ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 841
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Рис. 1. Самооценка как компонент самосознания
Изучением начала становления самооценки занимались многие психологи, и все же до сих пор конкретного возрастного этапа не определено. Мнения ученых разделились между тремя периодами – дошкольный возраст (Ананьев, Димитров), младший школьный возраст (Выготский, Захарова,
Юлдашева) и подростковый возраст (Божович, Бороздина, Савонько) [4].
И, действительно, говорить о сформированности данного феномена в раннем возрасте сложно, потому как ребенок хоть и начинает узнавать и фиксировать знания о себе практически с рождения, он только констатирует данные, а не оценивает их. С другой стороны, этот процесс указывает на зарождение самооценочных действий, в связи с чем можно предположить, что самооценка развивается не категорически в конкретном возрастном периоде, а постепенно, поэтапно. Эту гипотезу можно доказать с помощью
описанных многими учеными уровней самооценки.
Уровни самооценки – это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Каждый генетический поздний период возникает не посредством уничтожения существующего, а на основе его преобразования [38].
Существует несколько моделей генезиса самооценки.
Первую уровневую модель самооценки раскрывает в своей работе Галкина Т.В., которая считает, что в реальной жизни самооценка функционирует только на двух уровнях: интуитивном (неосознанном) и вербально-осознанном (развитом) уровнях. Первый уровень самооценки
прослеживается на ранних этапах развития ребенка, либо в непривычных или экстремальных условиях, и проявляется, как непосредственное отражение оценок окружающих. Второй уровень соотносим с наличием у человека умения обосновывать самооценку и актуализировать средства ее обеспечения. Развитый уровень характеризуется усилием и автоматизацией
процессов самосознания и носит рефлексивный характер [15].
Вторая модель представлена К.Р. Сидоровым. Он выделяет:
-
Процессуально-ситуативный уровень, когда ребенок еще не умеет устанавливать связи между своими поступками и качествами, а оценивает себя по непосредственным внешним результатам деятельности. Самооценка
на данном этапе достаточно неустойчива.
-
Качественно-ситуативный уровень, когда ребенок уже может отождествлять совершение отдельного поступка или бездействие с наличием или отсутствием соответствующего качества, но не абстрагирует качество от
отдельного акта поведения, что указывает на необъективность самооценки.
-
Качественно-консервативный уровень, который характеризуется разрешением прямолинейных связей между поступками и качествами личности, выступающими для него самостоятельной объективной реальностью. Однако главную роль в самооценке играет констатация уже достигнутого уровня развития свойств личности и недооценка корректив, вносимых в характеристику внутреннего мира новыми изменениями в
поведении, в результате чего самооценка отличается консервативностью.
-
Качественно-динамический уровень, раскрываемый при осознании ребенком сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается. Самооценка становится объективной и динамичной, но при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности [49].
Анализируя динамику проявления самооценки на всех уровнях, можно соотнести каждый из них с определенным возрастным периодом: процессуально-ситуативный уровень соответствует раннему возрасту, качественно-ситуативный – дошкольному, качественно-консервативный –
младшему школьному, качественно-динамический – подростковому.
Таким образом, точкой начала развития самооценки мы будем считать ранний возраст, а периодом активного ее развития и становления – дошкольный, т.к. к трем годам ребенок уже умеет себя узнавать, определять свои основные характеристики, а главное отличать себя от других, что говорит о первоначальном сравнительном процессе. Также начав посещать дошкольное учреждение, дети так или иначе получают оценки взрослых, а иногда и сверстников («Мы не возьмем его с собой, потому что он не умеет себя хорошо вести», «Я не буду с ним дружить, потому что у него нет игрушек»), которые учат их сопоставлять знания о себе с мнением других
людей, что и является, по-нашему мнению, простейшей формой самооценки.
Уже позже, в младшем школьном и подростковом возрасте самооценка выступает как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения в результате
сравнения их с каким-либо личным, ценным для себя критерием, идеалом. Такой сравнительно-сопоставительный процесс называется самооцениванием. Его суть упорядочить знания о себе в соответствии с их значимостью для индивида. При этом для одних людей ценностью являются внешние данные, для других – нравственность и мораль, для третьих –
финансовое благополучие [22].
По результатам работ О.Н. Молчановой, можно также заметить, что помимо внутренней составляющей (достижения по выбранным параметрам, уровень развития способностей и притязаний) самооценка также зависит от внешних детерминант. Это социальная среда человека, ее культура и
поддержка [40].
Внешние источники самооценки также являются основными факторами, от которых зависит ее формирование. К ним можно отнести стиль
воспитания в семье, взаимоотношения с учителем и сверстниками,
результаты учебной деятельности, их оценка и др.
Обобщая опыт многих ученых, можно предположить, что все источники целенаправленно или спонтанно являются первопричиной отличия самооценки одного ребенка от самооценки другого, что, по сути, указывает
на ее видовое разнообразие.
Виды самооценки изучены достаточно широко, ознакомиться с их полным перечнем можно в работах таких ученых, как Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова, М.И. Станкин. Но, несмотря на представленные в их исследованиях развернутые классификации, ученые в большинстве исследований уровне различают только адекватную и неадекватную самооценку.
Причем последняя из них может быть как завышенной, так и
заниженной [8; 41; 52].
Адекватная самооценка – это объективное отражение собственной
личности, которое позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих [46].
Адекватная самооценка позволяет формировать самокритичность и требовательность к себе, уверенность в своих силах и определенный уровень притязаний, который носит устойчивый характер и зависит от того, чем занимается ребенок и насколько для него это значимо. При адекватной самооценке человек получает удовлетворение, как морально, так и нравственно, т.к. дети с адекватной самооценкой обладает активностью, оптимизмом, общительностью и чувством юмора. Они самостоятельно и правильно выбирают задачи в соответствии со своими возможностями, поэтому неудачи их настигают реже, а если таковые случаются, то проверяют себя сами и в следующий раз выбирают менее трудную цель. Можно отметить, что дети с адекватной самооценкой прогнозируют свое будущее
более обоснованно и менее категорично [3; 31; 53].
Неадекватная самооценка может привести к обратным последствиям: искажению уровня притязаний, общей конфликтности субъекта с
окружающей действительностью, а иногда и девиантному поведению.
Характерными особенностями детей с завышенной самооценкой
являются переоценка своих возможностей и результатов деятельности, выбор неадекватных потенциалу задач, высокомерие, бестактность