Файл: Современный урок химии и биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения

1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

2.2. Составление проектов на уроках биологии

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии

2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 12

Приложение 13



4. Продукт. Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности.

5. Презентация. Защита проектов в различных формах: устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов, коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выдвижение новых проблем исследования. Учитель оценивает качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

6. Портфолио. Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотация.

Важной чертой проектного подхода является внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на

развитие личности обучаемых.

2.2. Составление проектов на уроках биологии


В основе проекта лежит какая-либо проблема. Для ее решения требуются знание основного курса биологии, информационных технологий и разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

В практике своей работы при создании проектов я пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка межпредметных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков, но и очень эффективна для воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также более эффективного их запоминания.

На уроках я стараюсь применять разные типы проектов, в частности творческие, практико-ориентированные, информационные, исследовательские (Приложение 1).

В качестве основных методов исследования на уроках использую наблюдение и опыт.

Ребята для оформления результата работы над проектом используют компьютер. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Всем ребятам предлагается придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов (Приложение 2).

Работая над созданием проектов, учащиеся не только получают оценивание по предмету, но и принимают участие в конкурсах районных и Республиканских уровней. Например, проект «Портрет природы родного края» в номинации «В царстве растений», тема «Тополь – долгожитель», выполненный ученицей МБОУ «Кумачовская школа» администации Старобешевского района ДНР,

руководителем которого я являюсь, занял 2 место в Республиканском конкурсе проектов «Мои первые шаги в науку». На II-й конференции победителей Республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Мои первые шаги в науку, обучающаяся МОУ «Ульяновская школа» Приходченко Карина презентовала свой творческий проект в номинации «В царстве растений».

Так на уроках биологии, работая над проектом «Портрет природы родного края» в номинации «В царстве растений», были обобщены практические, теоретические знания, а также проанализированы исследования. Затем весь материал был оформлен в проект. В качестве объекта исследований выбрано дерево - тополь. Мою ученицу очень поразило это могучее дерево, потому что оно очень высокое и у него очень толстый ствол.

Цель работы: изучение жизни дерева, его взаимосвязь с человеком.

Задачи:

1. Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром;

2. Определить возраст дерева с помощью измерения и расчетов;

3. Провести наблюдения за внешними признаками;

4. Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение;

5. Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу.

Методы:

1. Социологический опрос;

2. Наблюдение;

3. Измерение и вычисление;

4. Фотографирование.
Объект исследования: дерево – тополь.

Предмет исследования: возраст дерева.

Гипотеза: тополю 150 лет.

Этапы реализации.

Всем известно, что деревья играют в нашей жизни большую роль. Но так как мы живем в степной зоне, характерной чертой флоры нашего края является значительный перевес травянистых растений (89,3 %) над деревьями и кустарниками. Выяснили, что многие взрослые и подростки не обращают на них внимания. А дети и вовсе не воспринимают деревья как живые объекты. А ведь если разобраться, то деревья не только прекрасный объект для наблюдений и связующее звено растений и окружающей среды, но и могут быть рассмотрены как взаимосвязь поколений, так как деревья-долгожители являются живыми свидетелями прошлого, историей рода и даже историей своей малой родины.


Работа над проектом состояла из 3 этапов:

1 этап – подготовительный;

2 этап - исследовательский;

3 этап - обобщение материала.

Первый этап.

1. Сформулирована цель проекта, поставлены задачи.

2. Проведена беседа о ценности деревьев.

3. Выбран наиболее интересный и подходящий теме проекта объект – дерево тополь - долгожитель, произрастающий в селе Ульяновское Амвросиевского района ДНР (Приложение 3).

Второй этап

1. Определение возраста дерева с помощью измерения и расчетов:

  • Изучив литературу, мы узнали о том, что тополя живут 160 лет.

  • Найдена и изучена информация о том, как рассчитать примерный возраст дерева. Если тополь растет на открытой местности, то диаметр ствола на высоте 1 м необходимо разделить на 2,5 см.

  • Измерили обхват ствола, он равен 3 м 60 см. Произведя расчеты, были сделаны следующие выводы, что тополю - великану 144 года (Приложение 4).

2. Изучили историю этого тополя, с помощью рассказов односельчан сторожил:

  • Проведено анкетирование среди населения.

В анкетировании приняли участие 10 человек разной возрастной категории. Обработав данные, были сделаны выводы, что 2 человека не знают, происхождения деревьев в центре села. 4 человека знают, когда и кто посадил эти деревья. Почти все предположили, что они приносят пользу. И всего 3 слышали о дереве, история которого легла в основу нашего проекта. Общие данные анкеты показали, что и дети, и взрослые могли бы внимательнее относиться к деревьям, проявлять хотя бы небольшую заботу о них.

3. Посетив библиотеку, найдены подтверждающие данные о нашем дереве и его конкретном виде.

Выяснили, что интересующее нас дерево - Тополь белый или Тополь серебристый (лат. Populusalba), вид лиственных деревьев из рода Тополь (Populus), семейства Ивовые (Salicaceae). Тополь растёт в поймах рек на плодородных и достаточно увлажнённых почвах, образуя леса, рощи или одиночными деревьями. Хорошо переносит длительное затопление (Приложение 5). Исследования ствола показали, что кора тополя глубоко рельефная. В стволе есть участки, где древесина сгнила и высыпалась. Нижние толстые ветви обламывались под своей тяжестью. Это говорит о том, что дерево приблизилось к своему максимальному биологическому возрасту, но, несмотря на это тополь продолжает жить (Приложение 6).


Тополь имеет мощную корневую систему, выходящую за проекцию кроны, состоящую как из глубокозалегающих, так и из поверхностных корней, которые дают обильные корневые отпрыски, часто на значительном расстоянии от материнского дерева (Приложение 7).

Узнали, что тополь растёт быстро, к 30-40 годам достигает высоты в 20-25 м и диаметра ствола до 0,5 м.

Также были определены целебные свойства тополя.

Третьей этап.

Проанализировав всю информацию, сделали следующие выводы:

1. О взаимодействии деревьев и окружающей среды.

2. О бережном отношении к деревьям и природе в целом.

3. Об экологической и духовно-нравственной пользе деревьев.

Сделали заключение о том, что в ходе исследования обучающиеся узнали много нового. Эта работа помогла понять, не только то, что мы люди – часть природы, но и то, что деревья это памятники, проносящие с собой временную связь нескольких поколений.

Немаловажную роль в организации проектной деятельности играет и оснащение кабинета биологии. В настоящий момент кабинет биологии оборудован компьютером, мультимедийным проектором. Для повышения наглядности широко применяю информационно-компьютерные технологии, при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ, для индивидуализации обучения. Применяю самостоятельно разработанные уроки с использованием таких графических редакторов как Power Point, при этом обучение носит активно-деятельностный, проектный характер.