Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На основании статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Для реализации государственных полномочий нужен бюджет Российской Федерации.

Бюджетная система состоит из трех уровней, одним из низших звеньев бюджетной системы является местный бюджет, направляемый на решение вопросов связанных с социальной защитой населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии.

Кроме того, он является фундаментом бюджетной системы, не укрепив который, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные районы. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода. Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Как показывает практика, малочисленные поселения часто оказываются не в состоянии эффективно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения, поскольку не имеют для этого ни достаточных финансовых средств, ни кадровых ресурсов. С похожими проблемами сталкиваются и некоторые муниципальные районы, не имеющие достаточных ресурсов для эффективного выполнения своих полномочий.

Недостаток ресурсов приводит к тому, что многие муниципальные образования оказываются способны решать вопросы социально-экономического развития лишь при поддержке со стороны органов государственной власти. Степень вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по общественно значимым вопросам остается низкой.

Сохраняется высокая дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных районов и сельских поселений. [14]


Актуальность темы исследования

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Объектом исследования выступает местный бюджет на примере бюджета Администрации Чичковского сельского поселения.

Предметом исследования является анализ доходов местного бюджета и разработка на этой основе системы местного самоуправления.

Цели исследования – анализ формирования доходной части местного бюджета и его исполнение, разработка рекомендаций по совершенствованию формирования доходной части бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального образования.

Задачи курсовой работы:

1. Показать бюджетное устройство Российской Федерации и изучить доходную часть местного бюджета.

2. Анализ доходов местного бюджета на примере Администрации Чичковского сельского поселения.

3. Разработать направления предложений по совершенствованию системы управления бюджетом в муниципальном образовании.

Для написания работы основными источниками послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ; данные финансовой отчетности и нормативных документов Администрации Чичковского сельского поселения, экономическая литература отечественных авторов таких как: Горный М.Б., Курченко Л.Ф., Суглобов А.Е. , раскрывающая основные вопросы, связанные как с теорией построения бюджетной системы, так и с самим процессом формирования и исполнения бюджета, публикации экономических газет и журналов.

Курсовая работа состоит из введения, заключения и трех глав, первая из которых носит теоретический характер. В ней характеризуется бюджетное устройство Российской Федерации, раскрываются принципы построения бюджетной системы и место местного бюджета в системе, рассматриваются доходы местного бюджета.

Во второй главе представлен анализ формирования и исполнения бюджета характеризующих доходы за 2014 и 2015 гг.

В третьей главе даются рекомендации, по разработке предложений, совершенствованию системы управления бюджетом в муниципальном образовании.


ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Организация системы взаимосвязей, основанная на правовых нормах между звеньями бюджетной системы, участниками бюджетного процесса, включающая, принципы построения бюджетной системы, принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации называется бюджетным устройством.

Один из главных механизмов, который государство использует для осуществления экономического и социального регулирования, представляет собой финансовая система общества. Высшее звено этого механизма – бюджетная система.[24]

Совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируемая нормами права называется бюджетной системой Российской Федерации. Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения. К принципами бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  1. Единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации раскрывает принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Соответствующие виды налоговых доходов за определенным уровнем бюджета закрепляет принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
  3. Принцип самостоятельности бюджетов означает что:

а) законодательные органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) должны быть, определяемые в соответствии с законодательством России, собственные источники доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы;

в) регулирующие доходы, полномочия по формированию доходов соответствующих бюджетов законодательно закрепляются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;


г) право самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что в полном объеме подлежат отражению в бюджетах все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. За счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России подлежат финансированию все государственные и муниципальные расходы.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Объем запланированных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита – это называется сбалансированностью бюджета. Органы власти должны стремиться уменьшить размеры дефицита бюджета при его составлении.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности экономности использования бюджетных средств означает, что уполномоченные органы и получатели средств должны достигать заданных результатов и при этом использовать наименьший объем средств или достигать наилучших результатов с определенного объема бюджетных средств при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств.

7. Принцип гласности. Принцип гласности означает доступность сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета означает, что должны быть достоверные показатели и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета в прогнозах социально-экономического развития соответствующей территории.

9. Принцип адресности и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [2]

Единая совокупность бюджетов всех уровней, основанная на принципах построения бюджетной системы федеративного государства называется бюджетной системой Российской Федерации. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.


Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему (рис. 1.):

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.

Для деятельности соответствующих государственных или местных органов каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой. Устройство бюджетной системы Российской Федерации основано на административно-территориальном делении. На территории 89 субъектов, входящих в состав Российской Федерации, образованы муниципальные образования. Федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские - бюджет городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов являются звеньями бюджетной системы Российской Федерации. [24]

Рисунок 1. Схема бюджетной системы Российской федерации

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий год называется консолидированным бюджетом. Этот бюджет используется для того, чтобы сводить статистические данные и анализировать показатели бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты. Формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации является федеральный бюджет. Перераспределение средств между регионами производится с помощью Федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ

Местные бюджеты

Консолидированные бюджеты сельских районов

Районные бюджеты

Бюджеты городов районного подчинения

Бюджеты сельских поселений

Бюджеты других муниципальных образований

Рисунок 2. Бюджетная система субъектов Российской Федерации

Чтобы оказывать помощь нуждающимся регионам за счет средств обеспеченных регионов, в настоящее время используется в Российской Федерации система финансовой помощи. [25]