Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 6. Удельный общих доходов в 2015 году.

Рисунок 7. Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета за 2015 год.

Большую часть всех доходов составляют субсидии 63% , которые расходуются на заработную плату, начисления на оплату труда, коммунальные услуги, на реализацию мероприятий перечня народных инициатив, 22% составляют дотации и 1,6% субвенции. Налоговые и неналоговые доходы занимают всего лишь 11,6%. Можно сделать вывод о том, что основная часть доходов - это безвозмездные поступления они составляют 88% от общей суммы доходов сельского поселения. Сельскому поселению недостаточно собственных доходов для полноценного существования.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

3.1 Предложения по совершенствованию системы управления доходами в муниципальном образовании

Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местных бюджетов. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы. Рассмотрим ряд мер, комплексный подход к которым приведет к росту доходов в бюджет за счет местных налогов.

Во-первых, необходимо усилить контроль за несоблюдением учета объектов имущества и земель. Такими объектами являются: земельные участки, взятые в пользование без спроса; здания и сооружения, возведенные без разрешения на строительство; участки и имущество, которые имеют несоответствие заявленных и фактических площадей; реконструированные, перепланированные и потерявшие свое начальное предназначение строения.


При этом усиление контроля может быть осуществлено различными способами инвентаризации и процесса постановки на учет муниципального имущества и земельных участков:

  1. Помощь при оформлении гражданами прав собственности на земли и имущественные объекты путем корректировки самой процедуры оформления и постановки на учет;
  2. Выявление потенциальных плательщиков налогов, т. е. владельцев неучтенного имущества и земельных участков путем проведения разъяснительной работы с физическими лицами;
  3. Наиболее эффективный способ — образование рабочих групп, деятельность которых будет заключаться в выявлении земельных и имущественных объектов, не прошедших регистрацию.

В Чичковском сельском поселении за последние четыре года было оформлено 39 участков, из них 14 зарегистрировано в 2012 году, 12 – в 2013, 7 – в 2014 и 4 – в 2015 году. Доходы от земельного налога с физических лиц возросли.

В 2014 году наблюдается резкий скачок доходов по данной статье, это произошло вследствие активной работы главы поселения, которая агитировала жителей к уплате долга по земельному налогу, она помогала гражданам собрать необходимые документы, консультировала их в данном вопросе.

Рисунок 8. Динамика поступления земельного налога с физических лиц

Немаловажной статьей собственных доходов является земельный налог с организаций. В Чичковском сельском поселениии на сегодняшний день зарегистрировано 7 организаций, из них одна организация-льготник, 3 оплачивают земельный налог, и 3 индивидуальных предпринимателя, которые установили магазины, но не оформили землю и налог не платят.

С 2011 по 2013 год был стабильный рост доходов по земельному налогу с организаций, при этом в 2012 году был оформлен земельный участок, которому по сегодняшний день уплачивается налог. (рисунок 9)

В связи с кризисной ситуацией в стране в 2014 году было резкое падение поступлений по земельному налогу, так как организации были не в состоянии платить по своим обязательствам.

Рисунок 9. Динамика поступлений земельного налога с организаций

И все-таки, проблема неуплаты налога остается, так как многие жители получают низкий доход или вообще не оформляют участки в собственность.

Если реализовать на данной территории комплекс предложенных мер, то доходы по земельному налогу возрастут, что приведет к улучшению финансового состояния Чичковского сельского поселения.


Во-вторых, для увеличения потока доходов в бюджет муниципального образования необходимо повысить качество информационной осведомленности населения о налогообложении объектов недвижимости и усилить взаимосвязь между регистрирующими, инвентаризирующими и фискальными органами. Данные об учете и инвентаризации должны быть актуальными, постоянно синхронизироваться с базами данных регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органов.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих при формировании бюджетов муниципальных образований, является низкая стоимость объектов имущества и земель при обложении их налогами. Решением этой проблемы является изменение исчисления налоговой базы по налогам на имущество путем расчета, исходя из кадастровой стоимости участков земли и имущественных объектов. Стоимость объектов в результате инвентаризации получается ниже, чем их стоимость на рынке. Это происходит из-за отсутствия сопоставления информации о самом рынке недвижимости и местонахождения объекта.

Мерой, позволяющей повысить количество доходов от имущества, станет пересмотр льгот, предоставляемых физическим лицам при уплате земельных и имущественных налогов. Оптимизация системы льгот должна произойти не только на местном, но и на федеральном и региональном уровнях. На практике показано, что установка льгот на уровне федерации ведет к нехватке доходов на местном уровне.[30]

Вопросу установления льгот Президент РФ уделяет особое внимание. В Бюджетном послании на 2014—2016 гг. отмечается, что «нужно обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов». На увеличение доходов от налоговых поступлений также повлияет пересмотр налоговых ставок, которые должны быть экономически обоснованы.

Необходимо передать право контроля за местными налогами органам местного самоуправления. Сейчас этим занимаются территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, которые не заинтересованы в росте поступлений доходов по имущественным налогам. Эта проблема исходит из того, что при повышении качества сегодняшнего контроля и учета базы по налогам, затраты будут превышать потенциальные налоговые поступления в будущем. Нужно установить экономически обоснованные налоговые ставки по местным налогам. Но не следует злоупотреблять повышением налогов, так как может произойти обратный эффект, который приведет к понижению налоговых поступлений при установлении слишком высоких ставок налогов. [27]


Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим или юридическим лицам на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией. [34]

Кроме того, наличие бесхозных земель тормозит развитие сельского хозяйства в регионе, в связи с чем президент Российской Федерации в «послании президента Российской Федерации Федеральному собранию» от 03.12.2015 огласил свое решение: «Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причем заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат. Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю».

Органам местного самоуправления необходимо определить методы, направленные на мобилизацию бюджетных доходов, чтобы повысить платежеспособность муниципальных образований и улучшить их финансовое состояние.

Для осуществления межмуниципального сотрудничества необходимо создать муниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью или некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения. Появляется возможность совместного финансирования учреждений, служб, а так же предоставление муниципальных услуг другим муниципальным образованиям.

Таким образом, у муниципальных образований появляется максимально загрузить имеющиеся учреждения и при этом получить доходы из советующих бюджетов, а так же не будет необходимости расходовать бюджетные средства на строительство новых учреждений.[35]

3.2. Предложения по совершенствованию структурно-содержательного обеспечения бюджетирования в муниципальном образовании


В качестве предложений по совершенствованию структурно-содержательного обеспечения бюджетирования в Чичковском муниципальном образовании можно порекомендовать осуществить внедрение специализированной системы бюджетирования, такой, как, например, программный продукт «1С:Бюджет муниципального образования». Эта компьютерная программа представляет собой автоматизированную информационную систему планирования, санкционирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджета муниципального образования.

«1С:Бюджет муниципального образования» предназначен для автоматизации деятельности органов, организующих исполнение бюджетов городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий городов федерального значения, действующих на основании Федерального Закона от 15.02.2016 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ведущих учет с применением Инструкции по бюджетному учету (утверждена Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. (в ред. от 01.03.2016 г.) №157-н). Программный продукт «1С:Бюджет муниципального образования» разработан в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства и инструкций Министерства финансов Российской Федерации и реализует стандартную методологию планирования, санкционирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджета.

Система бюджетирования должна обеспечивать следующий функционал:

  • Формирование проекта бюджета;
  • Формирование и уточнение бюджетной росписи по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов;
  • Формирование, утверждение, распределение и уточнение лимитов бюджетных обязательств;
  • Учет договоров и бюджетных обязательств;
  • Выделение, доведение и распределение объемов финансирования расходов и прочих выплат из бюджета;
  • Ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета;
  • Учет кассовых поступлений;
  • Санкционирование платежей и управление кассовыми выплатами из бюджета;
  • Учет некассовых операций; Автоматический бюджетный контроль;
  • Комплект регламентированных регистров бюджетного учета;
  • Комплект регламентированных отчетов;
  • Комплект первичных документов и выходных форм операционного дня казначейства;
  • Конструктор аналитических отчетов;
  • Электронный обмен с органами Федерального казначейства;

Электронный обмен с распорядителями и получателями средств бюджета.