ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 699
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Менеджмент как вид деятельности. Роль менеджера в управлении фирмой.
2. Эволюция управленческой мысли
3. Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
3. Понятие и сущность организации
4. Особенности формирования лидерского потенциала в организации
5. Маркетинговые исследования в деятельности организации
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.
Организация сбора информации включает:
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Предоставление полученных результатов исследования.
6. Содержание и цели управления финансами.
Функции финансового менеджера:
7. Сущность и методы управления персоналом
8. Сущность и роль кадрового планирования в обеспечении эффективного развития организации.
9. Сущность стратегии предприятия и стратегического управления.
6) Степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе:
10. Анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды.
2) Влияние внешней среды на развитие организации.
3) Методы анализа внешней и внутренней среды.
11. Конкурентные преимущества как залог успешного развития организации.
13. Современные концепции менеджмента качества
Основные положения концепции tqm
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества
14. Структура логистики: логистические системы, логистические звенья и цепи.
15. Риски – понятие и виды. Классификация рисков
Основные характеристики рисков
4. Социально - культурные факторы. Изучение социальных факторов макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей у работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей к перемене места жительства и т.п.
5. Технологические факторы. Их анализ позволяет своевременно увидеть те возможности, какие открывает развитие науки и техники для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
Среда прямого воздействия
Микросреда или среда прямого воздействия (непосредственное окружение) включает факторы которые непосредственно влияют на операции организации. К этой группе факторов относятся:
поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала;
потребители;
конкуренты;
профсоюзы;
акционеры и т.д.
Рассмотрим влияние основных из этих факторов более подробно.
Поставщики. В некоторых случаях все организации определённого региона ведут дела с одним или практически одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика.
а) Поставщики материалов. Некоторые организации зависят от непрерываемого притока материалов.
б) Поставщики капитала. Для роста и процветания фирм нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компаний или покупающие их облигации. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше и возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях.
в) Поставщики трудовых ресурсов. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификаций необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей.
Потребители. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам её деятельности.
Конкуренты. Это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют какого рода результаты деятельности можно реализовать и какую цену можно запросить.
3) Методы анализа внешней и внутренней среды.
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них: SWOT- анализ
SWOT - анализ представляет собой популярный наглядный аналитический инструмент, используемый для быстрого определения стратегического положения компании как во внешней, так и во внутренней среде. Эта методика позволяет понять, что компания может делать очень хорошо и чего она не в состоянии реально осуществить. SWOT – это аббревиатура четырех английских слов:
§ Сильные стороны (Strengths) - это ключевые факторы успеха. К числу сильных сторон компании можно отнести умения и опыт персонала, передовые технологии, удобное географическое положение, эффективные каналы распределения, финансовую стабильность, хороший имидж и ноу-хау.
§ Слабые стороны (Weaknesses) - это недостатки и ограничения, препятствующие успеху. Характерными слабыми сторонами организации являются недостаток финансовых ресурсов, высокие затраты на оплату труда, низкий уровень компетенций персонала и руководящих работников, устаревшее оборудование и используемые технологии, значительные расходы на аренду технологических помещений, маленькая доля рынка и др.
§ Возможности (Opportunities) - это положительные тенденции и явления внешней среды, которые способны привести к увеличению объема продаж и прибыли. Возможностями могут стать, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, появившийся доступ к более дешевым ресурсам и т.д.
§ Угрозы (Threats) - это препятствия и проблемы, возникающие во внешней среде организации. Угрозами, к примеру, являются попытки захвата рынка мощным конкурентом, появление новых технологий у конкурирующих компаний, ужесточение государственного регулирования, требование профсоюзов повысить заработную плату сотрудникам выше уровня рынка и др.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
§ Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
§ По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
§ Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Второй шаг SWOT-анализа - это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия.
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
§ Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
§ Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
§ За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
§ Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Pest-анализ
PEST – это аббревиатура четырех английских слов, обозначающих основные направления или факторы анализа: P – Political-legal (политико-правовые), E – Economic (экономические), S – Sociocultural (социокультурные), T – Technological (технологические).
Существует два основных варианта STEP- и PEST - анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты - учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST - анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.
Первым шагом PEST – анализа является составление систематизированного перечня факторов влияния в разрезе каждого из направлений. К политико-правовым факторам чаще всего относят такие факторы как налоговая политика, изменение гражданского и трудового законодательства, правительственная стабильность. Экономическими факторами являются уровень инфляции, уровень безработицы, инвестиционный климат, валютный курс и общая характеристика экономики (подъем, стабилизация, спад). Социокультурные факторы – это, прежде всего, изменение структуры доходов населения, демография, активность потребителей, уровень образования и здоровья людей, их социальная мобильность. В перечень наиболее значимых технологических факторов входят государственная техническая политика, развитие информационных технологий и телекоммуникаций, тенденции в области НИОКР.
На втором шаге оценивается вероятность осуществления и значимость факторов-событий путем присвоения им определенных весов – от единицы (самые вероятные и важнейшие) до нуля (с самой низкой вероятностью и незначительные).
Третий шаг посвящается оценке степени влияния каждого фактора события на стратегию компании по 5-балльной шкале - от пятерки (сильное воздействие) до единицы (отсутствие воздействия).
На четвертом заключительном шаге PEST - анализа определяются взвешенные оценки путем умножения весов факторов-событий на силу их воздействия. Итоговая суммарная взвешенная оценка указывает на степень готовности компании реагировать на прогнозируемые факторы макросреды.