Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения уча­щихся к их выполнению. Когда ученик проявляет созна­тельное стремление и мобилизует волевые усилия на ук­репление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмечено, не сводится лишь к физическому разви­тию и укреплению здоровья, оно охватывает также фор­мирование потребности в повышении физической куль­туры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физическом вос­питании учащихся имеют методы убеждения (разъясне­ния) и положительного примера. Эти методы использу­ются прежде всего в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-мас­совых мероприятий в школе. С их помощью разъясня­ются значение физических упражнений в развитии чело­века, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, из­вестных спортсменов, а также лучших учащихся и самих

448

учителей служат предметом подражания школьников в процессе занятий физической культурой.

Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортив­ные темы, а также в процессе индивидуальной разъяс­нительной работы с учащимися по вопросам физическо­го воспитания.

Важное стимулирующее значение в физическом вос­питании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разно­образных оздоровительных мероприятиях.

Как же осуществляется физическое воспитание в школе?

3. Физическое воспитание в процессе учебных за­нятий. Поскольку учебные занятия занимают основное время пребывания учащихся в школе, они играют важней­шую роль в осуществлении физического воспитания.

Большое значение в физическом воспитании и разви­тии школьников имеют санитарно-гигиенические мероп­риятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Прежде всего в школе должны поддерживаться об­разцовый порядок и чистота. Влажная уборка классов по правилам должна производиться дважды — перед уроками и на большой перемене. Влажной тряпкой ежеднев­но должна протираться школьная мебель, подоконники, цветы.

Серьезное внимание необходимо обращать на освеще­ние классов. Парты и классная доска должны быть распо­ложены так, чтобы свет на них падал с левой стороны учащихся. Деревья и декоративные кустарники должны высаживаться в 3—4 метрах от окон, чтобы не затемнять классы.


Учителям следует проявлять заботу о притоке свеже­го воздуха в классные помещения, кабинеты и коридоры. В теплое время занятия проводятся, как правило, при открытых окнах или фрамугах (форточках), в зимнее время классы должны хорошо проветриваться. Желатель­но организовать пребывание учащихся на свежем возду­хе во время перемен, практикуя одновременно легкие физические упражнения или подвижные игры. За 3—4 минуты до конца перемены игры необходимо прекращать, чтобы дать возможность учащимся успокоиться.

449

Весьма важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не портилось зрение и не происходило искривления по­ звоночника. С этой целью необходимо также практико­ вать 2—3 раза в течение года пересадку учащихся, сидя­ щих на правых и левых рядах парт с тем, чтобы изме­ нять их положение по отношению к классной доске.

В процессе урочных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого по ходу урока следует делать короткие паузы-физкультминутки. Они включают в себя легкие физические упражнения, выполняемые в течение 1 — 1,5 минуты под руководством учителя. Подобные физ­культминутки особенно важно проводить в начальных и средних классах, где учащиеся отличаются повышенной физической и умственной утомляемостью.

Существенным элементом физического воспитания является проведение утренней гигиенической гимнасти­ки. Конечно, лучше всего, чтобы учащиеся занимались гимнастикой утром дома. В некоторых же школах такая гимнастика организуется по классам перед началом учебных занятий под руководством учителей или специ­ально выделенных физоргов из числа учащихся.

Действенным средством физического воспитания явля­ются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно сни­жаться до того уровня, который был в начале занятий. В соответствии с этим наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая.

Вводная часть — 3—5 минут. Цель этой части урока заключается в том, чтобы организовать учащихся к за­нятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение. Во вводной части происходит построение и расчет учащихся, сдача рапорта дежурным. Затем учи­тель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения, ходьбу, бег и выполнение различных упражнений на внимание.


Подготовительная часть — 8—15 минут. В этой части урока ставится задача подготовить учащихся к выполне­нию основных упражнений, усиливается всестороннее воздействие на мышцы и связки организма, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма.

450

Основная часть - 20-30 минут. В этой части занятий проводятся основные физические упражнения: бег, прыж­ки, метание, лазание, поднимание тяжестей, игры и т.д. Особое внимание преподавателю следует обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, решительности и умения действовать в коллективе. В целях поддержа­ния внимания и интереса учащихся к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их назначение и влияние на организм.

Заключительная часть. В это время урока следует привести учащихся в спокойное состояние и подвести итоги занятий. Содержание заключительной части — ходьба, элементы строевой подготовки.

На уроках физкультуры девочкам следует давать не­сколько меньшую нагрузку, чем мальчикам, а если есть возможность, то лучше делить класс на две подгруппы. Естественно, что при проведении занятий по физкульту­ре нужно также учитывать возраст учащихся, не допуская их перегрузки и переутомления.

Для физического воспитания широко используются и другие учебные предметы, хотя их роль в этом отноше­нии и носит специфический характер. Много полезных сведений по вопросам физического развития получают учащиеся при изучении биологических предметов, на­чиная с младших классов. Особенно ценный материал, связанный с гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в организме, они ваивают при изучении анатомии и физиологии человека в 9-м классе. Задача учителя состоит в том, чтобы изучаемые вопросы о режиме питания, труда и отдыха человека, о влиянии естественных сил природы на укрепление здо­ровья школьники не только усваивали, но и учились ис­пользовать их в своей жизни.

Возможности учебных занятий по таким предметам, как математика, физика, история, литература и др. в физическом воспитании школьников сводятся главным образом к поддержанию надлежащего санитарно-гигие­нического режима, о чем уже говорилось. Но учителям этих предметов не следует упускать случая, когда речь идет о жизни и деятельности ученых, государственных деятелей и других выдающихся людей, и на их примере показывать роль труда и спорта в укреплении здоровья человека и его всестороннем развитии. Например, на уроках истории полезно рассказать о том, что А.В.Суворов


451

от природы был очень болезненным и физически слабым, но благодаря упорной тренировке и закаливанию сумел укрепить свое здоровье и успешно переносил тяготы долгих военных походов.

В целом следует отметить, что влияние учебных заня­тий на физическое развитие и воспитание учащихся за­висит от эффективного использования всего многообра­зия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

4. Внеклассная работа по физическому воспитанию.

Система внеклассных мероприятий по физическому вос­питанию учащихся должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных за­нятий. Однако ее возможности в этом отношении гораз­до шире. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений.

Одно из этих направлений включает в себя расшире­ние и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учи­теля, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В сред­них и старших классах отдельно с мальчиками и девоч­ками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения вклю­чает также вопросы популяризации физической куль­туры и спорта, и в частности организацию встреч со спорт­сменами, проведение бесед, докладов и лекций о разви­тии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совер­шенствование его нравственного и эстетического разви­тия.

Важным направлением внеклассной работы по физи­ческому воспитанию является использование есте­ственных сил природы (солнца, воздуха и воды) для ук­репления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся прогулки и экскурсии в природу, организу­ются походы по родному краю, игры на местности и т.д.

452

Все эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. Так, походы по родному краю используются как средство краеведения и патрио­тического воспитания, а также для расширения знаний по ботанике, зоологии, географии и т.д. То же самое от­носится и к другим внеклассным мероприятиям.


В системе внеклассной работы большое значение име­ет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д. Занятия спортивных сек­ций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праз­дники, школьные спартакиады, соревнования, вечера и т.д. Эти мероприятия не только возбуждают интерес к физкультуре и спорту, но и позволяют вовлекать уча­щихся в спортивно-массовую работу.

Наконец, большое значение в физическом развитии учащихся имеет организация их систематической тру­довой деятельности, которая связана с затратой мускуль­ной энергии, физической тренировкой и пребыванием на свежем воздухе.

Таким образом, правильно осуществляемая система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию включает в себя как массовое вовлечение учащихся в разнообразные формы занятий физкультурой и спортом, так и индивидуальную работу с ними.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Устно составьте план темы или же краткие тезисы по ее содер­ жанию.

  2. Какую роль играет физическое воспитание во всестороннем разви­ тии личности?

  1. Раскройте сущность понятий: физическое развитие и физиче­ ское воспитание и их содержание.

  2. Какой должна быть система работы по физическому воспитанию школьников в процессе учебных занятий?

5. Какую работу необходимо проводить во внеурочное время по физическому воспитанию в школе?

453