ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 360
Скачиваний: 1
6. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как процесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979.
Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. М., 1979.
Гавриловен, К.В., Казимирская Н.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Мн., 1988.
Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1988.
Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М.,1986.
Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1970. № 7.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. М., 1982.
Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. М., 1986.
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.
377
Глава 21
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
1. Патриотизм и культура межнациональных от ношений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития.
Сущность патриотизма и культуры межнаци ональных отношений, их содержание и внутренняя структура.
Развитие у учащихся потребностно-мотиваци- онной сферы, связанной с патриотизмом и культу рой межнациональных отношений.
Формирование у учащихся интеллектуально- эмоционального компонента патриотизма и куль туры межнациональных отношений.
Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры, межнацио нальных отношений.
Организация практической деятельности уча щихся по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.
1. Патриотизм и культура межнациональных отношений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития. Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности. Белорусский просветитель Ф.Скорина счи-
* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.
378
тал, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремление к ее защите1:
Понеже от прирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать.
А.Н.Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины2:
Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия... И если убеж- ден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...
Белорусский революционер-демократ Кастусь Калинов-ский (1838-1864) подчеркивал, что патриотизм выступает в качестве могучего морального стимула, побуждающего людей к борьбе за свое национальное освобождение, за утверждение чести и достоинства белорусского народа. Будучи осужденным к смертной казни за руководство восстанием, он с горечью писал3:
Горько покинуть землю родную и тебя, дорогой мой народ. Стонет грудь, болит сердце, но не жаль погибнуть за твою правду.
Видный белорусский просветитель, продолжатель гуманистических традиций Ф.Скорины В.Н.Тяпинский
1 Скарына Ф. Прадмовы i пасляслоу!. Мн., 1969. С. 59.
2 Радищев А.Н. Избр. соч. М., 1952. С. 205-206.
:< Калиновский К: К белорусскому народу: Письма из-под виселицы // Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986. С. 200.
379
(1540—1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, и призывал к возрождению его славы и национального достоинства. Он сетовал на то, что в его время даже среди некоторой части образованных верхов белорусского народа существовало пренебрежение, порицание и даже отречение от родного языка. Это вызывало у него гнев и возмущение: "Но хотя бы письмена свои ... уважали"1.
Русский критик-демократ В.Г.Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества2:
Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством3:
Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, высту-
1 Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. С. 75.
2 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т.4. С. 488-489. 3Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 160.
380
пают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура. Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis — происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
В словаре В.И.Даля значение этого слова трактуется так: "Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник"1. "Патриот,— говорится в другом словаре,— человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины"2.
Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: "Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины"3. В лексическом же значении слово "патриотизм" обозначает "любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу"4.
В данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.1978. Т. 3. С. 24.
2 Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.; Л., 1959. Т. 9. С. 296.
3 Философский словарь. М., 1986. С. 358.
4 Словарь русского языка: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 33.
381
очевидно, что эти, отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-моти-вационную сферу личности,, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.
С этой точки зрения патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает "высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение"1.
Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности. В условиях Республики Беларусь, естественно, школа призвана формировать у учащихся те патриотические черты и свойства, которые должны быть присущи гражданам нашей республики.