ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, функции менеджмента - это виды деятельности, необходимые для осуществления управления.


Тема 13: Информация и коммуникации в менеджменте.

Коммуникация - процесс обмена информацией между дву­мя и более людьми. Цели коммуникаций.

1. обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;

  1. совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

  2. создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

4. регулирование и рационализация информационных потоков;

В зависимости от способа обмена информацией различают:

- межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

- коммуникации на основе письменного обмена инфор­мацией.

Межличностные коммуникации делятся на:

- формальные или официальные;

- неформальные.

Формальные коммуникации определяются политикой, пра­вилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам.

Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установив­шейся системе личных отношений между работниками органи­зации.

Сети неформальной организационной коммуникации суще­ствуют в силу стремления работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных органи­зационных коммуникаций.

Система неформальных коммуникаций способна рождать слухи, которые могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций.

Типичная информация, передаваемая по каналам нефор­мальных коммуникаций:

  • предстоящие сокращения производственных рабочих;

  • новые меры по наказаниям за опоздание;

  • изменения в структуре организации;

  • грядущие перемещения и повышения;

  • подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;

  • кто кому назначает свидания после работы.

Существуют две точки зрения, каким образом свести к ми­нимуму эти слухи:

- распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации;

- поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной информационной связи.


Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

- горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделя­ются на:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содер­жит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип ком­муникаций непосредственно связан с руководством и контро­лем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

- вербальные (словесные);

- невербальные, призванные осуществить обмен информа­цией без применения слов, например с помощью жестов, инто­наций голоса и т.д.

Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпрета­ция адресатом (получателем) послания строится не только на сло­вах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, кото­рые сопровождают слова передающей стороны.

В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых эле­мента:

- отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;

- сообщение;

- канал или средство передачи информации;

- получатель (адресат) - лицо, которому предназначена ин­формация и которое интерпретирует ее.

Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы: зарождение идеи или отбор информации; выбор канала передачи информации; передача сообщения; интерпретация сообщения.

При организации коммуникационных сетей на предприя­тии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникацион­ного процесса.

Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществля­ются на предприятии после проектирования его организа­ционной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содер­жащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менедж­мента и доводиться до конкретного должностного лица.


Таблица 7.

Коммуникационные барьеры.

Макробарьеры коммуникаций

Микробарьеры коммуникаций

Перегрузка информационных

Отношение источника (отправителя)

сетей и искажение информации.

информации к получателю (адресату).

Потребность во все более

Отношение адресата к источнику

сложной информации.

информации.

Интернационализация деловых

Восприятие получателем информации

контактов и возрастание роли

многозначных слов.

иностранных языков.

Отсутствие обратной связи.

Коммуникация считается успешной, если получатель инфор­мации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, кото­рый в нее вкладывает отправитель, т.е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.

Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуни­кации, называются коммуникационными барьерами.

Различают коммуникационные барьеры макро- и мик­роуровня.

Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной ком­муникации в целом.

Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной ком­муникации в конкретных узких сферах.

Десять заповедей успешной коммуникации:

  1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.

  1. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.

3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.

  1. Проконсультируйтесь с другими при планировании ком­муникации.

  2. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.

  3. Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставля­ются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.

  4. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.

  5. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.

  6. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.

  7. Учитесь умению слушать другого.


Таким образом, управление невозможно без обмена информацией, так же как и без коммуникации в целом.