Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как про­цесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979.

Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старше­классников. М., 1988.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. тео­рии. М., 1979.

Гавриловен, К.В., Казимирская Н.И. Нравственно-эстетическое вос­питание школьников. Мн., 1988.

Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения стар­шеклассников. М., 1988.

Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М.,1986.

Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школь­ников // Сов. педагогика. 1970. № 7.

Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. М., 1982.

Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. М., 1986.

Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.

377


Глава 21

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*

1. Патриотизм и культура межнациональных от­ ношений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития.

  1. Сущность патриотизма и культуры межнаци­ ональных отношений, их содержание и внутренняя структура.

  2. Развитие у учащихся потребностно-мотиваци- онной сферы, связанной с патриотизмом и культу­ рой межнациональных отношений.

  1. Формирование у учащихся интеллектуально- эмоционального компонента патриотизма и куль­ туры межнациональных отношений.

  2. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры, межнацио­ нальных отношений.

  3. Организация практической деятельности уча­ щихся по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.

1. Патриотизм и культура межнациональных отно­шений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития. Как отме­чалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у уча­щихся патриотизма и культуры межнациональных от­ношений, которые имеют огромное значение в социаль­ном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе воз­вышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответ­ственности за ее могущество и независимость, сохране­ние материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формирова­нии личности. Белорусский просветитель Ф.Скорина счи-

* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.

378

тал, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремле­ние к ее защите1:

Понеже от прирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать.


А.Н.Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и само­пожертвования, если этого требуют интересы родины2:

Не все рожденные в отечестве достойны величествен­ного наименования сына Отечества (патриота)... Истин­ный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пла­менеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и на­ставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия... И если убеж- ден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...

Белорусский революционер-демократ Кастусь Калинов-ский (1838-1864) подчеркивал, что патриотизм высту­пает в качестве могучего морального стимула, побужда­ющего людей к борьбе за свое национальное освобожде­ние, за утверждение чести и достоинства белорусского народа. Будучи осужденным к смертной казни за руко­водство восстанием, он с горечью писал3:

Горько покинуть землю родную и тебя, дорогой мой народ. Стонет грудь, болит сердце, но не жаль погибнуть за твою правду.

Видный белорусский просветитель, продолжатель гуманистических традиций Ф.Скорины В.Н.Тяпинский

1 Скарына Ф. Прадмовы i пасляслоу!. Мн., 1969. С. 59.

2 Радищев А.Н. Избр. соч. М., 1952. С. 205-206.

:< Калиновский К: К белорусскому народу: Письма из-под виселицы // Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986. С. 200.

379

(1540—1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, и призывал к воз­рождению его славы и национального достоинства. Он сетовал на то, что в его время даже среди некоторой части образованных верхов белорусского народа существовало пренебрежение, порицание и даже отречение от родного языка. Это вызывало у него гнев и возмущение: "Но хотя бы письмена свои ... уважали"1.

Русский критик-демократ В.Г.Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом обществен­ного сообщества2:

Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.


К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством3:

Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их наци­ональным обычаям и традициям, к их самостоятельнос­ти и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сфор­мированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благо­желательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечелове­ческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отно­шений теснейшим образом связаны между собой, высту-

1 Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. С. 75.

2 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т.4. С. 488-489. 3Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 160.

380

пают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности.

2. Сущность патриотизма и культуры межнацио­нальных отношений, их содержание и внутренняя структура. Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis — происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отно­шений являются глубокими чувствами, которые форми­ровались у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники рес­публики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.

В словаре В.И.Даля значение этого слова трактуется так: "Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник"1. "Патриот,— говорится в другом словаре,— человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совер­шающий подвиги во имя интересов своей родины"2.


Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нрав­ственного качества. Обратимся прежде всего к его фило­софскому истолкованию: "Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, со­циальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины"3. В лексическом же значении слово "патриотизм" обознача­ет "любовь к родине, преданность своему отечеству, сво­ему народу"4.

В данных определениях акцент делается главным об­разом на различных отношениях личности к родине. Но

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.1978. Т. 3. С. 24.

2 Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.; Л., 1959. Т. 9. С. 296.

3 Философский словарь. М., 1986. С. 358.

4 Словарь русского языка: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 33.

381

очевидно, что эти, отношения нельзя свести только к нрав­ственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-моти-вационную сферу личности,, ее патриотическое созна­ние и поведение, которые, будучи закрепленными, в сво­ей совокупности и характеризуют патриотизм как мо­ральное качество.

С этой точки зрения патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее вели­чия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

Не менее сложным является и понятие культуры меж­национальных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово куль­тура обозначает "высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение"1.

Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отно­шений, которые проявляются в межнациональных эконо­мических и духовных связях разных народов, в соблюде­нии определенного нравственного такта и взаимной ува­жительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пре­небрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Следует отметить, что раньше, когда существовал Со­ветский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и ин­тернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком поли­тизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межна­циональных отношений как нравственных качествах лич­ности. В условиях Республики Беларусь, естественно, школа призвана формировать у учащихся те патриоти­ческие черты и свойства, которые должны быть прису­щи гражданам нашей республики.