ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 355
Скачиваний: 1
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художе-
435
ственных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности* необходимо научить школьников воспринимать прекрасное как в различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. Сюда относится формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в разных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность произведений искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Как же должно осуществляться эстетическое воспитание?
3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению с различными видами искусства, приучению их к эстетическому восприятию и простейшим эсте-
436
тическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, иметь навы- ки музыкального и изобразительного искусства. Подго- товка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. Для воспитания художественного восприятия у млад- ших школьников существенное значение имеют использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направ- ленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
В воспитании эстетических восприятий необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников. Большое значение в младших классах имеет показ красоты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д.
К.Д.Ушинский называл природу одним из лучших воспитателей1:
А воля, а простор, природа... А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...
Для ознакомления учащихся с красотой природы проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезон-
' Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 52-53.
437
ными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии, оформляются выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к охране природы, организуя для этого кружки "Друзья природы", "Зеленый патруль", акции "В защиту леса" и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.
Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.
4. Воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов. Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. К примеру, в 7-м классе изучается поэма Янки Купалы "Курган", в которой повествуется о старом певце, не побоявшемся сказать князю правду и погибшем от его жестокой руки. Само начало поэмы — образное, со множеством эпитетов — показывает немного грустный рисунок кургана, который прячет трагические тайны прошлого:
Пам1ж пустак, балот беларускай зямл!, На узбярэжжы рак! шумнацечнай, Дрэмле памятка дзён, што у нябыт уцякл!,— Удз1рванелы курган векавечны.
Дуб галле pacnycujy каранасты над 1м, Сухазелле у грудз! упшося; Вецер стогне над 1м уздыханнем глух!м,— Аб м!нуушчыне у жальбах галосе.
438
На купалле там птушка садзщца, пяе, У пш1пауку воук нема вые; Сонца днём распускав там косы свае, Ночкай зоры глядзяць залатыя.
Хмары неба усцшал! мо тысячу раз, Перуны бш! з краю да краю,— Ён стащь — тэта памяць людская, паказ... Тольк! гутарка ходзщь такая.
А каким лиризмом и теплотой проникнуты строки стихов П.Труса, посвященные матери:
Не засн1,— Пабудз! мяне рана, О!., мая
дарагая матуля!.. Дзе дароп бягуць за курганам, пойдзем зелле зб!раць мы на Яна... Толью ты
Пабудз! мяне рана, О!., мая дарагая матуля!
Пабудз!,
як будзша у маленстве,
Кал! крылася
поле туманам...
Над абл!ччам ма!м
ды заспаным
ты снавала
да сонца —
ой, рана —
пражу сноу
залатога маленства.
В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и др.
В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет осмысление ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот
439
почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н.Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А.Варламова "Белеет парус одинокий" организуется при изучении лирики М.Ю.Лермонтова. Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия действительности.
Исключительно острой и слабо решаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы в привитии учащимся художественного вкуса здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть это влияние можно только одним — широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и средних классах она решается прежде всего на занятиях по языку и литературе, рисованию и пению. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюст-
440
рации к литературным произведениям., пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания не имеют целью сформирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие.
Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, "...стоит пробудить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку"1.
Известный композитор Д.Б.Кабалевский выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М.Неменский разработал программу по рисованию, которая, вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов, предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.
Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков, организации музыкальных концертов и т.д.
1 Скрылев Ю. Листья самые прекрасные //Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.
441
6. Использование эстетического воспитания в целях нравственного формирования учащихся. При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении белорусской поэзии нужно обращать внимание учащихся на ее свободолюбивые и патриотические мотивы. Кого не волнуют, например, такие строки из стихотворения Максима Богдановича "Слущия ткачых!", в которых выражается любовь к своему родному краю: