ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в дисциплину «Менеджмент».
Тема 2. История развития менеджмента.
Тема 4. Методологические основы менеджмента.
Тема 6: Персонал - технология.
Тема 7. Функции внутрифирменного управления.
Классификация функций менеджмента.
Тема 13: Информация и коммуникации в менеджменте.
Таким образом, функции менеджмента - это виды деятельности, необходимые для осуществления управления.
Тема 13: Информация и коммуникации в менеджменте.
Коммуникация - процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Цели коммуникаций.
1. обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
4. регулирование и рационализация информационных потоков;
В зависимости от способа обмена информацией различают:
- межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;
- коммуникации на основе письменного обмена информацией.
Межличностные коммуникации делятся на:
- формальные или официальные;
- неформальные.
Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам.
Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.
Сети неформальной организационной коммуникации существуют в силу стремления работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций.
Система неформальных коммуникаций способна рождать слухи, которые могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций.
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:
предстоящие сокращения производственных рабочих;
новые меры по наказаниям за опоздание;
изменения в структуре организации;
грядущие перемещения и повышения;
подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;
кто кому назначает свидания после работы.
Существуют две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи:
- распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации;
- поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной информационной связи.
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
- горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.
Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на:
- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;
- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.
Межличностные коммуникации делят также на:
- вербальные (словесные);
- невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса и т.д.
Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация адресатом (получателем) послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.
В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:
- отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
- сообщение;
- канал или средство передачи информации;
- получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы: зарождение идеи или отбор информации; выбор канала передачи информации; передача сообщения; интерпретация сообщения.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.
Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
Таблица 7.
Коммуникационные барьеры.
Макробарьеры коммуникаций |
Микробарьеры коммуникаций |
Перегрузка информационных |
Отношение источника (отправителя) |
сетей и искажение информации. |
информации к получателю (адресату). |
Потребность во все более |
Отношение адресата к источнику |
сложной информации. |
информации. |
Интернационализация деловых |
Восприятие получателем информации |
контактов и возрастание роли |
многозначных слов. |
иностранных языков. |
Отсутствие обратной связи. |
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т.е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.
Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами.
Различают коммуникационные барьеры макро- и микроуровня.
Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.
Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах.
Десять заповедей успешной коммуникации:
Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.
Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.
Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
Учитесь умению слушать другого.
Таким образом, управление невозможно без обмена информацией, так же как и без коммуникации в целом.