ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Методологические основы менеджмента.

Всякую деятельность человека характеризуют методология и организация. Это две взаимосвязанные характеристики.

Методология - это логическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей.

Организация - это упорядочение действий в соответствии их особенностями, составом и структурой.

Методология и организация тесно связаны друг с другом, вот почему иногда методологию определяют как логическую организацию деятельности, а организацию - как способ упорядочения деятельности.

Методология менеджмента отвечает на вопросы:

  • какие приоритеты господствуют в процессах управления и заложены в систему и механизм управления?

  • на что опирается менеджер в своей деятельности?

  • какие ориентиры ведут его к выбору тех или иных решений?

  • как связаны между собой подходы, реализуемые в процессах управления?

Методология построена на различных факторах и различном их сочетании.

Наиболее существенными факторами, имеющими практическое значение в формировании методологии менеджмента, являются следующие три: логика, интуиция и здравый смысл.

Логика - свойство мышления - профессиональное сознание.

Интуиция - способность предугадывать, предполагать.

Здравый смысл - осмысленный опыт жизни, поведения, деятельности.

Очевидно, что в деятельности каждого менеджера присутствуют все эти три компонента, но в различной степени, в различных комбинациях и в разных ролевых нагрузках.

Методология управления - это умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблемы, и подсказывают пути их решение.

Любая деятельность нуждается в организации, и управление в этом отношении не исключение.

Организация управления, строится на функциях, обязанностях, ответственности, полномочиях и компетенции.

Что надо сделать, чтобы организовать управление?

  1. Надо определить, какие функции должны составлять управленческую деятельность каждого конкретного лица или должности.

  2. Необходимо сформулировать обязанности.


Обязанности - это необходимые виды деятельности среди возможных. (Функции имеют статус как обязательных, так и возможных).

  1. Установление ответственности, т.е. определение санкций за невыполнение, недостаточное или плохое выполнение функций и обязанностей. Существуют меры и формы ответственности.

  2. Установление и закрепление полномочий - прав на принятие решения.

  3. Элементом организаций является и компетенция - возможность принятия решения не только с позиций полномочий и закрепленных функций, но и с позиций и учетом имеющейся информации и квалификации менеджера или служащего.

Каждый из этих признаков реализуется в зависимости от расположения должностного лица в общей иерархии управления фирмой.

Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.

Существует 3 вида методов управления:

  1. Командный;

  2. Экономический;

  3. Социально-психологический.

  1. Метод командный. Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.

Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

  1. Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.

  2. Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти подчинения. Основные достоинства метода:


  1. Обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;

  2. Не требует крупных материальных затрат;

  3. В малых организациях оперативно достигаются цели, и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

  1. подавляется инициатива, творческая работа;

  2. отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;

  3. в крупных организациях: а) менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците; б) обюрокрачивается аппарат управления; в) требуется громоздкая система контроля.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.

Характеризуются:

  1. свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;

  2. выполнение договорных обязательств.

Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.

Достоинства метода:

  1. включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;

  2. практически не требуются материальные затраты.

Недостатки:

  1. не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;

  2. трудно прогнозировать результаты.


Тема 5: Принципы менеджмента.

Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке задач управления.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечива­ется эффективное развитие организации.

К принципам менеджмента относятся следующие.

  1. Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределений полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.

Децентрализация - это передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, имеющим хозяйственную самостоятельность. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое.

Централизация - это руководство хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий и отделений из одного центра, жесткая регламентация и координация их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней и, прежде всего исполнителей конкретных решений - руководителей производственных отделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных.


Разновидность коллегиальности - коллективность в принятии решений. Коллективные решения - большинство голосов (собрание акционеров). Роль руководства - подготовка и обоснование решений.

2. Другой важный принцип менеджмента - принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться. Также каждое должностное лицо несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции.

Отрицательный момент это принципа заключается в том, что руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, так как его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.

  1. Еще один важнейший принцип современного менеджмента - демократизация управления. Он основывается на корпоративной организации собственности, то есть все вложения людей в акции какого-либо предприятия поставлены под единое административное управление.

Важными принципами эффективного менеджмента так же являются: целост­ности, иерархической упорядоченности, целевая направлен­ность, научная обоснованность и оптимальность, наличие целей и др.

Целостность определяет необходимость рассмотрения ор­ганизации как целостной социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уро­вень дифференциации процессов менеджмента в организа­ции.

Целевая направленность постулирует приоритет целе­вой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленче­ских решений.

Принципы менеджера:

  1. Соблюдение чистоты и порядка на производстве.

  2. Вовлечение в процесс управления самих управляемых.

  3. Демократизация отношений в менеджменте по вертикали и горизонтали.

  4. Забота о подчиненных в рабочее и нерабочее время.

  5. Воспитание "корпоративного духа".

  6. Гласность и информированность персонала.

  7. Непрерывное повышение квалификации персонала.

  8. Взаимозаменяемость персонала.

  9. Обращение к нетрадиционным резервам.