Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в по­стижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художе-

435

ственных восприятий. Эти восприятия должны охваты­вать широкую сферу эстетических явлений. В частности* необходимо научить школьников воспринимать прекрас­ное как в различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с понимани­ем искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения дей­ствительности. Сюда относится формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в разных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравствен­но-эстетическую направленность произведений искусства.

Большое место в содержании эстетического воспита­ния занимает формирование художественного вкуса, свя­занного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетическо­го воспитания является приобщение учащихся к худо­жественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо разви­вать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направ­ляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравствен­ности. Как же должно осуществляться эстетическое вос­питание?

3. Формирование у школьников художественно-эсте­тических потребностей. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению с различными видами искусства, приуче­нию их к эстетическому восприятию и простейшим эсте-


436

тическим суждениям. В решении указанной задачи боль­шую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением кра­сиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, иметь навы- ки музыкального и изобразительного искусства. Подго- товка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. Для воспитания художественного восприятия у млад- ших школьников существенное значение имеют исполь­зование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направ- ленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников. Большое значение в младших классах имеет показ кра­соты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д.

К.Д.Ушинский называл природу одним из лучших воспитателей1:

А воля, а простор, природа... А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впе­чатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрас­ный ландшафт имеет такое огромное воспитательное вли­яние на развитие молодой души, с которым трудно сопер­ничать влиянию педагога...

Для ознакомления учащихся с красотой природы про­водятся экскурсии, организуются наблюдения за сезон-

' Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 52-53.

437

ными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии, оформляются выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспи­тывать активное отношение к охране природы, органи­зуя для этого кружки "Друзья природы", "Зеленый пат­руль", акции "В защиту леса" и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных заня­тий в начальных классах.


Воспитательная работа по развитию и укреплению эсте­тических потребностей, стремления к восприятию пре­красного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.

4. Воспитание у учащихся эстетических представ­лений, понятий и вкусов. Это весьма сложная педагоги­ческая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в на­чальных классах. Однако основная работа в этом направ­лении осуществляется с учащимися-подростками и стар­шими школьниками, обладающими для этого необходи­мыми способностями к более глубокому пониманию ис­кусства.

Очень важно в этих классах обогащать учащихся пред­ставлениями о художественных средствах передачи на­строения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. К примеру, в 7-м классе изучается поэма Янки Купалы "Курган", в кото­рой повествуется о старом певце, не побоявшемся ска­зать князю правду и погибшем от его жестокой руки. Само начало поэмы — образное, со множеством эпитетов — показывает немного грустный рисунок кургана, который прячет трагические тайны прошлого:

Пам1ж пустак, балот беларускай зямл!, На узбярэжжы рак! шумнацечнай, Дрэмле памятка дзён, што у нябыт уцякл!,— Удз1рванелы курган векавечны.

Дуб галле pacnycujy каранасты над 1м, Сухазелле у грудз! упшося; Вецер стогне над 1м уздыханнем глух!м,— Аб м!нуушчыне у жальбах галосе.

438

На купалле там птушка садзщца, пяе, У пш1пауку воук нема вые; Сонца днём распускав там косы свае, Ночкай зоры глядзяць залатыя.

Хмары неба усцшал! мо тысячу раз, Перуны бш! з краю да краю,— Ён стащь — тэта памяць людская, паказ... Тольк! гутарка ходзщь такая.

А каким лиризмом и теплотой проникнуты строки стихов П.Труса, посвященные матери:

Не засн1,— Пабудз! мяне рана, О!., мая

дарагая матуля!.. Дзе дароп бягуць за курганам, пойдзем зелле зб!раць мы на Яна... Толью ты

Пабудз! мяне рана, О!., мая дарагая матуля!

Пабудз!,

як будзша у маленстве,

Кал! крылася

поле туманам...

Над абл!ччам ма!м

ды заспаным

ты снавала

да сонца —

ой, рана —

пражу сноу

залатога маленства.

В познании художественных средств изображения дей­ствительности в искусстве большое значение имеет ос­мысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художе­ственный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искус­стве и др.


В последние годы в школьной практике с целью разви­тия эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений лите­ратуры, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и разви­тия у учащихся художественных представлений, поня­тий и суждений большое значение имеет осмысление ими той связи, которая существует между различными вида­ми искусства в отображении жизненных явлений. Вот

439

почему на занятиях по литературе необходимо использо­вать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н.Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А.Варламова "Бе­леет парус одинокий" организуется при изучении лири­ки М.Ю.Лермонтова. Подобное синтетическое использо­вание искусства в процессе учебной работы помогает уяс­нению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глу­бокого эстетического восприятия действительности.

Исключительно острой и слабо решаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от при­митивного ремесленничества, художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются како­фонией и бездумным модернизмом и недооценивают клас­сики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудно­сти школы в привитии учащимся художественного вкуса здесь усугубляются тем, что средства массовой информа­ции, дискотеки и видеотеки слишком широко популяри­зируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отече­ственному искусству. Преодолеть это влияние можно толь­ко одним — широким использованием классической ли­тературы, лучших образцов современной музыки и худо­жественного творчества.

5. Приобщение школьников к художественному твор­честву и развитие их способностей в области литера­туры, музыки и изобразительного искусства. Будучи по своей природе существом творческим, человек обла­дает склонностью к художественно-творческой деятель­ности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в об­ласти пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и сред­них классах она решается прежде всего на занятиях по языку и литературе, рисованию и пению. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюст-


440

рации к литературным произведениям., пейзажные зари­совки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания не имеют целью сформирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстети­ческое развитие.

Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат сред­ством совершенствования художественного опыта, уме­ний и навыков. Здесь иногда имеет значение первое по­буждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, "...стоит пробудить в ребенке художника — и его не удер­жишь от творчества: он обязательно будет рисовать, пи­сать стихи или сочинять музыку"1.

Известный композитор Д.Б.Кабалевский выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практи­ческому изучению музыкальных произведений, глубоко­му ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М.Неменский разработал программу по рисо­ванию, которая, вместо традиционного обучения уча­щихся рисованию отдельных предметов, предусматрива­ет побуждение их к творческому отражению окружаю­щей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной худо­жественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и сту­дии по литературе, музыке и изобразительному искусст­ву, коллективы художественной самодеятельности, орга­низация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к твор­честву и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде руко­писных (машинописных) литературных журналов, выста­вок картин и рисунков, организации музыкальных кон­цертов и т.д.

1 Скрылев Ю. Листья самые прекрасные //Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.

441

6. Использование эстетического воспитания в целях нравственного формирования учащихся. При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направлен­ности и использование их в целях морального формиро­вания учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос твор­ческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, сво­боды и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной кра­соты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении белорусской поэзии нужно обра­щать внимание учащихся на ее свободолюбивые и патри­отические мотивы. Кого не волнуют, например, такие строки из стихотворения Максима Богдановича "Слущия ткачых!", в которых выражается любовь к своему родно­му краю: