Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии

1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения

1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА В АНО ДПО «ИИТ

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»

2.3. Организация исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ» и анализ полученных результатов

3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»

3.1. Анализ результатов, полученных в ходе исследования

3.2. Разработка тренинга по формированию эмоционального интеллекта топ – менеджеров компании как фактор роста эффективности системы профессионального обучения АНО ДПО «ИИТ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»

В настоящее время в России наиболее часто применяются три методики измерения эмоционального интеллекта:

-методика Н. Холла

-методика оценки «Эмоциональный интеллект-2» (ЭмIQ-2)

-тест «ЭмИн» Д. Люсина.

Наиболее широко используется методика Н. Холла, которую представил Е.П. Ильин и описала И.А, Федорова [34,c. 11].

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Методика состоит из 30 утверждений (приложение 1), разбивающихся на 5 шкал:

1)эмоциональная осведомленность;

2) управление своими эмоциями;

3) самомотивация;

4) эмпатия;

5) распознавание эмоций других людей.

Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от -3 - «полностью не согласен» до +3 - «полностью согласен».

Однако М.У, Асророва, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал [2,c. 45]. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию - как распознавание эмоций других людей - как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Ключ к тесту также исходит из указанных 5 шкал, к каждой из которых относятся конкретно указанные вопросы.

Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25

Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30

Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22

Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28

Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов распределяются следующим образом:

-14 и более – высокий

-8-13 – средний

-7 и менее – низкий

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

-70 и более – высокий

-40-69 – средний

- 39 и менее – низкий.

Вторая методика - ЭмIQ-2 - методика, созданная в России под научным руководством А.Г. Шмелева и И.И. Скориковой[31].

Применяемая на практике версия методики «Эмоциональный интеллект-2» состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа (приложение 2).

Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал, представленных в таблице 4.

Таблица 4– Шкалы методики «Эмоциональный интеллект-2»

Наименование

Характеристика шкалы

1. Общая

суммарный балл по всем шкалам

2. Самоанализ и самозащита

отражает способность трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей

3. Самоконтроль

отражает наличие внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей

4. Выражение эмоций

отражает способность адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей

5. Социальная чуткость

шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания

6. Самооценка чуткости

шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих


Стандартизация существующего варианта методики проводилась на широкой выборке добровольцев (свыше 600 протоколов), выполнявших интернет-версию методики в ее исследовательском варианте, на сайте HR-лаборатории «Гуманитарные технологии».

Стоит отметить большую практическую направленность данной методики.

В качестве сферы ее применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес-тренеры и т.д.).

Третья методика - тест «ЭмИн» Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора (приложение 3) [15,c. 65].

Эмоциональный интеллект определяется ученым как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.

Необходимо отметить, что определение, предложенное Д. Люсиным, близко моделиХ. Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других. На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов, представленных в таблице 5.

Таблица 5 – Шкалы теста Д. Люсина

Вид эмоционального интеллекта

Факторы оценки

1. Межличностный эмоц. интеллект.

1.1. Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций.

1.2. Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию;

1.3. Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций;

2. Внутриличностный эмоц.интеллект

2.1. Шкала В1. Осознание своих эмоций;

2.2. Шкала В2. Управление своими эмоциями;

2.3. Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.

Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями.


2.3. Организация исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ» и анализ полученных результатов

Целью настоящего исследования является изучение эмоционального интеллекта у работников организации для дальнейшей разработки тренинга по повышению качества управления эмоциями.

В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования.

В теоретическом плане:

- провести анализ эмоционального интеллекта в современной психологической науке, определить степень изученности проблемы

- изучить эмоциональный интеллект и его отдельные компоненты у сотрудников.

В эмпирическом плане:

- провести эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта сотрудников.

- на основании цели и полученных данных исследования разработать бизнес-план для повышения уровня развития эмоционального интеллекта сотрудников.

Гипотеза исследования – существует зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и способностью к профессиональной деятельности: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше способности к профессиональной деятельности и выше эффективность работы.

Методологической основой исследования являются теоретические положения, представленные в работах по:

-теории эмоций K. Изарда, Д.В. Люсина, В.Д. Небылицына, Л.И. Петражицкого, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Ильина

-теории эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Р. Бар-Он, Л.С. Выготского.

- измерению ЭИ по тесту Р.М. Белбина «Командные роли», «ЭмИн» Д.В. Люсина, тесту NEO-PI-R.

Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов и методик:

- анкетирование и тестирование сотрудников

- количественная и качественная обработка данных.

Эмпирическая база исследования:

Исследование проводилось среди 15 сотрудников организации в возрастных рамках от 32 до 52 лет.

Из них 11 – женщин, 4 – мужчин.

По служебному положению:

- 4 сотрудников относятся к административно-руководящему звену,

-11 сотрудников относятся к исполнительскому звену.


Возраст испытуемых варьировался от 32 до 52 лет:

- средний возраст – 41 год,

- минимальный возраст – 32 лет,

- максимальный возраст – 42 года

Образование:

- 100 % испытуемых имеют высшее образование,

- второе высшее образование имеют 20% испытуемых,

- 60% - проходили курсы профессиональной переподготовки

- большая часть испытуемых (70%) участвовали в краткосрочных образовательных курсах и тренингах.

Семейное положение:

-80% испытуемых указали семейное положение: женат/замужем,

-20% - не замужем, холост, в т.ч. разведен.

Общий стаж работы в среднем по выборке составил 21 год.

Исследование проводилось посредством анкетирования в течение 1 дня.

Испытуемым были розданы анкеты, где они должны были указать свои Ф. И. О., возраст, должность, стаж работы, уровень образования, семейное положение, количество детей.

После это им были предложены опросники

Время на выполнение опросника отводилось 20 минут. Все сотрудники ответили в указанное время.

В приложении 8 представлен перечень участников исследования.

Исследование в целях получения объективного результата проводилось внешними специалистами, приглашенными компанией на условиях договора.

В целом, организация исследования проведена в соответствии с нормами корпоративной этики в комфортной обстановке.

3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»

3.1. Анализ результатов, полученных в ходе исследования

В приложении 8 представлены результаты опроса респондентов по методике Д. Холла.

По каждой шкале была высчитана сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

-14 и более — высокий;

-8–13 — средний;

-7 и менее — низкий.

Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:


-70 и более — высокий;

-40–69 — средний;

-39 и менее — низкий.

1. Эмоциональная осведомленность – это осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций.

Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.

Согласно нашему исследованию были получены следующие результаты.

1 человек имеет высокий уровень эмоциональной осведомленностью

6 человек имеют средний уровень эмоционального осведомленности:

8 человек имеют низкий уровень эмоциональной осведомленности, и это количество составляет больше четверти общего числа работников компании.

2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями.

Результаты показали, что в коллективе нет человека с высоким уровнем эмоционального управления:

12 человек имеют средний уровень эмоционального управления.

3 человека показали низкий уровень управления своими эмоциями –

3. Самомотивация - управление своим поведением, за счет управления эмоциями.

Из приложения 8 можно сделать вывод, что 2 человека имеют высокий уровень самомотивации, 10 человек имеют средний уровень самомотиваци и 3 человека имеют низкий уровень самомотивации.

4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.

По данным нашего исследования видно, в коллективе нет человека с высоким уровнем эмпатии.

6 человек имеют средний уровень эмпании и 9 человек имеют низкий уровень эмпатии.

5. Распознавание эмоций других людей - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Из приложения 8 видно, что в организации отсутствуют люди с высоким уровнем распознавания эмоций людей

8 человек имеют средний уровень распознавания эмоций людей и 7 человек имеют низкий уровень распознавания эмоций людей.

Подведем итог по интегрированному уровню эмоционального интеллекта. Респонденты с высоким уровнем эмоционального интеллекта отсутствуют (рисунок 2).

Рисунок 2. – Распределение по уровням эмоционального интеллекта

10 человек имеют средний уровень эмоционального интеллекта .

5 человек имеют низкий уровень эмоционального интеллекта .

Рисунок 3 – Уровень эмоционального интеллекта