ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 15: Стиль управления.

Стиль руководства - характерные черты поведения, при­емов, действий, используемых руководителем в процессе уп­равления.

1.9

9.9

9

8

7

6

5.5

5

4

3

2

1.1

9.1

1


1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рис. 6. Решетка менеджмента.

Разнообразие стилей, определяемых личностью руково­дителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: заботе руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть представлено специ­альной «решеткой менеджмента».

По вертикали: забота о людях: 1 – незначительная, 9 – значительная.

По горизонтали: забота о производстве: 1 - незначительная, 9 – значительная.

1.1 - Руководитель мало заботится и о производстве, и о людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок, т.е. руководитель прилагает минимальные усилия для вы­полнения лишь самой необходимой работы (бездарный стиль).

9.1 - Руководитель уделяет максимальное внимание произ­водству и минимальное людям. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Но удовлетворенности людей - нет, что создает массу проблем (жесткий стиль).

1.9 - Огромное внимание со стороны руководителя к лю­дям, создание дружеского коллектива, «единой семьи». Но при этом интересы организации отходят на задний план («клубный» стиль).

9.9 - Руководитель нацеливает всех работников на дости­жение производственных целей на основе доверия и уважения к ним. Развивается самостоятельность, ответственность, созда­ется дух единой команды (прогрессивный стиль).

5.5 - Руководитель умело балансирует, обеспечивая доста­точно высокий уровень производственных результатов и удов­летворительный моральный настрой.

Более детальная характеристика стилей руководства, опре­деляемых личностью руководителя, может быть осуществлена на основе четырех признаков: направленность руководителя на результат, способы мотивации, привлечение подчиненных к уп­равлению, требовательность.

Стили руководства.

Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностя­ми, а также в экстремальных ситуациях.

Демократический («прогрессивный») стиль следует при­менять при условии заинтересованности работников в получе­нии результатов, инициативности и ответственности.

Применение либерального («клубного») стиля свидетель­ствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических осо­бенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руко­водства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.


Ситуационное лидерство - определение стиля руководст­ва в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту.

Уровень зрелости рабочей группы

Соответствующий стиль руководства

Полностью квалифицирован­ная и желающая дальше со­вершенствоваться

Предоставление самостоя­тельности. (Определение функций и ответственности работников. Совместное обсуждение результатов.)

Достаточно квалифицирован­ная и продолжающая совер­шенствоваться

Участие в принятии решений. (Привлечение работников к постановке целей. Консульта­ции и поощрение самостоя­тельности.)

Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации

Координация. (Менее глубо­кий инструктаж и контроль. Поощрение инициативы и деловых контактов.)

Низкоквалифицированная и не расположенная совершен­ствоваться

Указывание. (Тщательный инструктаж и детальный контроль. Поощрение испол­нительности и личных дости­жений.)

Рис. 7. Ситуационное лидерство.

Современный руководитель должен научиться применять любой стиль руководства, адекватный целям, стоящим перед рабочей группой, и ее особенностям – квалификации, ответст­венности, потребностям и т.п.

Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства.

  1. Вырабатывайте ценностные установки и личные цели.

  2. Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития.

  3. Регулярно анализируйте достигнутые результаты.

  4. Развивайте коммуникативные умения: слушать, читать, го­ворить, писать.

  5. Развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в людях.

  6. Ежедневно выбирайте время для мышления, записывайте свои мысли.


  1. Расширяйте общение с людьми других профессий.

  2. Учитесь сосредотачиваться на главном.

  3. Будьте решительным, упорным и настойчивым.

  4. Постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.

Так, лидерство характеризуется как поведением человека, так и личными его характеристиками.


Тема 17: Конфликты в коллективе и пути их разрешения.

Конфликт - столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей,

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами, при котором каждая сторона настаивает на своем и мешает другой отстоять свою позицию.

Таблица 11.

Основные причины возникновения конфликтов безотносительно

к типу отношений между сотрудниками.

Причина

Примеры возможных причин

Препятствие достижению целей

трудовой деятельности

• Длительный ремонт оборудования

• Недопоставка (несвоевременная поставка)

материалов, деталей

• Недостоверность переданной информации

• Отсутствие информации

Препятствие достижению личных

целей

• Непредставление более выгодной работы

• Планирование отпуска в неблагоприятный сезон

• Задержка повышения оклада

• Достижение сотрудником-конкурентом более высо-

ких результатов

Противоречия в

поведении, взглядах, манерах,

привычках и т.п.

• Несовместимость характеров

• Различие в возрасте

• Различное воспитание

• Противоречия в идеалах

• Политические разногласия