детей тревога и страх, для исследования эмоциональных комплексов нами был использован тест тревожности. В тестировании приняли участие 20 детей от 5 до 6 лет.

Целью тестирования являлось исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, общения с другими людьми.

Представив ребенку рисунок, детям давалась инструкция следующего содержания:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка 6 печальное или веселое?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) в ванной комнате».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и высказывания каждого ребенка были зафиксированы в специальных протоколах.


На основе данных протоколов вычислялся индекс тревожности ребенка. Данные протокола были занесены в таблицу эмпирических данных, и фиксировался индекс тревожности каждого ребенка. Далее, в зависимости от индекса тревожности всех детей мы подразделили на две группы:

Из 20 детей, которые принимали участие в тестировании, было выявлено 10 детей – с высоким уровнем тревожности, 4 – со средним уровнем тревожности, 10 детей – с низким уровнем тревожности.

В экспериментальную группу мы включили детей с высоким и средним уровнем тревожности – 10 человек с индексами высокого уровня тревожности - индекс тревожности выше 50 % и среднего уровня от 20 до 50%. Детей с низким индексом тревожности от 0 до 20% - включили в контрольную группу.

На следующем этапе исследования с детьми высокого и среднего уровня тревожности была проведена беседа. Каждому ребенку предлагалось ответить на вопросы, касающихся ситуаций страха.

По полученным данным были включены в экспериментальную группу для коррекции дети с наибольшим количеством страхов, превышающих возрастную норму: 5 мальчиков, имеющих более 9 страхов и 5 девочек, имеющих более 12 страхов. Остальные дети составили контрольную группу.

Учитывая результаты опроса детей, можно сделать выводы:

Все опрошенные дети экспериментальной группы – 100% боятся каких –либо животных. Мальчики бояться медведей, волков, плюс к этому еще и пауков и змей. Девочки боятся больше пауков и змей.

На втором месте по популярности выборов был страх темноты у 9 (90%) детей. Страх смерти выявлен в ответах 6 (60%) детей. Обладающих. Только страх темноты у 4 (40%) детей.

Кроме того, дети экспериментальной группы по степени популярности выборов указали на следующие страхи.

Обнаружены следующие страхи:

- что умрут родители -60%

- снятся плохие страшные сны –60%

- боятся пьяного папу, бандитов - 70%

- боятся стихий (бури, урагана) – 50%

- боятся уколов; боли – 100%

- боятся крови, войны, огня – 100%

- боятся высоты- 40%

- боятся транспорта (летать в самолетах, на машинах) – 80%

- боятся сказочных персонажей – 60%.

- боятся наказаний – 100 %.

Данные по страхам внесены в таблицу.

Далее, проводилось выявление страхов у детей также и с помощью рисунков. Детям предлагалось рисовать на темы: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшного или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».



Анализ результатов рисования на тему «Моя семья».

Детям давалась инструкция - нарисовать свою семью, как ребенок ее себе представляет. В этих рисунках важен порядок и близость расположения фигур, и особенно, место ребенка.

Фиксировалось - где ребенок рисует себя. Учитывалась цветовая гамма, общая с одним из взрослых, окраска туловища, указывающая на большую степень отождествления с ним. В некоторых случаях дети забывали нарисовать члена семьи или себя, что может свидетельствовать о конфликтном отношении с этим членом семьи, отсутствии взаимопонимания с родителями (если отсутствует один из родителей). Проанализировав рисунки детей, мы пришли к следующим выводам:

1) В контрольной группе дети себя нарисовали рядом со значимыми родителями. В 7 рисунках некоторых детей более крупным нарисован папа, в 3 рисунка более крупная – мама.

Изобразили себя между родителями- 50% (5 детей), изобразили себя ближе к папе или маме –50% (5 детей).

2) В рисунках детей экспериментальной группы нарисован только 1 родитель – мама присутствует в 6 рисунках (60%). Отсутствуют сам ребенок - на 7 рисунках (70%) детей. Рисунки нарисованы штриховкой и тонкими линиями, что является признаком тревожности в 8 рисунках (80%). На 4 (40%) рисунках имеется зарисованная фигура отца – что говорит о враждебности и страхе ребенка.

Далее детям экспериментальной группы предлагалось отобразить наиболее яркий страх - какой именно - не объяснялся.

С этим заданием справились все дети. Из 10 детей, трое нарисовали на одном месте сразу несколько страхов. Девочки нарисовали в основном: пожар, пауков, змею. Мальчики нарисовали: чудовище, медведя, уколы – шприц.

Детям обеих групп была предложена тема «Самое хорошее или самое плохое». Ребенку предоставлялась возможность выбора событий, происходящих с ним. Результаты анализа показали следующие результаты:

Хорошие, радостные эпизоды у - 80% (8 детей) экспериментальной группы.

Неприятные события только у 2 (20%) детей. Большинство детей контрольной группы рисовали радостные события: день рождения, разнообразные праздники, которые они справляют с близкими, фрагменты совместного с близкими отдыха на природе и другие. Неприятные события нарисовали всего 2 ребенка. Это были эпизоды с наказанием.

В экспериментальной группе практически у всех преобладают в основном грустные события –
ребенок сидит дома один, гуляет один или с собачкой, или он спрятался в шкафу.

Анализируя рисунки, мы обращали внимание на выбор цветовой гаммы и получили следующие данные:

В рисунках детей контрольной группы преобладают насыщенные яркие, светлые краски, указывающие на активный жизненный тонус и оптимизм. Преобладание в рисунках детей экспериментальной группы серых тонов и доминирование черного цвета подчеркивало отсутствие у них жизнерадостности, пониженный тон настроения, свидетельствовало о большом количестве страхов, с которыми не может справиться ребенок.

В некоторых рисунках дети рисовали очень мало и слишком мелко, что говорит об их заторможенности и беспокойстве.

Далее был проведен опрос родителей на знание настроения, эмоций и эмоционального состояния своего ребенка. Данные также заносились в таблицу по эмпирическим данным детей контрольной и экспериментальной групп.

Полученные данные на детей по контрольной группе представлены в приложении 1, в таблице 1. и на рисунке 1.

Таблица 1 - Результаты эмпирического исследования проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей контрольной группы



Уровни

Страхи

Тревожность

Родительская компетентность

Эмоциональное состояние

1

Высок.

0%

10%

80%

40%

2

Средн.

40%

30%

20%

60%

3

Низк.

60%

60%

0%

0%




Рис. 1 – Показатели эмпирического исследования проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей контрольной группы


Результаты эмпирического исследования страхов, тревожности детей, родительской воспитательской компетентности и эмоционального состояния ребенка до экспериментальной коррекционной работы детей экспериментальной группы представлены в приложении 2, в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 - Результаты эмпирического исследования проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей экспериментальной группы



Уровни

Страхи

Тревожность

Родительская

компетентность

Эмоц. состояние

1

Высок.

40%

50%

20%

20%

2

Средн.

50%

40%

40%

30%

3

Низк.

10%

10%

40%

50%




Рис. 2 - Результаты эмпирического исследования проявлений и факторов эмоциональных комплексов детей экспериментальной группы

Таким образом, выявлено у детей контрольной тревожности, страхов не выявлено (только страх темноты). В рисунках на тему семьи присутствуют оба родителя, преобладают яркие насыщенные краски. Опрос родителей показал, что они хорошо знают эмоции своих детей, знают особенности развитие ребенка дошкольного возраста, грамотно реагирую на все эмоциональные состояния ребенка.

У детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень тревожности, достаточно большое количество страхов (что умрут родители -60%, страшные сны –60%, боятся пьяного папу - 70%, страх стихий– 50%, уколов; боли – 100%, крови, войны, огня – 100%, высоты- 40%, транспорта (летать в самолетах, на машинах) – 80%, сказочных персонажей – 60%, наказаний – 100 %)

В рисунках присутствуют серые и черные краски, нарисован один родитель, в некоторых – сам ребенок отсутствует). Отразить что – то хорошее в рисунках ребенка не смогли. Рисунки фрагментарные. Эмоциональное состояние детей сниженное (по Люшеру выбирали серый и черный цвет). Родительская компетентность родителей – низкая.