ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения
1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода
2.2. Составление проектов на уроках биологии
2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии
2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»
4. Продукт. Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности.
5. Презентация. Защита проектов в различных формах: устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов, коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выдвижение новых проблем исследования. Учитель оценивает качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
6. Портфолио. Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотация.
Важной чертой проектного подхода является внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на
развитие личности обучаемых.
2.2. Составление проектов на уроках биологии
В основе проекта лежит какая-либо проблема. Для ее решения требуются знание основного курса биологии, информационных технологий и разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
В практике своей работы при создании проектов я пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка межпредметных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков, но и очень эффективна для воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также более эффективного их запоминания.
На уроках я стараюсь применять разные типы проектов, в частности творческие, практико-ориентированные, информационные, исследовательские (Приложение 1).
В качестве основных методов исследования на уроках использую наблюдение и опыт.
Ребята для оформления результата работы над проектом используют компьютер. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Всем ребятам предлагается придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов (Приложение 2).
Работая над созданием проектов, учащиеся не только получают оценивание по предмету, но и принимают участие в конкурсах районных и Республиканских уровней. Например, проект «Портрет природы родного края» в номинации «В царстве растений», тема «Тополь – долгожитель», выполненный ученицей МБОУ «Кумачовская школа» администации Старобешевского района ДНР,
руководителем которого я являюсь, занял 2 место в Республиканском конкурсе проектов «Мои первые шаги в науку». На II-й конференции победителей Республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Мои первые шаги в науку, обучающаяся МОУ «Ульяновская школа» Приходченко Карина презентовала свой творческий проект в номинации «В царстве растений».
Так на уроках биологии, работая над проектом «Портрет природы родного края» в номинации «В царстве растений», были обобщены практические, теоретические знания, а также проанализированы исследования. Затем весь материал был оформлен в проект. В качестве объекта исследований выбрано дерево - тополь. Мою ученицу очень поразило это могучее дерево, потому что оно очень высокое и у него очень толстый ствол.
Цель работы: изучение жизни дерева, его взаимосвязь с человеком.
Задачи:
1. Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром;
2. Определить возраст дерева с помощью измерения и расчетов;
3. Провести наблюдения за внешними признаками;
4. Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение;
5. Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу.
Методы:
1. Социологический опрос;
2. Наблюдение;
3. Измерение и вычисление;
4. Фотографирование.
Объект исследования: дерево – тополь.
Предмет исследования: возраст дерева.
Гипотеза: тополю 150 лет.
Этапы реализации.
Всем известно, что деревья играют в нашей жизни большую роль. Но так как мы живем в степной зоне, характерной чертой флоры нашего края является значительный перевес травянистых растений (89,3 %) над деревьями и кустарниками. Выяснили, что многие взрослые и подростки не обращают на них внимания. А дети и вовсе не воспринимают деревья как живые объекты. А ведь если разобраться, то деревья не только прекрасный объект для наблюдений и связующее звено растений и окружающей среды, но и могут быть рассмотрены как взаимосвязь поколений, так как деревья-долгожители являются живыми свидетелями прошлого, историей рода и даже историей своей малой родины.
Работа над проектом состояла из 3 этапов:
1 этап – подготовительный;
2 этап - исследовательский;
3 этап - обобщение материала.
Первый этап.
1. Сформулирована цель проекта, поставлены задачи.
2. Проведена беседа о ценности деревьев.
3. Выбран наиболее интересный и подходящий теме проекта объект – дерево тополь - долгожитель, произрастающий в селе Ульяновское Амвросиевского района ДНР (Приложение 3).
Второй этап
1. Определение возраста дерева с помощью измерения и расчетов:
-
Изучив литературу, мы узнали о том, что тополя живут 160 лет. -
Найдена и изучена информация о том, как рассчитать примерный возраст дерева. Если тополь растет на открытой местности, то диаметр ствола на высоте 1 м необходимо разделить на 2,5 см. -
Измерили обхват ствола, он равен 3 м 60 см. Произведя расчеты, были сделаны следующие выводы, что тополю - великану 144 года (Приложение 4).
2. Изучили историю этого тополя, с помощью рассказов односельчан сторожил:
-
Проведено анкетирование среди населения.
В анкетировании приняли участие 10 человек разной возрастной категории. Обработав данные, были сделаны выводы, что 2 человека не знают, происхождения деревьев в центре села. 4 человека знают, когда и кто посадил эти деревья. Почти все предположили, что они приносят пользу. И всего 3 слышали о дереве, история которого легла в основу нашего проекта. Общие данные анкеты показали, что и дети, и взрослые могли бы внимательнее относиться к деревьям, проявлять хотя бы небольшую заботу о них.
3. Посетив библиотеку, найдены подтверждающие данные о нашем дереве и его конкретном виде.
Выяснили, что интересующее нас дерево - Тополь белый или Тополь серебристый (лат. Populusalba), вид лиственных деревьев из рода Тополь (Populus), семейства Ивовые (Salicaceae). Тополь растёт в поймах рек на плодородных и достаточно увлажнённых почвах, образуя леса, рощи или одиночными деревьями. Хорошо переносит длительное затопление (Приложение 5). Исследования ствола показали, что кора тополя глубоко рельефная. В стволе есть участки, где древесина сгнила и высыпалась. Нижние толстые ветви обламывались под своей тяжестью. Это говорит о том, что дерево приблизилось к своему максимальному биологическому возрасту, но, несмотря на это тополь продолжает жить (Приложение 6).
Тополь имеет мощную корневую систему, выходящую за проекцию кроны, состоящую как из глубокозалегающих, так и из поверхностных корней, которые дают обильные корневые отпрыски, часто на значительном расстоянии от материнского дерева (Приложение 7).
Узнали, что тополь растёт быстро, к 30-40 годам достигает высоты в 20-25 м и диаметра ствола до 0,5 м.
Также были определены целебные свойства тополя.
Третьей этап.
Проанализировав всю информацию, сделали следующие выводы:
1. О взаимодействии деревьев и окружающей среды.
2. О бережном отношении к деревьям и природе в целом.
3. Об экологической и духовно-нравственной пользе деревьев.
Сделали заключение о том, что в ходе исследования обучающиеся узнали много нового. Эта работа помогла понять, не только то, что мы люди – часть природы, но и то, что деревья это памятники, проносящие с собой временную связь нескольких поколений.
Немаловажную роль в организации проектной деятельности играет и оснащение кабинета биологии. В настоящий момент кабинет биологии оборудован компьютером, мультимедийным проектором. Для повышения наглядности широко применяю информационно-компьютерные технологии, при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ, для индивидуализации обучения. Применяю самостоятельно разработанные уроки с использованием таких графических редакторов как Power Point, при этом обучение носит активно-деятельностный, проектный характер.