ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 357
Скачиваний: 1
1 Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М., 1925. С. 37.
2 Макаренко А.С. Соч. Т. 5.,С. 116.
348
В чем заключается сущность и неприемлемость авторитарного воспитания и его методов?
Как формировался в педагогике гуманистический подход к осу ществлению воспитательной работы и какое влияние он оказал на разра ботку методов воспитания?
Раскройте сущность и психологические основы каждого из рассмотренных методов воспитания, а также педагогические средства их осуществления.
Сопоставьте методы воспитания со структурой личностных ка честв человека. Какая связь существует между методами воспитания и процессом формирования личностных качеств?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.
Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.
Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания// Сов. педагогика.1985. № 6.
Kopomoв B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса.М., 1983.
Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967.
Глава 19
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
КОЛЛЕКТИВА И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания.
Понятие о воспитательном коллективе и ос новные стадии его развития.
3. Структура воспитательного коллектива в школе.
Важнейшие средства и методические основы вос питания ученического коллектива.
Предъявление требований к учащимся как фак тор создания и воспитания коллектива.
Организация ученического самоуправления и вос питание актива.
Закон развития (движения) коллектива. Орга низация перспективных устремлений учащихся.
349
Формирование в коллективе здорового обществен ного мнения. Педагогика параллельного действия.
Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.
1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Как отмечалось в главе о сущности воспитания, одна из важнейших его закономерностей и принципов состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию, что признают многие зарубежные педагоги. В связи с этим не могут не вызывать удивления попытки некоторых ученых не только уменьшить наш приоритет в данном вопросе, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разговоры о том, что якобы коллектив ограничивает ее свободу, не дает возможности для развития ее индивидуальной красоты и насаждает среди учащихся конформизм (от лат. comformis — подобный, сходный) и нивелировку (сглаживание различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Чем же это обусловливается?
Первое: тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного достоинства человека так или иначе определяют развитие коллективных основ жизни людей, их стремление к различным объединениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива.
Второе: богатой духовной и эмоциональной жизнью коллектива, многогранной деятельностью его членов. Все это создает большие возможности для всестороннего развития каждой личности. Ведь для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Че-
350
ловек, который не переживал сильных эмоции, не поймет и другого. Н.К.Крупская отмечала, что в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, а затем его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, дающий материал для сравнения, движет развитие ребенка вперед. Чем шире будет усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более коллективным человеком он будет расти.
Третье: сущностью коллектива как важной формы организации воспитания, как его мощного педагогического инструмента. В статье "Некоторые выводы из моего педагогического опыта" А.С.Макаренко писал1:
...Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой.
Надо сказать, что идеи коллективного воспитания ставились и ставятся в настоящее время в западной педагогике. Отдельные ее деятели не могли не замечать стремления детей к объединению и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему многие из них подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. Практически эту задачу в какой-то мере пытался решать швейцарский педагог XVIII века Г.Песталоцци. В созданных им детских приютах он осуществлял воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимопомощь.
Теоретически эту проблему выдвигали видный представитель социальной педагогики в Германии Пауль На-
1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 232-233.
351
торп (1854—1924) и основоположник так называемой "школы действия" Вильгельм Август Лай (1862—1926). Необходимость коллективного воспитания они связывали со стремлением детей к сотрудничеству и взаимодействию, что, по их мнению, положительно сказывалось на их развитии. П.Наторп, в частности, указывал, что коллектив, с одной стороны, является "элементом", то есть орудием воспитания, а с другой — "целью, к достижению которой должно стремиться воспитание"1. В.А.Лай подчеркивал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельности, и делал вывод о необходимости создания воспитательных детских объединений2:
Основной педагогический принцип действия с необходимостью заключает в себе принцип общественного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просвещения...
В последние годы на западе, в частности в Англии, Германии, повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в школе.
Так, в проспекте одной из школ говорится3:
Мы стремимся приучать детей к коллективному сотрудничеству — это развивает у них умение заботиться о других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку по мере того, как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело.
2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития. Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает
1 Наторп П. Социальная педагогика. СПб., 1911.
2 Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требовани ям природы и культуры. Пг., 1920. С. 25.
3 Цит. по: Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современ ной английской педагогике //Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 128.
352
"объединяю", а латинское collectivus - "собирательный". Таким образом, это понятие указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом объединении людей можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков.
Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Например, два ученика активно участвуют в работе класса и выполняют общественные поручения. В этом случае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений.
Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные отношения.
Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между учащимися складывались хорошие, товарищеские отношения. В контексте же рассмотрения данной темы важно подчеркнуть, что главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узко-групповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Что же в этом случае следует понимать под воспитательным коллективом?
Сущность коллектива детально определял А.С.Макаренко1:
Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный
1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 231. 353
живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. В этом смысле первая стадия характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства коллектива выступают требования педагога к учащимся1: