ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 1711

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Земская реформа (1864 г.)

Городская реформа (1870 г.)

Судебная реформа (1864 г.)

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

В глазах историков и современников

Детство, образование и воспитание

Начало государственной деятельности

Царствование Александра II Государев титул

Начало правления

Отмена крепостного права (1861)

Предыстория

Основные положения крестьянской реформы

Реформа самоуправления (земское и городовое положения)

Судебная реформа

Военная реформа

Организационные реформы

Технологические реформы в области вооружений

Реформа образования

Прочие реформы

Реформа самодержавия

Экономическое развитие страны

Проблема коррупции

Внешняя политика

Рост общественного недовольства

Покушения и убийство История неудачных покушений

Гибель и погребение. Реакция общества

Итоги царствования

Внутреннее положение россии после русско-турецкой воины 1877--1878 гг.

Заключение

Рабочее движение в 80-х — начале 90-х годов

Зарождение

Течения

Консервативное направление

Реформистское (либеральное или легальное) направление[1]

Либерально-революционное направление

Социально-революционное направление

Анархистское направление

История революционного народничества

«Теория малых дел»

Имена, титулования, прозвища

Детство, образование и воспитание

Нравственный облик Николая Александровича

Вступление на престол и начало правления

Первые шаги и коронация

Экономическая политика

Внешняя политика и русско-японская война

Революция 1905—1907 годов

События 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге

Нарастание революции. Манифест 17 октября

Десятилетие между двумя революциями Вехи внутренней и внешней политики

Николай II и Дума

Земельная реформа

Преобразования в военной сфере

Первая мировая война

Принятие Николаем II на себя Верховного главнокомандования Русской армией

Зондирование мира

Падение монархии Нарастание революционных настроений

Отречение

Ссылка и расстрел

Религиозность и взгляд на свою власть. Церковная политика

Образ жизни, привычки, увлечения

Семья. Политическое влияние супруги

Русско-японская война (1904-1906 года)

2. Введение винной монополии

3.Реформы в железнодорожном хозяйстве

4.Денежная реформа.

5. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.

6. Реформы в промышленности.

III Итоги реформ Витте.

Октябрьская революция 1917 года

Название и оценки

Предпосылки

Версия «двух революций»

Версия единой революции

За что боролись

Что обрели

Версия «революционной ситуации»

Апрельский кризис

Июльские дни

Выступление Корнилова

Демократическое совещание и Предпарламент

Версия «немецкого финансирования»

Вооружённое восстание в Петрограде

II Всероссийский съезд Советов

Формирование правительства

Сопротивление

Укрепление политической базы Советской власти и коалиция большевиков с левыми эсерами

Установление Советской власти на местах и распад страны

Мероприятия Советской власти в октябре-декабре 1917 г

Учредительное собрание: выборы и роспуск

Выход России из войны

Последствия

В 1917 году.

[Править] Идеологическая основа репрессий

[Править] Другие репрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов

[Править] Некоторое ослабление репрессий в 1933—1934 годах

[Править] История

[Править] Десталинизация

[Править] Пределы и противоречия оттепели

[Править] Оттепель в искусстве

[Править] Усиление давления на религиозные объединения

[Править] Конец оттепели

Профессиональная и партийная деятельность

В Свердловском обкоме кпсс

В Верховном Совете ссср

В Московском горкоме кпсс

Избрание народным депутатом ссср

Президентство Внутренняя политика Президент рсфср

Распад ссср

1991—1992 Годы

Политический кризис

Прекращение деятельности Верховного Совета

Октябрьские события 1993 года

Конституционная реформа

Чеченский конфликт

Президентские выборы 1996 года

Второй срок Президента Ельцина

Отставка

Социально-экономическая политика Экономические реформы 1990-х

Критика

Обвинения в разрушении обороноспособности страны

Демографическая ситуация

Внешняя политика

Правительства Ельцина Вице-президент

Главы правительств

Министры иностранных дел

Министры обороны

Ельцин после отставки Участие в публичных мероприятиях

Мнения и оценки его положения в отставке

Смерть и похороны

Оценки Бориса Ельцина «Ельцинизм»

Личные качества

Общественное мнение о Ельцине

Отношение к Ельцину на Западе

Биография (до августа 1999) Детство и юность

Служба в кгб

Работа в Санкт-Петербурге

Работа в Москве

Защита диссертации

Председатель Правительства (август — декабрь 1999 года)

Вторжение боевиков в Дагестан и взрывы жилых домов в сентябре 1999 года

Версии прихода к власти

Президент (2000—2008)

Внутренняя политика

Вторая чеченская война

Положение сми

Образование молодёжных организаций, поддерживающих политику Путина

Положение национальных меньшинств

Гибель подводной лодки «Курск»

Экономическое развитие

Взаимоотношения власти и крупных предпринимателей

Оценки изменения уровня коррупции в президентство Путина

Внешняя политика

Оценки президентства (2000—2008)

Председатель Правительства (2008—2012)

Внешняя политика

Экономический кризис 2008—2010 годов

http://historynotes.ru

Билет 1: Отмена крепостного права.

В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне.

Сохранение феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям и бегстве их от подневольного труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства.

В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр II пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу».

Эти события проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства.

Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах которого развернулась дискуссия о будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России.

Окрепнув в решении отмены крепостного права, Александр II начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И.Ростовцев, Н.А.Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей».

В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временнообязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.


Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине.

Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации.

Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым.

Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства.

Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную инициативу наиболее инициативных ее членов.

Билет 2: Земская и городская реформа Александра 2.

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.


Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.


На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Билет 3: Судебная реформа Александра 2.


Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.