Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников
2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей
2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников
В случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), следует настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая ребенку различные версии. При этом ребенок может принять или отвергнуть изменения.
Однако, в любом случае, основной задачей психолога является организация "встречи" и взаимодействия персонажа с фигурой, которая вызывает страх. Важно предлагать ребенку в ходе развития сюжета именно те ресурсы, которые помогут ему переработать свой страх.
Считается вполне уместным и допустимым в ходе возможных "переговоров" персонажа с фигурой, вызывающих страх, разыгрывание действий по ролям. Рекомендуется также при разыгрывании ролей в целях получения наибольшего эффекта – менять эти роли25.
Не рекомендуется ускорять коррекционный процесс. А если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, рекомендуется проработать "периферийные" страхи, что возможно позволит обнаружиться в каких либо новых образах так называемому - "коренному" страху, который непременно проявит себя в рисунке.
Выводы по 1 главе
Таким образом, эмоции играют важную роль в жизни людей, помогают взаимодействовать, воспринимать действительность.
Эмоции очень важны в развитии дошкольников, помогают им не только воспринимать действительность и реагировать на нее.
Эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника. Они придают им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.
Эмоции и чувства ребенка проявляясь в поведении, информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, сердит или огорчает его.
В результате неблагоприятного воздействия среды, которая окружает ребенка, формируются многие эмоциональные комплексы детей - неуверенность в себе, склонность к сомнениям и колебаниям, робость, тревожность, нерешительность, несамостоятельность, нередко инфантильность, повышенная внушаемость ребенок.
Эмоциональные комплексы ребенка следует коррекировать еще в условиях детского дошкольного учреждения.
Для коррекции рекомендуется сначала использовать методики диагностики эмоционального развития и наличия эмоциональных комплексов в развитии детей (наблюдение, анкетирование родителей, проективные рисуночные тесты, эксперимент). С учетом выявленных страхов рекомендуется для коррекции применять арттерапевтические методы – игровую терапию, сказкотерапию и рисуночные методы.
2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей
Исследование проводилось на базе ДШИ №1 г. Октябрьска Самарской области.
Режим деятельности ДШИ:
Режим работы ДШИ с 8.00 до18.00.
Продолжительность рабочей недели (дни): 5 дней
Экспериментальная работа проводилась в период с 11.04.2016 по 22.05.2016 г. Общая выборка исследования составила 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет -
(10 мальчиков и 10 девочек).
Исследование проводилось поэтапно:
-
этап. Проведение констатирующего эксперимента, диагностика и анализ полученных результатов. -
этап. Проведение формирующего эксперимента. -
этап. Проведение повторной диагностики и анализ эффективности проведенного формирующего эксперимента с применением методов математической статистики.
На первом этапе были проведены беседы с родителями о поведенческих особенностях детей, взаимоотношениях со сверстниками, родителями, другими взрослыми. При приеме детей в ДШИ в процессе индивидуальной беседы с родителями выявлялись социально-психологические особенности семьи и характеристики ребенка, а также личностные особенности дошкольников. Выявлялись умения ребенка контактировать с другими, а также наблюдаемые родителями возможные проблемы в поведенческой и эмоциональной сфере детей – замкнутость, застенчивость, тревога, причины страхов. Применялась для опроса специально разработанная анкета. Текст анкеты для беседы с родителями представлен в приложении А.
Результаты бесед с родителями или взрослыми, их замещающими представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Описание выборки детей
№ | Ф.И. | Возраст | Социально – психологические характеристики | | ||
1 | Сережа | 5 лет | Семья полная. От рождения в основном ребенком занимается мама. Психологический климат в семье хороший. Ребенок контактный, имеет много игрушек, детских книжек. Охотно слушает, когда ей читают. Задает много вопросов. Эмоциональные комплексы не наблюдаются. | | ||
2 | Андрей | 5 лет | Семья полная. Мама и папа имеют высшее образование, работают. Ребенка от рождения с воспитывает бабушка. С ребенком специально никто не занимается. Познавательную активность ребенок не проявляет. | | ||
3 | Антон | 6 лет | Семья неполная, состоит из трех человек – мамы, Антона и бабушки. От рождения интенсивно общается с бабушкой. Мама с ребенком общается мало (только вечером, после работы). Никаких занятий с ребенком не проводят. Наблюдается капризность. | | ||
4 | Саша | 5 лет 6 месяцев | Семья полная. От рождения до 2 – х лет с Сашей интенсивно общалась мама. С ним много играют, читают книжки, занимаются. Конфликтов в семье не бывает. | | ||
5 | Денис | 6 лет | Семья неполная, состоит из мамы и Дениса. С двух лет ребенок находится на попечении няни. Няня осуществляет только уход и с ребенком никаких занятий не проводит. | | ||
Продолжение таблицы № 1 | | |||||
№ | Ф.И. | Возраст | Социально – психологические характеристики | | ||
6 | Костя | 5 лет 6 месяцев | Семья полная, есть бабушка и дедушка. С внуком бабушка и дедушка специально не занимаются. Дедушка гуляет с внуком. Бабушка иногда читает сказки. Детских книжек у ребенка нет. Наблюдается высокая тревожность. | | ||
7 | Витя | 6 лет | Семья полная. С рождения мама интенсивно общается с ребенком, выполняя все рекомендации психологов. Ребенок задает много вопросов, речь у него хорошая, пытается вместе с мамой сочинять сказки. | | ||
8 | Вова | 5 лет 8 месяцев | Семья полная. У ребенка много игрушек, но он к ним интереса не проявляет. Специальных занятий с ребенком мама – домохозяйка не проводит. | | ||
9 | Лена | 6 лет | Семья полная. У ребенка много книжек. Мама много занимается с ребенком лепкой, рисованием, развитием речи. | | ||
10 | Лариса | 5 лет 8 месяцев | Семья полная. Родители работают, ребенок на попечении няни с 9 месяцев. С ребенком особых занятий не проводит, иногда читает сказки. У Ларисы есть игрушки, детские книжки. Наблюдается тревожность. | | ||
11 | Катя | 6 лет | Семья полная. От рождения Катей занимается мама. Ребенок развивается нормально, умения хорошие. | | ||
12 | Маша | 5 лет 8 месяцев | Семья полная. Ребенком занимается бабушка, читает книжки и гуляет. Умения рисовать, лепить, вырезать – не развиты. Ребенок проявляет строптивость, гиперактивность, гневливость. | |
Продолжение таблицы 1
№ | Ф.И. | Возраст | Социально – психологические характеристики |
13 | Вика | 6 лет | Семья неполная, состоит из Вики и бабушки. Занятий по развитию девочки бабушка не проводит, книжки читает. Наблюдается гневливость и враждебность. |
14 | Даша | 5 лет 8 месяцев | Семья полная, ребенок желанный. Ребенком от года занимается приходящая няня, которую тщательно подбирали. Развивается она хорошо. Комплексов не наблюдается. |
15 | Света | 6 лет | Семья полная, расширенная, состоит из мамы, папы, Светы и брата 7 лет. С ребенком занимаются и мама, и брат. Умения хорошие. Комплексов не наблюдается. |
16 | Оля | 5 лет 8 месяцев | Семья полная. Мама домохозяйка, от рождения воспитывает дочку при участии мужа. Мама много занимается с ребенком. Однако наблюдаются капризность. |
17 | Полина | 6 лет | Семья полная, расширенная. Полиной занимается мама. Наблюдается у девочки капризность и гневливость. |
18 | Яна | 6лет | Семья полная. До двух лет с девочкой интенсивно общалась мама. Семья дружная. Занимается с девочкой няня. У девочки хорошо развиты и операциональные и речевые умения. Комплексов у девочки не наблюдается. |
Методики исследования
1. Для исследования уровня тревожности детей использовался тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен). Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим.
2. Для диагностики особенностей эмоционального благополучия или неблагополучия использовалась методика с использованием цветовой гаммы. Методика предназначена для детей 4,5 – 7 лет. Проводится как индивидуально, так и в подгруппе. В качестве стимульного материала используются 8 цветных карандашей в стаканчике, 2 полоски белой бумаги и палитра.
Методика состоит их трех блоков. По реализации этих трех блоков результаты заносятся в таблицу. Составляется сводный протокол на начало и конец эксперимента, отражающий динамику эмоционального состояния ребенка.
3. Использовалась методика выявления страхов у детей с помощью рисования. Детям предлагалось рисовать на темы: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшного или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».
4. Использовался метод анкетирования родителей. Применялся этот метод для выявления воспитательской компетентности родителей, а также установления причин неблагополучия детей и объектов, вызывающих негативные и болезненные переживания ребенка. Анкета содержит 31 ситуацию, в которых дети, так или иначе, проявляют эмоции.
5. Для математических расчетов и сравнительного анализа уровней развития формируемых речевых умений дошкольников (до и после экспериментальной работы) применялся критерий U критерия Манна- Уитни. Для проверки возможной динамики формируемых умений применялся критерий G – критерий знаков, для выявления качественной стороны динамики формируемых умений применялся Т – критерий Вилкоксона.