Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма образования и расходования денежных средств, предназначена для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ - это бюджет субъектов Российской Федерации (региональный бюджет).

Из региональных бюджетов и местных бюджетов складывается консолидированный бюджет. (рисунок 2)

Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации составляют местные бюджеты. Согласно статье 15 Бюджетного кодекса РФ форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления – это бюджет муниципального образования (местный бюджет).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 15 февраля 2016 года № 131-ФЗ) устанавливает сферу собственных полномочий местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.

На основании Федерального закона 131 –ФЗ действует двухуровневая модель организации местной власти. Эта модель включает в себя два типа муниципальных образований: муниципальный район и муниципальное поселение. Каждое из муниципальных образований наделено рядом полномочий по решению вопросов местного значения и отдельно переданных государственных полномочий. (рис. 3) Эта модель подразумевает механизм распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, которые можно передавать с одного уровня на другой.

Передача этих полномочий и ресурсов происходит, в зависимости от определенных обстоятельств, либо в индивидуальном порядке (от муниципального района - к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении).

Первый уровень

Второй уровень

* 1, 2, 3, 4 – муниципальные поселения

Рисунок 3. Схема двухуровневой модели организации местной власти

Существует третий тип муниципальных образований – городской округ, который сочетает в себе признаки поселения и муниципального района.

Если проецировать межбюджетные отношения, которые возникают между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами можно увидеть, что эти системы одинаковы, что позволяет создать прочные длительные условия формирования местных бюджетов.

В Федеральном законе утверждены пять основных групп вопросов местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления, т.е. полномочия органов местного самоуправления:


  1. На территории муниципального образования должно быть организовано местное самоуправление и закреплено в уставе и иных нормативных правовых актах муниципального образования. К вопросам местного значения относятся: установление норм, обязательных к исполнению на территории муниципального образования, в том числе ведение налогов, принятие и изменение уставов муниципальных образований, регулирование социально-экономического развития муниципального образования, установление порядка природопользования и т.д.
  2. В отношении: средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, имущества органов местного самоуправления, муниципальных земель и других природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение социально-экономического развития муниципального образования от имени населения органы муниципального образования осуществляют права собственника
  3. Создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах, организация, содержание и развитие муниципальных служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований в различных сферах местной жизни.
  4. Осуществление международных коммуникаций, связанных с решением вопросов местного значения в пределах своей компетенции.
  5. Организация и осуществление контроля представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц, внутренний контроль в исполнительно-распорядительной сфере - контроль за соблюдением нормативных правовых актов, действующих на территории муниципального образования, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения, обеспечение материально-технических условий дошкольного и школьного образования, благоустройства территории, ряд других вопросов – относятся к полномочиям органов местного самоуправления. За каждым из уровней местной власти закрепляются отдельными статьями закона исполнение этих функций.

Находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из бюджета муниципального района и свода городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района состоит консолидированный бюджет муниципального района.


Сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов могут быть предусмотрены в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений. Органами местного самоуправления соответствующих городских и сельских поселений самостоятельно определяется порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет.

Сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований обеспечиваются органами местного самоуправления.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местногоܖ бюджета;
  • установлениеܖ иܖ исполнениеܖ расходныхܖ обязательствܖ муниципальногоܖ образования;
  • определениеܖ порядкаܖ предоставленияܖ межбюджетныхܖ трансфертовܖ изܖ местныхܖ бюджетов;
  • осуществлениеܖ муниципальныхܖ заимствований,ܖ управлениеܖ муниципальнымܖ долгом;
  • детализацияܖ объектовܖ бюджетнойܖ классификацииܖ Российскойܖ Федерацииܖ вܖ части,ܖ относящейсяܖ кܖ соответствующемуܖ местномуܖ бюджету;
  • вܖ случаеܖ иܖ порядке,ܖ предусмотренныхܖ Бюджетнымܖ кодексомܖ РФܖ иܖ инымиܖ федеральнымиܖ законами,ܖ установлениеܖ ответственностиܖ заܖ нарушениеܖ нормативныхܖ правовыхܖ актовܖ органовܖ местногоܖ самоуправленияܖ поܖ вопросамܖ регулированияܖ бюджетныхܖ правоотношений;
  • установлениеܖ вܖ соответствииܖ сܖ федеральнымиܖ законамиܖ иܖ законамиܖ субъектовܖ Федерацииܖ нормативовܖ отчисленийܖ вܖ бюджетыܖ поселенийܖ отܖ федеральных,ܖ региональныхܖ иܖ местныхܖ налоговܖ иܖ сборов,ܖ подлежащиеܖ зачислениюܖ вܖ соответствииܖ сܖ Кодексомܖ вܖ бюджетыܖ муниципальныхܖ районов;
  • установлениеܖ порядкаܖ иܖ условийܖ предоставленияܖ межбюджетныхܖ трансфертовܖ изܖ бюджетаܖ муниципальногоܖ районаܖ бюджетамܖ сельскихܖ поселений;
  • определениеܖ целейܖ иܖ порядкаܖ предоставленияܖ субвенцийܖ изܖ бюджетаܖ поселенийܖ вܖ бюджетыܖ муниципальныхܖ районов;
  • составлениеܖ отчетаܖ обܖ исполненииܖ консолидированногоܖ бюджетаܖ муниципальногоܖ района.

ܖ ܖ Вܖ местныхܖ бюджетахܖ раздельноܖ предусматриваютсяܖ доходы,ܖ которыеܖ направляютсяܖ наܖ исполнениеܖ полномочийܖ органовܖ местногоܖ самоуправленияܖ поܖ решениюܖ вопросовܖ местногоܖ значения,ܖ иܖ субвенции,ܖ полученныеܖ сܖ вышестоящегоܖ бюджетаܖ наܖ обеспечениеܖ осуществленияܖ органамиܖ местногоܖ самоуправленияܖ отдельныхܖ государственныхܖ полномочий,ܖ аܖ такжеܖ расходыܖ местныхܖ бюджетов,ܖ осуществляемыеܖ заܖ счетܖ вышеперечисленныхܖ поступлений.

ܖ ܖ Официальномуܖ опубликованиюܖ (обнародованию)ܖ подлежатܖ проектܖ местногоܖ бюджета,ܖ решениеܖ обܖ утвержденииܖ местногоܖ бюджета,ܖ годовойܖ отчетܖ оܖ егоܖ исполнении,ܖ ежеквартальныеܖ сведенияܖ оܖ ходеܖ исполненияܖ местногоܖ бюджетаܖ иܖ оܖ численностиܖ муниципальныхܖ служащихܖ органовܖ местногоܖ самоуправления,ܖ работниковܖ муниципальныхܖ учреждений.ܖ Вܖ случаеܖ отсутствияܖ возможностиܖ ихܖ опубликованияܖ органыܖ местногоܖ самоуправленияܖ поселенияܖ проводятܖ публичныеܖ слушания.

ܖ Муниципальноеܖ образованиеܖ осуществляетܖ своюܖ деятельностьܖ заܖ счетܖ главногоܖ источникаܖ финансированияܖ -ܖ местногоܖ бюджета.ܖ Вܖ связиܖ сܖ низкимܖ уровнемܖ социально-экономическихܖ показателейܖ субъектовܖ Российскойܖ Федерации,ܖ вܖ экономикуܖ муниципальныхܖ образованийܖ приходитсяܖ привлекатьܖ дополнительныеܖ финансовыеܖ ресурсы.ܖ Бюджетܖ развитияܖ предназначенܖ дляܖ аккумулированияܖ инвестиционныхܖ средств,ܖ вܖ целяхܖ поддержанияܖ процессовܖ социально-экономическогоܖ развития.ܖ Корректирующиеܖ воздействиеܖ наܖ структуруܖ реальногоܖ сектораܖ экономикиܖ муниципальногоܖ образованияܖ -ܖ главнаяܖ цельܖ бюджетаܖ развития.

Поܖ своейܖ сущностиܖ иܖ целевойܖ направленностиܖ бюджетܖ муниципальногоܖ образованияܖ иܖ бюджетܖ развитияܖ отличаются.ܖ вܖ своихܖ функциональныхܖ разделахܖ бюджетܖ всегдаܖ содержитܖ капитальныеܖ расходыܖ инвестиционнойܖ иܖ инновационнойܖ направленности.ܖ Поэтомуܖ бюджетܖ развитияܖ долженܖ бытьܖ самостоятельным.ܖ Стратегическаяܖ системаܖ управленияܖ муниципальнымиܖ финансовымиܖ потокамиܖ направленаܖ наܖ ܖ обеспечениеܖ стабильногоܖ развитияܖ муниципальногоܖ образованияܖ иܖ усилениеܖ экономическойܖ самостоятельности.ܖ Отсутствиеܖ целостнойܖ методикиܖ управленияܖ имеющимисяܖ вܖ ихܖ распоряженииܖ финансовымиܖ ресурсами,ܖ обеспечивающейܖ достижениеܖ поставленныхܖ задачܖ иܖ выполнениеܖ функцийܖ местногоܖ самоуправленияܖ являетсяܖ вܖ настоящееܖ времяܖ однойܖ изܖ проблемܖ муниципальногоܖ образования.


Поܖ принципуܖ -ܖ доходыܖ определяютܖ расходыܖ работаетܖ системаܖ составленияܖ бюджетаܖ развития.ܖ Отдельныеܖ статьиܖ финансированияܖ программܖ развитияܖ урезаютсяܖ вܖ случаеܖ сниженияܖ доходнойܖ части.ܖ Сбалансированнаяܖ совокупностьܖ заемныхܖ средств,ܖ выделяемыхܖ изܖ бюджетаܖ муниципальногоܖ образованияܖ наܖ инвестиционныеܖ целиܖ -ܖ бюджетܖ развития.ܖ Текущиеܖ иܖ капитальныеܖ расходыܖ бюджетаܖ нужноܖ разделить,ܖ приܖ этомܖ выделивܖ изܖ нихܖ средстваܖ бюджетаܖ развития,ܖ сܖ последующимܖ егоܖ утверждениемܖ какܖ самостоятельногоܖ бюджета,ܖ имеющегоܖ отличныеܖ отܖ бюджетаܖ текущихܖ расходовܖ источникиܖ поступленияܖ иܖ направленияܖ расходованияܖ средств.ܖ Бюджетܖ текущихܖ расходовܖ обязательноܖ долженܖ бытьܖ сбалансированܖ налоговымиܖ иܖ неналоговымиܖ доходамиܖ (рис.ܖ 4).ܖ [23]

=

доходы местного бюджета текущие расходы

* 1 – расходы за коммунальные услуги;

2 – расходы на заработную плату;

3 – расходы за услуги связи;

4 – прочие расходы.

Рисунок 4. Схематичное изображение баланса текущих расходов и собственных доходов муниципального образования

Доходы местного бюджета

Доходыܖ бюджетовܖ формируютсяܖ вܖ соответствииܖ сܖ бюджетнымܖ законодательством,ܖ законодательствомܖ оܖ налогахܖ иܖ сборах,ܖ законодательствомܖ обܖ иныхܖ обязательныхܖ платежах.ܖ

Вܖ соответствииܖ сܖ Бюджетнымܖ кодексомܖ РФܖ доходыܖ бюджетаܖ складываютсяܖ изܖ трехܖ источников:ܖ

-ܖ налоговыеܖ доходы;ܖ

-ܖ неналоговыеܖ доходы;ܖ

-ܖ безвозмездныеܖ поступления.ܖ

Денежныеܖ средства,ܖ поступающиеܖ вܖ индивидуальноܖ безвозмездномܖ иܖ безвозвратномܖ порядкеܖ вܖ соответствииܖ сܖ законодательствомܖ РФ,ܖ субъектовܖ РФ,ܖ правовымиܖ актамиܖ представительныхܖ органовܖ местногоܖ самоуправленияܖ вܖ формеܖ налоговܖ иܖ сборов,ܖ штрафов,ܖ пениܖ иܖ другихܖ санкцийܖ заܖ нарушениеܖ налоговогоܖ законодательстваܖ относятсяܖ кܖ налоговымܖ доходамܖ бюджета.ܖ

Федеральныеܖ налогиܖ иܖ сборы,ܖ налогиܖ специальныхܖ налоговыхܖ режимов,ܖ региональныеܖ иܖ местныеܖ налогиܖ составляютܖ налоговуюܖ системуܖ РФ.

Междуܖ бюджетамиܖ бюджетнойܖ системыܖ РФܖ распределяютсяܖ федеральныеܖ налогиܖ иܖ сборы,ܖ аܖ такжеܖ налогиܖ специальныхܖ налоговыхܖ режимовܖ поܖ нормативам,ܖ установленнымܖ Бюджетнымܖ кодексомܖ РФ.ܖ

Региональныеܖ налогиܖ иܖ сборыܖ поступаютܖ вܖ бюджетыܖ субъектовܖ РФ,ܖ ноܖ могутܖ отчислятьсяܖ вܖ местныеܖ бюджетыܖ поܖ нормативам,ܖ установленнымܖ закономܖ субъектаܖ РФܖ наܖ длительныйܖ периодܖ (неܖ менееܖ трехܖ лет).ܖ