Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Различные подходы к разработке проблемы вос­ питания дисциплины и культуры поведения в педаго­ гике. В разработке теории и методики воспитания у школьников дисциплины, как и нравственного форми­ рования вообще, в педагогике сложились три основных

418

направления. Одно из них ведет свое начало от немецко­го педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле являлись: внушение, угроза, контроль за поведением и различного рода наказания, не исключая и физического.

Второе направление связано с теорией так называе­мого "свободного воспитания", согласно которой дисцип­лину детей следует поддерживать и воспитывать не толь­ко не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспе­чивая им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что такой подход к вос­питанию получил название "потешающей педагогики".

Понятно, что как авторитарный подход к формирова­нию дисциплинированности школьников, так и теория "свободного воспитания" были излишне крайними и од­носторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспи­тание было рассчитано на поддержание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естествен­но, что сознательность учащихся здесь фактически ис­ключалась, хотя без этого не может быть настоящей дис­циплины.

"Свободное же воспитание" базировалось только на возбуждении интереса детей, игнорировало то, что в жизни и деятельности человека не все может быть инте­ресным и потому нужно приучать детей исполнять и "не­интересную" работу и преодолевать различные соблазны и нездоровые влечения.

Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинирован­ности учащихся придерживались третьего направления — гуманистического. Такие идеи, в частности, высказыва­ли Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дис­циплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом един­стве выступают ее сознание, чувства, а также навы­ки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их доб­росовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.


419

Структурная сложность данного качества сама по себе исключает использование только какого-то одного под­хода к его формированию — авторитарного или основан­ного на невмешательстве в детское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требователь­ности, и систематических упражнений (приучения) к со­блюдению правил поведения. Именно это направление и стало определяющим в воспитании у школьников дис­циплинированности и культуры поведения.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности. Слово дис­циплина (disciplina) латинского происхождения и в пе­реводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему зна­ний, например, математическая дисциплина, лингвисти­ческая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает "обя­зательное для всех членов данного коллектива подчине­ние твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку"1.

Обратим внимание: дисциплина понимается как на­личие в коллективе (учреждении, школе) твердо уста­новленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязатель­ность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравствен­ности, дисциплина охватывает главным образом те сто­роны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и су­ществующих в том или ином учреждении правил внут­реннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступа­ет как требование дисциплины, в другом — как норма морали.

Если, например, молодой человек сидя беседует с жен­щиной, которая стоит рядом с ним, или со старшим по воз-

1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 208.

420

расту мужчиной, его поступок квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм веж­ливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как школьные правила предписывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем.


О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, свя­занных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных об­щественных сферах. Существует, например, воинская дис­циплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систе­му обязательных для учащихся правил поведения, опреде­ленный порядок организации их учебной, трудовой и обще­ственной деятельности, причем выполнение этих правил дол­жно носить сознательный, а не принудительный характер.

Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе по­рядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения.

Но если правила дисциплины закрепляются в поведе­нии учащихся и определяют его устойчивость, они пре­вращаются в личностное качество, которое обычно при­нято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на форми­рование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно вклю­чает в себя все стороны нравственного проявления лично­сти. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д.

Культура поведения как специфический термин озна­чает высокую степень отточенности, отшлифованности дей­ствий и поступков человека, совершенство его деятельнос­ти в различных сферах жизни.

Содержание школьной дисциплины, как уже отмеча­лось, определяется теми нормами и требованиями, кото-

421

рые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны доб­росовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать поря­док и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в обще­ственно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть тре­бовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т.д.


Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах.

Поскольку содержание этих норм и требований долж­но учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику по отношению к учащимся на­чальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведе­ния школьников ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств школьни­ков. Какой же должна быть эта работа?

4. Формирование у учащихся потребности в соблю­дении правил дисциплины и культуры поведения. Как

и воспитание любого личностного качества, формирова­ние дисциплинированности и культуры поведения бази­руется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны со­здавать такие педагогические ситуации, в которых школь­ники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стре­мились к ее улучшению. В этих целях можно использо­вать целую систему методических приемов.

Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцо­вый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая

422

освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, сле­дить за своим внешним видом.

Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и поражала уча­щихся чистотой, порядком, эстетичным оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирую­щее влияние на школьников, на их чувства и сознание.

Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания по­рядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В от­дельных школах предусматривается все до мелочей.

Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естествен­но, создает предпосылки для шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать огра­ничения для излишней резвости... Особенно тщательно налаживается эта работа в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закре­пить необходимые стереотипы поведения.


Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисциплинированности и культуры поведения играет так­тичное предъявление требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллектива. Здесь же необхо­димо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у учащихся переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их школьных обязанностей.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отноше­ний с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение следующее педагогическое положение:

дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством

423

и умелой организацией досуга детей, а также благожела­тельными отношениями между педагогами и учащимися.

Дети чаще всего допускают шалости на малосодержа­тельных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешне­го дисциплинирования — замечаниям, записям в дне­вниках и т.д.

В оперативном плане, если назрела острая необходи­мость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вызвать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улучшить их отношение к общественно полезному труду и т.д.

Если рассмотренные меры — образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организа­ция поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление учебных занятий — используются достаточно умело и комлексно, они созда­ют действенные предпосылки для воспитания у школь­ников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюде­нию установленных в школе правил поведения и внут­реннего распорядка. Органической частью формирова­ния дисциплинированности и культуры поведения явля­ется воспитание у учащихся понимания и сознательно­го отношения к выполнению своих школьных обязанно­стей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснитель­ной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и куль­туры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.