Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел третий

Теоретические и методические основы воспитания

Воспитание в его широком понимании, как уже отмеча­лось, не может быть ограничено только овладением уча­щимися системой научных знаний и опытом интеллекту­ально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых соци­альных и духовных отношений как важнейших компо­нентов их личностного развития. Проблема эта в какой-то мере затрагивалась, когда речь шла о развивающе-воспи-тательном влиянии обучения на учащихся. Однако там специально не раскрывалась специфика социальных и духовных отношений в процессе развития личности, со­держание этих отношений, а также теоретические и мето­дические основы их формирования в системе осуществля­емой в школе учебно-воспитательной работы. Указанные вопросы и рассматриваются в настоящем разделе.

Глава 17

ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теорети­ ческих основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания.

  1. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития лич­ ности.

  2. Сущность отношений как предмета воспита­ ния и их переход в личностные качества. Структура

316

личностных качеств и ее значение для процесса вос­питания.

  1. Интегративный и целостный характер форми­ рования личностных качеств. Явление генерализа­ ции при формировании личностных качеств.

  2. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных ка­ честв).

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретичес­ких основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания. Как отмечено в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвя­занных процессов - обучения и воспитания в узком смысле. Поскольку теоретические основы обучения рассмотрены в предыдущем разделе учебника, в этом разделе необходимо раскрыть теоретические проблемы воспитания как специфического процесса развития и формирования личности.


Понятие воспитание в российской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII века. В этом спе­цифическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как "Генеральный план московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). В 1806 году слово "вос­питание" как особое педагогическое понятие было вклю­чено в словарь Российской Академии. Однако вплоть до середины XIX века оно ассоциировалось с понятием "об­разование" и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

Было, однако, время, когда некоторые ученые пыта­лись утверждать, что, поскольку обучение носит воспи­тывающий характер, то, следовательно, ни в какой осо­бой воспитательной работе школа не нуждается. Ука­занная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С.Макаренко в лекции "Про­блемы школьного советского воспитания" (1938) говорил1:

У нас среди педагогических мыслителей нашего време­ни и отдельных организаторов нашей педагогической работы

Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 111, 113.

317

есть убеждение, что никакой особенной, отдельной мето­дики воспитательной работы не нужно, что методика пре­подавания, методика учебного предмета должна заклю­чать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не со­гласен. Я считаю, что воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания.

И, развивая это положение далее, он указывал:

...Я остаюсь при убеждении, что методика воспитатель­ной работы имеет свою логику, сравнительно независи­мую от логики работы образовательной. И то и другое — методика воспитания и методика образования,— по моему мнению, составляют два отдела, более или менее само­стоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным.

Довольно четко разграничивала воспитание и обуче­ние Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение на­правляется главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также А.Ф.Протопопов1.


Существенным признаком развития, формирования лич­ности, отраженным в понятии "воспитание", является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения.

Можно не только мысленно представить, но и наблю­дать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умелость), но не хватает воспитан­ности (низкая культура отношений к людям, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.). Уча­щийся может хорошо решать задачи по математике, ус­пешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек будто хорошо работает на производ-

1 Протопопов А.Ф. О содержании и структуре курса педагогики // Докл. АПН РСФСР. М., 1954. № 4. С. 7.

318

стве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.), но в то же время проявляет стяжатель­ство, отличается лицемерием и т.п. Таким образом, обучен-ность и воспитанность — это далеко не одно и то же.

А.С.Макаренко разъяснял, что даже при самой высо­кой обученности и умелости личность может быть непол­ноценной, если у нее не сформированы здоровые соци­альные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. В статье «О "взрыве"» он писал о том, что в педагогической работе "мы имеем дело всегда с отноше­нием... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы"1. Поскольку же, как от­мечено выше, отношения не всегда определяются обу-ченностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания ее теорети­ческих и методических основ.

Какие же специфические проблемы являются предме­том исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:

  • раскрытие сущности и значения воспитания в разви­ тии и формировании личности и его специфики как пе­ дагогического процесса;

  • определение содержания воспитательной работы;

  • разработка методов воспитания;

— исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся.

Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга. Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступа­ют в органическом единстве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогичес­ких оттенков. Укажем на важнейшие из них.


Прежде всего нужно отметить, что, несмотря на свою специфичность, воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частно­сти, указывал психолог Б.Г.Ананьев2:

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 508.

2 Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 14.

319

...Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением.

...Ни один из первоначальных этапов воспитания — ум­ственного, нравственного и эстетического - не осуществ­ляется помимо научения соответствующим актам поведе­ния и регулирования действий.

Например, чтобы воспитывать добросовестное отноше­ние к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяс­нить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, то есть использовать приемы обучения.

Существенной стороной единства обучения и воспита­ния является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высо­кого патриотического служения родине, высоконрав­ственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимают труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эсте­тическому и физическому воспитанию.

Нужно также иметь в виду, что обучение представля­ет собой важную форму совместной деятельности уча­щихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом. В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требования­ми морали, закалять волевые свойства.

Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществля­ются. В системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д.

Приведенные положения позволяют уяснить не толь­ко специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений.

Этот процесс, как правило, начинается в системе учебных занятий (обучения) и продолжается во внеуроч­ное время с помощью проведения разнообразной вне­классной воспитательной работы.


320

Это положение следует хорошо осмыслить, ибо в такой логике в последующих главах будет раскрываться процесс формирования у учащихся различных отношений.