ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в дисциплину «Менеджмент».
Тема 2. История развития менеджмента.
Тема 4. Методологические основы менеджмента.
Тема 6: Персонал - технология.
Тема 7. Функции внутрифирменного управления.
Классификация функций менеджмента.
Тема 13: Информация и коммуникации в менеджменте.
Таким образом, менеджмент основан на административном управлении, именуемом внутрифирменным в управлении производством, базирующемся на технологии производства.
Тема 6: Персонал - технология.
Технология - последовательность старых и новых образцов поведения, которая дает новый образец.
Персонал - технология - система работы с кадрами, управление человеческими ресурсами организации. Основное кредо научной персонал - технологии: "Нельзя ошибаться в людях".
Персонал - технология включает:
планирование потребностей в человеческих ресурсах;
набор и отбор лучшего персонала для организации, создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
подбор наиболее эффективного места для работника, где бы он мог полностью раскрыть свои таланты, (ротация по вертикали и горизонтали, оптимальная мотивация с учетом профиля работы, личностных качеств и структуры потребностей работника);
обучение, переквалификация и повышение квалификации работников, овладение многопрофильной структуры профессионализма;
воспитание работников в духе фирменного кодекса ценностей;
систематическая аттестация персонала - правильная оценка труда работника, его зарплаты, его мотивации; поддержание постоянной обратной связи с персоналом;
совершенствование организации труда и трудовых операций.
Для лучшей адаптации к предприятию в Японии реализуется программа "Внимание-новичок!". Согласно ей группа выпускников в течение определенного времени по очереди проходит все структурные подразделения предприятия, работая там определенное время. Только после этого каждому из выпускников предоставляется рабочее место. Такая практика эффективна по 3-м причинам:
каждый работник знаком со всеми подразделениями и характером их работы, поэтому он понимает место и роль каждого подразделения в успешной работе всей фирмы. Он не страдает "местничеством";
работники лично знакомятся с сотрудниками других подразделений и налаживают с ними неформальные связи. Это важно для дальнейшего делового общения в работе;
работник обдуманно выбирает свое место, в чем фактически заинтересован, так как на этом месте работник будет работать лучше.
Управление по 3-м уровням:
нижний - линейный (технологический);
средний - коммуникативный;
высший - концептуальный.
Качества и черты характера, знания, навыки, необходимые человеку, занимающему определенную должность.
Технологический уровень: основы бухгалтерского учета, маркетинг, ЭВМ, теория управления, искусство работы с людьми.
Коммуникативный уровень: педагогика, психология, социология, конфликтология, менеджмент, маркетинг в полном объеме.
Высший уровень: тенденции развития научной экономики, планирование, человеческий фактор, философия, стратегическая концепция управления.
В рамках обучения и подготовки кадров, повышения их квалификации существует 3 типа обучения:
обучение в специальных учебных заведениях: университетах, школах управления и т.д.;
повышение квалификации, семинары для руководителей и т.д.
специальные обучающие и консультирующие пункты: крупные фирмы, при банках, отдельные пункты.
Тема 7. Функции внутрифирменного управления.
Функции - это виды деятельности, которые определяют объединение, разделение и специализацию управленческой деятельности.
Управление в связи с этим можно охарактеризовать, как реализацию всех основных функций управления, но распределение усилий, внимания, приоритетов при этом может быть различным.
В любом случае устойчивый успех, как показывает практика, может быть только в условиях общей, заинтересованности и объединения усилий, знаний и навыков всего коллектива фирмы.
Разделение и специализация управленческой деятельности необходимы для повышения качества управления, экономии времени, освоения узкоспециализированных приемов и операций работы (например: бухгалтерский учет, работа с кадрами, использование ЭВМ и пр.) Именно в процессах функционального разделения деятельности и возникает система управления, состоящая из подразделений, за которыми закрепляются определенный состав функций или отдельная функция.
Центральное место в менеджменте занимает проблема определения функций управления, их комбинации и обособления в системе управления.
Сначала следует провести классификацию функций на основе анализа потребностей и специфики управления деятельности. Эта классификация должна быть многокритериальной, т.к. первоначально необходимо проанализировать все возможные функции, исследовать их полный набор. Далее, опираясь на эту классификацию, найти вариант комбинации, совмещения, выделения функций каждого должностного лица, согласования их с целями фирмы.
Специализация функций, т.е. выделения их в звенья, отражает те ориентиры и приоритеты, которые выбираются менеджером, тот стиль работы, на который он ориентируется и который хочет осуществить.
Функции управления.
Планирование Организация Мотивация Регулирование
Контроль
Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей.
Организация - значит, создание некоторой структуры. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать свои цели. 1 из элементов организации является работа, конкретные задания организации.
Мотивация. Ее задача заключается в том, чтобы работники организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планами. Руководитель всегда осуществляет функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.
Регулирование – разработка и принятие управленческих решений, что является основной и важнейшей деятельностью менеджера.
Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает свои цели.
Кроме основных функций в управлении так же выделяются и вспомогательные или специфические функции менеджмента. Их состав зависит от сферы деятельности предприятия, характера и особенностей производственного процесса, а так же от непосредственных возможностей и желания руководства предприятия осуществлять дополнительные к основным видам работы.
Таблица 2.
Классификация функций менеджмента.
Критерии классификации |
Состав функций менеджмента |
1. Содержание управленческой деятельности |
1.1.Предвидение (планирование) 1.2.Организация 1.3.Мотивация (стимулирование) 1.4.Контроль 1.5.Регулирование 1.6.Координация 1.7.Исследование и др. |
2. Организационная роль функций |
2.1.Функции интеграции (объединения) 2.2.Функции дифференциации (разделения, выделения, обособления, специализации) |
3. Направление деятельности |
3.1. Интрафункции (направленность на внутреннюю среду) 3.2. Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) |
4. Сферы развития объекта управления |
4.1. Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции) 4.2. Управление социально-психологическими процессами (удовлетворять трудом, атмосфера и пр.) 4.3. Управление организационными процессами (изменение в организации, перераспределение обязанностей и др.) 4.4. Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и др.) |
5. Этапы производственного процесса |
|
6. Тип производства |
6.1. Функция управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
7. Масштаб времени |
7.1. Стратегическое управление (долгосрочное). 7.2. Текущее (тактическое) управление (среднесрочное) 7.3. Оперативное управление (краткосрочное) |
8. Этапность процесса управления |
8.1. Целеполагание (определение целей) 8.2. Определение ситуации 8.3. Определение проблемы 8.4. Решение |
9. Основные факторы производственного процесса |
9.1. Управление продуктом. 9.2. Управление персоналом. 9.3. Управление информацией. 9.4. Управление качеством. 9.5. Управление сбытом. |