Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А за сцяной смяецца поле, 31яе неба з-за акна,— I думк! мкнуцца м!мавол1 Туды, дзе расцвша вясна; Дзе бл!шча збожжа у яснай дал!, Сшеюць мша васшьк!, Халодным срэбрам ззяюць хвал! Mix гор лючайся раю; Цямнее край зубчаты бора... I тчэ, забыушыся, рука, Замест персщскага узора, Цвяток радз!мы васшька.

Героические патриотические подвиги людей раскры­ваются в произведениях белорусских писателей Я.Купалы, Я.Коласа, М.Лынькова, М.Танка, И.Шамякина, К.Черного, П.Панченки и др.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литератур­но-художественные вечера: "Песни и музыка Великой Отечественной войны", "Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке", "Идеи патриотизма в изобразитель-

442

ном искусстве" и др. Эти мероприятия оказывают боль­шое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нрав­ственную сферу учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и по­ведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь прояв­ляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопере­живанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стрем­ление следовать его действиям и поступкам.

7. Формирование эстетики поведения. Одновремен­но и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо формировать эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках воспитываются культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневно­го поведения.

Эстетика должна характеризовать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Д.Б.Кабалевский отмечал, что об­ласть прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необ­ходимо заботиться о разумной ее организации, раскры­вать ее плодотворное влияние на физические силы и мо­ральные чувства человека.

Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и наве­ли чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. "Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!" - говорит учи­тель, — и учащиеся любуются делом своих рук, пере­живая радость и воодушевление от сделанного. Школьни­ки вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный участок, на который можно за­смотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, побуждает их к дальнейшему улуч­шению своего труда.


443

Не меньшее значение для воспитания эстетики пове­дения имеют беседы с учащимися о нравственном этике­те, о культуре речи, о внешнем виде человека и его по­ступках, о современной моде в одежде, обуви и причес­ке. Особенно важно предупреждать учащихся от утриро­вания и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерс­ких и швейных ателье, артистами и т.д. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, пре­дупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какую роль играет эстетическое воспитание в развитии личности?

  2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и каково его содержание?

  3. Какие методы и приемы воспитания используются для формиро­ вания у учащихся потребности в эстетическом развитии?

  4. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро­ ванию у школьников эстетических представлений, понятий и вкусов?

  5. Как использовать литературу, музыку и изобразительное искус­ ство для нравственного воспитания учащихся?

  6. Какие формы воспитательной работы используются для приоб­ щения учащихся к различным видам художественного творчества и развития их способностей в области искусства?

  7. Как воспитывать у учащихся эстетику поведения?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое вос­питание школьников. Мн., 1988.

Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. /Сост. В.П.Шестаков. М., 1973.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981.

Основы эстетического воспитания /Под ред. М.А.Кушаева. М., 1986.

Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М., 1987.

Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.

Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Мн., 1970.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С.Лабковская. М., 1983.

444


Глава 25 физическое воспитание

1. Физическое воспитание в системе всесторонне­ го развития личности. Сущность физического воспи­ тания и его содержание.

  1. Основные средства и методы физического вос­ питания.

  2. Физическое воспитание в процессе учебных за­ нятий.

4. Внеклассная работа по физическому воспита-

нию.

1. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание. По значению эта тема должна зани­мать первое место в педагогике, так как физическое вос­питание является основой для развития личности вооб­ще. Но в чем же заключается его значение во всесторон­нем формировании учащихся?

Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Из­вестно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие деятели культуры и ученые (Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и др.) стремились сочетать умственные за­нятия с физическими упражнениями, а некоторые актив­но занимались и занимаются спортом.

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют фор­мированию нравственности, товарищества, коллекти­визма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те каче­ственные изменения, которые происходят в укреплении

445

и совершенствовании физических сил человека и его здо­ровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смыс­ле оно выступает лишь как один из результатов физичес­кого воспитания. Само же физическое воспитание охва­тывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием оно при­звано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубоко­му осмыслению психофизиологических основ физическо­го развития и укреплению здоровья, а также умственно­му, нравственному и эстетическому формированию.


Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздорови­тельной деятельности учащихся, направленной на укреп­ление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорово­го образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволя­ет более конкретно представить его внутреннюю струк­туру и содержание.

С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потреб­ность в данном случае мыслится не только как внутрен­ний побудительный стимул, но и как определенная при­вычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физи­ческих сил и общей работоспособности, а также укрепле­ния воли.

Существенным компонентом содержания физическо­го воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкуль­туры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нрав­ственный кругозор учащихся, повышают их общую куль­туру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влияния физкуль­туры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способнос­тей.

446

Видное место в физическом воспитании занимает фор­мирование у школьников санитарно-гигиенических на­выков организации труда и разу много отдыха, правиль­ного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятель­ностью. Сюда относятся поддержание надлежащей гиги­ены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование вне­шней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стрем­ления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.


Все эти содержательные компоненты физического вос­питания находят свою реализацию в санитарно-гигиени­ческом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортив­но-массовой работы во внеурочное время. Работа по фи­зическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на "гармоничное развитие форм и функ­ций организма человека..., всестороннее совершенство- вание физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия... людей..., воспи­тание моральных, волевых и эстетических качеств лич­ности..., содействие развитию интеллекта"1.

2. Основные средства и методы физического воспи­тания. Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания тре­буют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физичес­кого воспитания относятся: а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питание, труда и отдыха, в) утренняя гимнастика; г) уроки фз-зической культуры; д) разнообразные формы внеклассной спортив­но-массовой работы: гимнастика, спортивные игрп, туризм.

1 Новиков А.Д., Матвеев Л.П. Теория и методика физического вос­питания. М., 1967. Т. 1. С. 46.

447

Педагогическая эффективность всех этих средств оп­ределяется двумя условиями: комплексным их исполь­зованием и применением всего разнообразия методов физического воспитания. Какие же из этих методов явля­ются наиболее существенными?

В процессе физического воспитания в качестве основ­ного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физичес­ких упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гим­настике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся при­учаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состяза­ниях и т.д., все это так или иначе связано с физически­ми упражнениями и тренировкой. Без специальных уп­ражнений нельзя выработать ловкости, развить физичес­кие силы, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.д. Участие в спортивных со­ревнованиях, в занятиях спортивных секций и туристи­ческих походах — это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.