Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти традиции, естественно, развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют формы деятельности учащихся, что, безусловно, оказы­вает на последних большое воспитательное влияние, ук­репляет их сплоченность, поддерживает чувство гордос­ти за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном разви­тии его самодеятельности, демократизма и здорового об­щественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни. Наиболее существенными психоло­гическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственности и высокой активности всех уча­щихся в решении совместно поставленных задач; чув­ство защищенности каждого члена коллектива. Созда­ние такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного времени, активных и методи­чески правильных педагогических усилий. Но если они складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как орга­низаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,

366 ]

нравственно-воспитательная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует формированию доброже­лательных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и са­модеятельности своих членов в повышении содержатель­ности и здоровой целенаправленности своей жизни (В.М.Коротов).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Чем обусловливается необходимость воспитания личности в кол­ лективе и через коллектив?

  2. Определите сущность воспитательного коллектива и основные стадии его развития. Можно ли считать коллективами неформальные объединения, которые нередко существуют вне школы?

  3. Раскройте структуру воспитательного коллектива в школе. Как нужно относиться к существованию в коллективе так называемых малых групп и неформальных лидеров?

  4. Определите средства и методические основы воспитания учени­ ческого коллектива в школе.

  5. Раскройте сущность и реализацию основных методических поло­ жений по организации и воспитанию ученического коллектива.

  6. Объясните, как конкретно влияет коллектив на развитие и вос­ питание учащихся.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гордин Л.Ю. Организация классного руководства. М., 1984.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1987.

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974.

Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. М., 1984.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.

Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Мн., 1972.

367


Глава 20 нравственное воспитание

  1. Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по­ ведения личности.

  2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.

  3. Содержание нравственного воспитания. Сущ­ ность нравственности личности.

  4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирова­ ния у них нравственных качеств.

1. Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по­ведения личности. В процессе воспитания личности ис­ключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве обще­ственных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с други­ми членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, фун­кцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в поли­тике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполня­ют правовые нормы и различные постановления государ­ственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на по­ведение людей различные правовые нормы, законы, адми­нистративные правила и указания служебных лиц, с од­ной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязатель­ный характер, и за их нарушение личность несет юриди­ческую или административную ответственность, напри-

368

мер, за нарушение закона, опоздание на работу или за невыполнение соответствующих служебных инструкций. В обществе созданы даже специальные органы (суд, проку­ратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.


Иное дело мораль. Нормы и правила, которые отно­сятся к ее сфере, такого обязательного характера не име­ют, и практически от самой личности зависит их соблю­дение. Когда же тот или иной человек их нарушает, об­щество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силу общественного мне­ния: упреки, моральное порицание и, наконец, обществен­ное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер.

Возьмем пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административ­ное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым, который вынужден был долго его ожидать, никаких санк­ций не бывает, знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание.

Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике (от лат. ethica — обычай, характер) — философ­ской науке о морали — существуют две основные нрав­ственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоции­руется с добром. Нарушение же моральных норм и пра­вил, отступление от них характеризуется как нравствен­ное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, со­вершенствовать свое поведение, что одновременно озна­чает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее со­держание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации лич-

369

ности. Только мораль гуманного и демократического об­щества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действенному прогрессивному развитию и со­вершенствованию личности. Именно в этом направ­лении и происходит моральное развитие мирового сооб­щества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и тради­ции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может осно­вываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нрав­ственных норм и правил приобретает характер при­вычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для вос­питания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований об­щества в конечном итоге зависит от самой личности, по­скольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, ка­кое огромное значение приобретает нравственное воспи­тание, повышение его содержательности и педагогичес­кой действенности. Многие общественные деятели, писа­тели и педагоги с давних времен считали, что нравствен­ность не только оказывает решающее влияние на сформи­рование положительных качеств личности, но и явля­ется главной задачей школы и должна быть в центре ее воспитательной деятельности.


2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нрав­ственного воспитания в развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в пе­дагогике с давних времен. Они связывались главным об­разом с тем, что только нравственное воспитание обеспе­чивает сформирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский.

В трактате "Наставление нравов" он приводил изрече­ние древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное из-

370

речение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает".

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного уч­реждения. По его мнению, только оно формирует доброде­тельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт на пер­вый план выдвигал нравственное воспитание. Примечатель­но, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал1:

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой:

Из всех наук, которые должен знать человек, глав­нейшая есть наука о том, как жить, делая как можно мень­ше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспи­тания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал2:

Конечно, образование ума и обогащение его познани­ями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков, посвящен во все тайны органической химии или полити­ческой экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой...

Убежденные в том, что нравственность не есть необхо­димое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ... влияние нравственное составля-. ет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...