ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 684
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Менеджмент как вид деятельности. Роль менеджера в управлении фирмой.
2. Эволюция управленческой мысли
3. Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
3. Понятие и сущность организации
4. Особенности формирования лидерского потенциала в организации
5. Маркетинговые исследования в деятельности организации
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.
Организация сбора информации включает:
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Предоставление полученных результатов исследования.
6. Содержание и цели управления финансами.
Функции финансового менеджера:
7. Сущность и методы управления персоналом
8. Сущность и роль кадрового планирования в обеспечении эффективного развития организации.
9. Сущность стратегии предприятия и стратегического управления.
6) Степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе:
10. Анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды.
2) Влияние внешней среды на развитие организации.
3) Методы анализа внешней и внутренней среды.
11. Конкурентные преимущества как залог успешного развития организации.
13. Современные концепции менеджмента качества
Основные положения концепции tqm
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества
14. Структура логистики: логистические системы, логистические звенья и цепи.
15. Риски – понятие и виды. Классификация рисков
Основные характеристики рисков
Предпосылки теории «У» таковы:
выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным;
ответственность по отношению к организации зависит от вознаграждения, получаемого работником;
человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.
Организации, где доминирует демократичный стиль, имеют следующие характеристики:
высокая степень децентрализации полномочий;
подчиненные принимают активное участие в принятии решений;
руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным;
вместо жесткого контроля за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку;
руководитель, объяснив цели организации, позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал;
руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы;
пользуются широкой свободой в выполнении заданий.
МакГрегор пришел к выводу, что управление типа «У» гораздо более эффективно и что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.
Модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Она выделяет пять стилей лидерства, представляющих континуум, от автократического стиля принятия решений (AI и АИ), консультативного (CI и СИ) и до группового (стиля полного участия) (GII):
А1 — менеджер сам решает задачу и принимает решение, используя имеющуюся у него информацию;
А2 — менеджер сам решает задачу, но сбор и первичный анализ информации осуществляется подчиненными;
С1 — менеджер принимает решение путем индивидуальных консультаций с отдельными подчиненными;
С2 — аналогично стилю С1, но консультации проводятся в групповой форме;
G2 — решение принимает группа, в которой менеджер играет роль «председателя».
Применение каждого из этих стилей зависит от ситуации (проблемы), для оценки которой разработаны семьпоследовательно используемых в процессе принятия решения критериев: значение качества решения; наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия эффективного решения; степень структурированности проблемы; значение причастности подчиненных для принятия эффективного решения; вероятность поддержки автократического решения руководителя; степень мотивации подчиненных при решении проблемы; вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Подобно другим ситуационным теориям, модель Врума-Йеттона получила поддержку многих теоретиков менеджмента, но в то же время подверглась серьезной критике. Многие отмечают, что модель объясняет, как принимать и исполнять решение, а не как достигнуть эффективности и удовлетворенности подчиненных.
Континуум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта
В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации
Лидер дает последователям действовать в пределах зоны «свободы»
Лидер в определенных пределах делегирует решения групп
Лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решение
Лидер предлагает решения и считает возможным их изменение
Лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить
Лидер убеждает последователей в своих решениях
Лидер принимает решения и доводит их до подчиненных
Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека.Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью ксамоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность участия в управлении, во втором — цели, средства и политику определяет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных лидерских стилей.
Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями учета всех возможных взаимодействий между лидером, последователями и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства. Так, развитие процессов интернационализации в бизнесе и резкое увеличение количества участников этих процессов сломали традиционные представления об управлении и сделали переход к отношениям лидерства еще более трудным.
В последнее время неотъемлемым слагаемым авторитета руководителя становится индивидуальность. Современный руководитель должен быть интересным в общении — это возможно, когда какую-то область человеческий деятельности он знает лучше подчиненных. Эффективный руководитель работает на перспективу, делегирует свои полномочия помощникам, не разбрасывается на решение нескольких дел одновременно, работает строго по плану. Знание психологии, понимание подчиненного — одна из основ психологии управления.
Лидер должен знать условия труда подчиненных, посещать рабочие места, создавать нормальную обстановку в помещениях и на территории предприятия.
Часто не имея достаточного опыта руководства, менеджеры полагают, что подчиненные оценят их чрезмерную доброту, попустительство и будут отвечать на это послушанием и вниманием. Однако получается наоборот: работники начинают игнорировать указания и даже просьбы руководителя и посмеиваются над ним.
5. Маркетинговые исследования в деятельности организации
В процессе анализа, планирования, реализации и контроля за ходом выполнения плана маркетинга требуется информация о потребителях, конкурентах, возможностях предприятия, дилерах и других силах действующих на рынке.
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учёт и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.
Основные цели маркетингового исследования: уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих случаях: Недостаточный объем информации для принятия решения; Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации; Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.); Изучение причин неожиданного успеха; Формирование новых стратегических или тактических замыслов.
К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся:
Объективность - необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
Научность - объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов
Системность - выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности.
Комплексность - изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии.
Достоверность - получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозность в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования.
Эффективность - достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.
Приведем некоторые из областей и видов маркетинговых исследований: 1. Исследование рынка.
определение рыночного потенциала и возможностей его развития;
определение характеристик рынка и их изучение;
анализ распределения долей рынка между фирмами;
изучение экспортных рынков;
2. Исследование потребительских свойств товаров.
исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциала;
испытание и тестирование новых товаров;
анализ товаров конкурентов;
исследование упаковки;
изучение товарной номенклатуры;
изучение воздействия товара на окружающую среду;
3. Экономический анализ коммерческой деятельности.
анализ политики цен;
краткосрочное и долгосрочное прогнозирование рынка;
4. Исследование сбыта.
анализ сбыта;
анализ каналов распределения;
анализ издержек распределения;
анализ размещения предприятий и складов;
пробный маркетинг.
5. Исследование рекламы, стимулирование сбыта и «Паблик рилейшинз»
исследование эффективности рекламных объявлений;
изучение средств рекламы;
исследование рекламных текстов;
исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и т.д.);
исследование методов стимулирования труда торговых работников;
исследование потребительских мотиваций;
изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта;
изучение проблем информирования потребителей.
Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Концепцию системы маркетинговой информации можно представить в виде схемы.
В левом прямоугольнике перечислены составляющие маркетинговой среды, за которыми управляющий по маркетингу должен вести постоянное наблюдение. Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности своей и составляют систему маркетинговой информации: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований и системы анализа маркетинговой информации. Поток информации, поступающей к управляющим по маркетингу, помогает им в проведении анализа, планирования, претворении в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Обратный поток в сторону рынка состоит из принятых управляющими решений и прочих коммуникаций.