ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 принципов административного управления А. Файоля.

1. Неотделимость власти от ответственности.

  1. Разделение труда.

  2. Единство распоряжения, или единоначалие.

  3. Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаим­опомощь, уважение руководства и подчиненных.

  4. Единство руководства по принципу «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

  5. Подчинение индивидуальных интересов общим.

  6. Справедливое для всех вознаграждение.

  7. Разумная специализация, ослабляющаяся с увеличением масштабов предприятия.

  8. Иерархия, предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизон­тальных связей.

  1. Порядок, в основу которого положен принцип «каждому свое место и каждый на своем месте».

  2. Справедливость, обеспечивае­мая преданностью персонала и объективностью администрации.

  3. Устойчивость персонала, ибо текучка — следствие плохого управления.

  4. Инициатива, требующая от ру­ководителя всемерного поощре­ния и подавления собственного тщеславия.

  5. Корпоративный дух, т. е. общ­ность интересов работников и коллективизм в труде.

  1. Школа человеческих отношений 1930-50 г.г. – Элтон Мейо, Фоллетт, Маслоу – для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками. Поведенческая школа 1950-настоящее время, представили так же Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк, рассматривая менеджмент как «эффективность достижения целей организации, что требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии».

Школа управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом А.Маслоу, пока­зали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30—50-е годы, была основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда является основой повышения вследствие этого его производительности.


Концепция управления с позиций науки о поведении — это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

  1. Количественная школа 1950-е годы - настоящее время – Винер, Акофф, Берталанфи – оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Эта школа в менеджменте связана с развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, модели­рования, прогнозирования и вычислительной техники.

Ключевой характеристикой количественной школы является за­мена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, сим­волами и количественными значениями. Применение количествен­ных методов позволяет существенно повысить эффективность уп­равленческих решений.

В разработке ряда количественных методов в управлении при­оритет принадлежит российским ученым. Так, академик Л. В. Кан­торович первый в мире (1939 г.) разработал общие принципы ли­нейного программирования.

Основоположником современного экономико-математического направления в управлении народным хозяйством в России является академик В.С.Немчинов, внесший существенный вклад в разработку статистических методов управления экономикой и организовавший в 1958 г. первую в России лабораторию экономико-математических исследований.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.

Таким образом, современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто несовместимы друг с другом. В ней отсутствуют внутреннее единство, логическая связь. Но все эти направления, концепции, взгляды отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в об­ласти менеджмента, переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности, в области разработки принципов, да­ющих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область уп­равления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления.


Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Это обусловило появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности — трансна­циональных корпорациях.

Подход к управлению как к процессу определяет управление как про­цесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организа­ции, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непре­рывных взаимосвязанных действий — функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает сле­дующие функции: планирование, организация, мотивация, регулирование (принятие решений), контроль, коммуникация, ис­следование, оценка, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.


Символический ключ менеджмента «цели человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «Эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде – на потребителя, во внутренней – на персонал».

В науке современного менеджмента выделяются следующие черты:

  1. Системный подход к управлению;

  2. Ситуационный принцип управления;

  3. Определяющая роль организационной культуры;

  4. Механизация и автоматизация управленческих процессов;

  5. Демократизация управления;

  6. Интернационализация менеджмента.

Современные концепции управления

На базе сложившихся научных школ менеджмента получа­ют развитие новые концепции управления, отражающие тен­денции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятель­ности социальных систем.

Сущность новых подходов отражает концепция «Management ohne Hierarie» (менеджмент без иерархии), которая устанавливает цели:

  • отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией;

  • деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»;

- учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования;

  • утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат;

  • учет экономических требований в принятии предпринимательских решений.

В производственной сфере получили развитие концепции:

- Just-in Time Production (JIT), представляющий собой философию менеджмента, нацеленную на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заказанному сроку;

- Total Quality Control (TQC), под которым понимается концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей;

- Total Productive Maintenance (TCP). Концепция ориентиру­ет на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации;

- для преодоления недостатков традиционных форм орга­низации предприятия, препятствующих инновациям и необходи­мой для обеспечения конкурентоспособности гибкости, в по­следние годы разработана концепция «стройного» предприятия (Lean Management/Lean production). Концепция предлагает философию «стройности»; содержит в себе 10 принципов со­временной организации. Ядро «стройного» предприятия обра­зуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответ­ственные за экономический успех своего продукта;


- бенчмаркинг. Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие до­стижения во всех функциональных сферах. Она основывает­ся на систематическом анализе и оценке деятельности пред­приятия в сравнении: с достижениями главных конкурентов на рынках; с объективными тенденциями развития науки, тех­ники, технологии и других областей; с высшими достижени­ями международной практики в соответствующей области;

- реинжиниринг бизнеса. Концепция состоит в пересмот­ре традиционных основ построения организаций и их орга­низационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса означает начать за­ново, начать с нуля.

Развитие теории управления в России.

На рубеже веков — в конце XIX и начале XX — в России и Японии шла ускоренная индустриализация, происходило станов­ление управления подобно тому, как это протекало в развитых странах Европы и США.

В конце 20-х и начале 30-х гг. XX в. управление народным хо­зяйством в Советском Союзе было полностью централизованно. Функции стратегического управления сосредоточивались на уров­не наркоматов (министерств) и высшего руководства страны. Предприятия и организации стали играть роль производствен­ных подразделений. Лишь после ликвидации командно-админис­тративной системы сотни тысяч предприятий стали самостоя­тельными организациями.

В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: 20-е, 30 —50-е, 60—70-е и 80-е гг. XX в.

Самым плодотворным был первый период, когда еще до­пускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-тех­ническая и социальная. Среди представителей первого этапа можно назвать А.А.Богданова-Малиновского (1873—1920) с концепцией ор­ганизационного управления; О.Е.Ерманского (1866—1941) с кон­цепцией «физиологического оптимума»; А.К.Гастева (1882—1941) с концепцией узкой базы; Е.Ф.Розмировича (1886—1953) с «произ­водственной трактовкой» управленческих процессов. Все они пред­ставляли организационно-техническую концепцию, в которой про­изводственный процесс воспринимался больше как чисто техниче­ский, состоящий из совокупности распорядительных, планирую­щих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий.