Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М., 1925. С. 37.

2 Макаренко А.С. Соч. Т. 5.,С. 116.

348

  1. В чем заключается сущность и неприемлемость авторитарного воспитания и его методов?

  2. Как формировался в педагогике гуманистический подход к осу­ ществлению воспитательной работы и какое влияние он оказал на разра­ ботку методов воспитания?

  3. Раскройте сущность и психологические основы каждого из рассмотренных методов воспитания, а также педагогические средства их осуществления.

  4. Сопоставьте методы воспитания со структурой личностных ка­ честв человека. Какая связь существует между методами воспитания и процессом формирования личностных качеств?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.

Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания// Сов. пе­дагогика.1985. № 6.

Kopomoв B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса.М., 1983.

Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967.


Глава 19

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

КОЛЛЕКТИВА И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

  1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания.

  2. Понятие о воспитательном коллективе и ос­ новные стадии его развития.

3. Структура воспитательного коллектива в школе.

  1. Важнейшие средства и методические основы вос­ питания ученического коллектива.

  2. Предъявление требований к учащимся как фак­ тор создания и воспитания коллектива.

  3. Организация ученического самоуправления и вос­ питание актива.

  4. Закон развития (движения) коллектива. Орга­ низация перспективных устремлений учащихся.

349

  1. Формирование в коллективе здорового обществен­ ного мнения. Педагогика параллельного действия.

  2. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Как отмечалось в главе о сущности воспитания, одна из важнейших его законо­мерностей и принципов состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделя­ется разработке теории и методики воспитания в коллек­тиве. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогичес­кой мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию, что признают многие зарубежные педагоги. В связи с этим не могут не вызывать удивления попытки некоторых ученых не только уменьшить наш приоритет в данном вопросе, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разго­воры о том, что якобы коллектив ограничивает ее свобо­ду, не дает возможности для развития ее индивидуаль­ной красоты и насаждает среди учащихся конформизм (от лат. comformis — подобный, сходный) и нивелировку (сглаживание различий). Все это далеко от научной ис­тины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе боль­шие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Чем же это обусловливается?


Первое: тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного достоинства человека так или иначе определяют развитие коллективных основ жизни людей, их стремление к различным объединениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны думать о вос­питании всего коллектива.

Второе: богатой духовной и эмоциональной жизнью коллектива, многогранной деятельностью его членов. Все это создает большие возможности для всесторон­него развития каждой личности. Ведь для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Че-

350

ловек, который не переживал сильных эмоции, не пой­мет и другого. Н.К.Крупская отмечала, что в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, а затем его опыт должен обога­щаться опытом других. Опыт других, созвучный разви­вающемуся ребенку, дающий материал для сравнения, движет развитие ребенка вперед. Чем шире будет усваи­ваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более коллективным человеком он будет расти.

Третье: сущностью коллектива как важной формы организации воспитания, как его мощного педагогичес­кого инструмента. В статье "Некоторые выводы из мо­его педагогического опыта" А.С.Макаренко писал1:

...Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать вто­рого, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынуж­ден находиться в общем движении. Вот при этом мы вос­питываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой.

Надо сказать, что идеи коллективного воспитания ста­вились и ставятся в настоящее время в западной педаго­гике. Отдельные ее деятели не могли не замечать стрем­ления детей к объединению и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему многие из них под­ходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. Практически эту задачу в какой-то мере пытался решать швейцарский педагог XVIII века Г.Песталоцци. В созданных им детских приютах он осуществлял воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаи­моотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимо­помощь.


Теоретически эту проблему выдвигали видный пред­ставитель социальной педагогики в Германии Пауль На-

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 232-233.

351

торп (1854—1924) и основоположник так называемой "школы действия" Вильгельм Август Лай (1862—1926). Необходимость коллективного воспитания они связы­вали со стремлением детей к сотрудничеству и взаи­модействию, что, по их мнению, положительно сказы­валось на их развитии. П.Наторп, в частности, указы­вал, что коллектив, с одной стороны, является "эле­ментом", то есть орудием воспитания, а с другой — "целью, к достижению которой должно стремиться воспитание"1. В.А.Лай подчеркивал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведе­ния в процессе коллективной деятельности, и делал вывод о необходимости создания воспитательных дет­ских объединений2:

Основной педагогический принцип действия с не­обходимостью заключает в себе принцип обществен­ного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просве­щения...

В последние годы на западе, в частности в Анг­лии, Германии, повышается интерес к методике кол­лективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в школе.

Так, в проспекте одной из школ говорится3:

Мы стремимся приучать детей к коллективному сотруд­ничеству — это развивает у них умение заботиться о других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную само­оценку по мере того, как он испытывает уважение со сто­роны своих товарищей за личный вклад в общее дело.

2. Понятие о воспитательном коллективе и основ­ные стадии его развития. Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает

1 Наторп П. Социальная педагогика. СПб., 1911.

2 Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требовани­ ям природы и культуры. Пг., 1920. С. 25.

3 Цит. по: Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современ­ ной английской педагогике //Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 128.

352

"объединяю", а латинское collectivus - "собирательный". Таким образом, это понятие указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом объединении людей можно выделить отношения деловые и отношения личные. Де­ловые отношения основываются на совместной деятель­ности по решению социально значимых задач, на под­держании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков.


Личные же отношения основаны на личных привя­занностях, симпатиях и антипатиях и охватывают глав­ным образом сферу узколичной деятельности.

Например, два ученика активно участвуют в работе класса и выполняют общественные поручения. В этом слу­чае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (лю­бят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чте­нии книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений.

Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, ес­тественно, характеризует их личные отношения.

Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если под­крепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между учащимися складывались хорошие, товарищеские отношения. В контексте же рассмотрения данной темы важно подчеркнуть, что главным призна­ком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных за­висимостей между учащимися. Круговая порука и все­прощение, в основе которых чаще всего лежат лич­ные, узко-групповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Что же в этом случае следует понимать под воспитательным коллек­тивом?

Сущность коллектива детально определял А.С.Макаренко1:

Нельзя представить себе коллектив, если взять попро­сту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 231. 353

живой организм, который потому и организм, что он име­ет органы, что там есть полномочия, ответственность, соот­ношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными уст­ремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характе­ризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богат­ством духовных отношений и интересов, что обеспечи­вает свободу и защищенность каждой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. В этом смысле первая стадия характеризуется тем, что в каче­стве сплачивающего средства коллектива выступают тре­бования педагога к учащимся1: