Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 672

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



5. Какие изменения тонов сердца характерны для пациентов со стенозом устья аорты?

6. Назовите основные жалобы пациента с недостаточностью аортального клапана.

7. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с недостаточностью аортального клапана?

8. Охарактеризуйте шум, выявляемый при аускультации сердца у пациента с недостаточностью аортального клапана.

9. Какие изменения тонов сердца характерны для пациентов с недостаточностью аортального клапана?

10. Назовите основные жалобы пациента с недостаточностью трехстворчатого клапана.

11. Какие изменения выявляют при физикальном исследовании пациентов с недостаточностью трехстворчатого клапана?

12. Охарактеризуйте шум, выявляемый при аускультации сердца у пациента с недостаточностью трехстворчатого клапана.

13. Какие изменения тонов сердца характерны для пациентов с недостаточностью трехстворчатого клапана?

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. При аортальном стенозе можно выявить:

А. Ритм перепела

Б. Высокое пульсовое артериальное давление

В. Грубый систолический шум во 2-й точке аускультации

Г. Щелчок открытия митрального клапана

Д. Диастолический шум в 1-й точке аускультации

2. Что характерно для недостаточности аортального клапана?

А. Ослабление II тона на аорте

Б. Акцент II тона на легочной артерии

В. Усиление систолического шума в 4-й точке на вдохе

Г. Ритм галопа

Д. Хлопающий I тон

3. Наиболее частая причина развития стеноза устья аорты:

А. Ишемическая болезнь сердца

Б. Острая ревматическая лихорадка, атеросклероз

В. Бактериальный эндокардит

Г. Сифилитическое поражение аорты

Д. Сердечная недостаточность

4. Что характерно для больных аортальным стенозом?

А. Увеличение печени

Б. Асцит

В. Отеки ног

Г. Боли за грудиной

Д. Потеря сознания

5. Наиболее частая причина развития недостаточности аортального клапана:

А. Острая ревматическая лихорадка, инфекционный эндокардит

Б. Атеросклероз

В. Дефект межпредсердной перегородки

Г. Пролапс митрального клапана

Д. Вегето-сосудистая дистония

6. Систолический шум на аорте не характерен для:


А. Аневризмы аорты

Б. Аортального стеноза

В. Митрального стеноза

Г. Коарктации аорты

Д. Недостаточности аортального клапана

7. Куда иррадиирует систолический шум при стенозе устья аорты?

А. В область мечевидного отростка

Б. В зону левого края грудины

В. В область сонных артерий

Г. В левую аксиллярную область

Д. В подмышечную область

8. При недостаточности аортального клапана диастолический шум лучше выслушивается:

А. На верхушке

Б. Во втором межреберье справа от грудины

В. У основания мечевидного отростка

Г. В четвертом межреберье слева от грудины

Д. В третьем межреберье слева у края грудины

9. Охарактеризуйте пульс у больного с недостаточностью аортального клапана:

А. Нитевидный

Б. Низкий и медленный

В. Дефицитный (pulsusdeficience)

Г. Различный (pulsus difference)

Д. Высокий и скорый («скачущий» – пульс Корригана)

10. Что можно выявить при перкуссии границ относительной тупости сердца у больного со стенозом отверстия аортального клапана в стадии компенсации?

А. Смещение границы относительной тупости сердца вправо и вверх

Б. Значительное смещение левой границы относительной тупости сердца влево

В. Смещение верхней границы относительной тупости сердца вверх

Г. Отсутствие существенных смещений границ относительной тупости сердца

Д. Смещение правой границы относительной тупости сердца вправо

11. Что определяется при недостаточности трёхстворчатого клапана?

А. Отрицательный венный пульс

Б. Набухание шейных вен без пульсации

В. «Пляска каротид»

Г. Симптом Альфреда Мюссе

Д. Положительный венный пульс

12. Какие из перечисленных ниже значений АД наиболее характерны для больного со стенозом отверстия аортального клапана?

А. 120/80 мм рт. ст.

Б. 90/60 мм рт. ст.

В. 180/100 мм рт. ст.

Г. 180/45 мм рт. ст.

Д. 105/90 мм рт. ст.

13. В этиологии ревматизма установлено решающее значение:
А. Стафилококка золотистого

Б. Энтерококка

В. Аденовируса

Г. Вируса гриппа А

Д. Стрептококка гемолитического

14. Укажите основные изменения тонов сердца при сочетанном аортальном пороке:
А. I тон на верхушке ослаблен, II тон на аорте ослаблен

Б. I тон на верхушке хлопающий, акцент II тона на легочной артерии

В. I тон на верхушке ослаблен, акцент II тона на легочной артерии

Г. I тон на верхушке ослаблен, акцент II тона на аорте



15. При каком пороке наблюдается максимальная гипертрофия миокарда левого желудочка?
А. Недостаточности аортального клапана
Б. Стенозе устья аорты
В. Недостаточности митрального клапана
Г. Стенозе митрального отверстия
Д. Недостаточности трикуспидального клапана

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

А

Б

Г

А

В

В

Б

Д

Б

Д

Д

А

А

Б


Практическое занятие № 17 (модуль 4, тема 4.4)

Артериальные гипертензии: гипертоническая болезнь,

симптоматические гипертензии

Цель занятия:

- изучение этиологии, патогенеза, современной классификации, клинических проявлений артериальной гипертензии.

После изучения данной темы студент должен знать:

- факторы риска развития артериальной гипертензии,

- патогенез артериальной гипертензии,

- современную классификацию артериальной гипертензии,

- основные симптомы артериальной гипертензии,

- лабораторно-инструментальные методы диагностики артериальной гипертензии.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- основы диагностики первичной и вторичной артериальной гипертензии.

В результате изучения данной темы студент должен уметь:

- собирать анамнез у больного с артериальной гипертензией,

- давать оценку общего состояния больного с артериальной гипертензией,

- определять основные внешние признаки артериальной гипертензии,

- выявлять и оценивать изменения при проведении физикального обследования пациента с артериальной гипертензией,

- доложить полученные данные на практическом занятии,

- написать фрагмент истории болезни.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Этиология, патогенез, клиника, основные и дополнительные критерии диагностики, классификация первичной артериальной гипертензии.


3. Понятие о вторичной артериальной гипертензии.

4. Симптоматология артериальной гипертензии.

5. Демонстрация преподавателем обследования пациента с артериальной гипертензией.

6. Самостоятельная работа студентов с больными артериальной гипертензией: сбор анамнеза, общий осмотр, пальпация грудной клетки, топографическая перкуссия легких, сравнительная перкуссия легких, аускультация легких, пальпация области сердца и крупных сосудов, перкуссия сердца, аускультация сердца.

7. Разбор с преподавателем данных, полученных при самостоятельной работе.

8. Написание фрагмента истории болезни.

9. «Исходящий» тестовый контроль.

Основные понятия

Артериальная гипертензия (АГ) – стойкое повышение артериального давления (АД).

Эссенциальная АГ – форма АГ, при которой исключены вторичные гипертензии.

Симптоматическая АГ – все патологические состояния, протекающие с повышением АД (паренхиматозные заболевания почек, первичный гиперальдостеронизм, феохромоцитома, болезнь Иценко-Кушинга и др.). Маскированная АГ – изолированная амбулаторная гипертензия. Гипертензия белого халата – изолированная клиническая гипертензия.

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. Перечислите основные жалобы пациента с артериальной гипертензией.

2. Перечислите основные органы-мишени при артериальной гипертензии.

3. Назовите основные факторы риска развития артериальной гипертензии.

4. Назовите клинические проявления артериальной гипертензии.

5. Как изменяется левая граница относительной тупости сердца у больного с длительно протекающей АГ?

6. Как изменяется верхушечный толчок у больного с длительно протекающей АГ?

7. Какой пульс определяется у больного с длительно протекающей АГ?

8. Современная классификация артериального давления.

9. Что такое «маскированная гипертензия» и «гипертензия белого халата»?

10. Правила измерения АД по методу Н.С. Короткова.

11. Нормальные значения систолического и диастолического артериального давления.

12. Измерение АД на ногах. Нормальные показатели.

13. Последовательность исследования артериального пульса.

14. Какие цифры систолического и диастолического артериального давления соответствуют норме?

15. Перечислите возможные неблагоприятные исходы артериальной гипертензии.

Тестовые задания


Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Что такое «аускультативный провал» при измерении АД по методу Н.С.Короткова?

А. Феномен «бесконечного тона» при попытке определить диастолическое АД

Б. Невозможность получить устойчивые величины систолического АД

В. Период времени полного отсутствия звуковых явлений в интервале между систолическим и диастолическим АД

Г. Период времени полного отсутствия звуковых явлений в интервале между диастолическим и систолическим АД

2. Систолическое АД, измеренное по методу Н.С Короткова, с позиций фазовой структуры сердечного цикла – это:

А. Давление крови в артериях в период асинхронного сокращения левого желудочка

Б. Давление крови в артериях в период изоволюметричекого сокращения левого желудочка

В. Максимальное давление в артериальной системе, возникающее в период изгнания крови из левого желудочка

Г. Максимальное давление в артериальной системе, обусловленное систолой правого желудочка

Д. Минимальное давление в артериальной системе, обусловленное диастолой правого желудочка

3. На какой артерии чаще всего определяют АД аускультативным методом Короткова?

А. На плечевой артерии

Б. На лучевой артерии

В. На бедренной артерии

Г. На сонной артерии

Д. На височной артерии

4. Артериальная гипертензия I стадии устанавливается на основании:

А. Отсутствия поражения органов-мишеней

Б. Наличия поражения органов-мишеней

В. Наличия ассоциированных клинических состояний

Г. Результатов электрокардиографии

Д. Результатов физикального обследования

5. Диастолическое артериальное давление, измеренное по методу Короткова, с позиций продолжительности фаз сердечного цикла – это:

А. Давление крови в артериях в первую фазу диастолы в протодиастолический период

Б. Давление крови во вторую фазу диастолы – в период изоволюметрического расслабления

В. Давление крови в артериях во время фазы быстрого наполнения желудочков

Г. Давление крови во время фазы медленного наполнения желудочков

Д. Давление крови во время медленного наполнения предсердий

6. Как называется артериальная гипертензия, если имеется крайне высокое АД (>180/120 мм рт.ст.) с развитием выраженных изменений со стороны сосудистой стенки, что приводит к отеку соска зрительного нерва, ишемии тканей и нарушению функций различных органов?

А. Изолированная АГ

Б. Злокачественная АГ