Файл: Определение и компоненты маркетинговой стратегии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно представленной схемы представленной на рисунке 5 можно сказать, что организационная структура управления относится по классификации к линейно-функциональной, что выражается в том, что единая организация состоит из отдельных подразделений, каждое из которых выполняет четко регламентированные задачи.

Рисунок 5. - Организационная структура управления ООО «Оптик Плюс»

Данная структура имеет такие преимущества как: разделение труда, - цепь команд, главный принцип, по которому осуществляется линейное управление - от высшего звена к низшему и единоначалие - каждый подчиненный имеет одного руководителя. Недостатки данной организационной структуры заключаются в большой загруженности высшего руководство; малая гибкость при изменении ситуации; задержка решений, вопросов, касающихся нескольких подразделений.

Основываясь на данных финансовой отчетности и опираясь на рекомендации Н.П. Любушкина, Л. Е. Романовой и Л. В. Давыдовой проведем анализ основных показателей деятельности организации [11, с. 214; 16, с. 190].

Анализируя данные таблицы 1 приложения 1 можно сказать, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 276668 тыс. руб. или на 52,43%. Однако в 2019 году уровень выручки от реализации снизился по сравнению с 2018 годом на 523965 тыс. руб. и составил при этом 280349 тыс. руб. Это связано с меньшим количеством проданных товаров.

Себестоимость проданной продукции ООО «Оптик Плюс» в 2017 году составила 523638 тыс. руб., в 2018 году – 800269 тыс. руб., в 2019 году – 296676 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 276631 тыс. руб. или 52,83% в 2018 году по сравнению с 2017 годом, но снижение на 503593 тыс. руб. или 62,93% в 2019 году по сравнению с 2018 годом.

Основными причинами увеличения себестоимости продукции стали: удорожание энергии, увеличение транспортно-заготовительных расходов, повышение заработной платы работников предприятия.

Валовая прибыль ООО «Оптик Плюс» в 2018 году имеет тенденцию к росту. Так, в 2017 году она составила 4008 тыс. руб., а в 2018 году – 4045 тыс. руб. Однако в 2019 году наблюдается значительный упадок показателей валовой прибыли на 20372 тыс. руб., после чего убыток составил - 16327 тыс. руб. Прибыль от продаж в рассматриваемом периоде ровна валовой прибыли.

Проценты к получению в 2017 году составили 39 тыс. руб., в 2018 году эта сумма выросла на 116 тыс. руб., а в 2019 году снизилась до 0.

Сумма процентов к уплате в 2017 году была равна 2378 тыс. руб., в 2018 году она снизилась на 179 тыс. руб., а в 2019 году еще на 1810 тыс. руб. В 2019 году сумма процентов к уплате составила 389 тыс. руб.


Прочие доходы в 2017 году были ровны 1863 тыс. руб., в 2018 году снизились на 1355 тыс. руб., а в 2019 году увеличились до 19719 тыс. руб.

Сумма прочих расходов в 2018 году составила 2157 тыс. руб., что на 1367 тыс. руб. меньше суммы предшествующего года. В 2019 году она снова стала ровна 3524 тыс. руб. Сумма налога на прибыль в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к снижению. Так в 2019 году она составила 3 тыс. руб., когда в 2017 году она была ровна 506 тыс. руб. Чистый убыток в 2017 году составил 483 тыс. руб. В 2018 году данный показатель значительно увеличился на 490 тыс. руб., составив прибыль в размере 7 тыс. руб. В 2018 году эта сумма уменьшилась на 607 тыс. руб.

Таким образом, чистый убыток в 2019 году составил 600 тыс. руб. Важными факторами изменения уровня прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема продаваемой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

Совершившиеся изменения сказались на росте показателя рентабельности продаж.

Рп2017 = (-483 тыс. руб. / 527646 тыс. руб.) * 100% = -0,092%;

Рп2018 = (7 тыс. руб. / 804314 тыс. руб.) * 100% = 0%;

Рп2019 = (-600 тыс. руб. / 280349 тыс. руб.) * 100% = -0,214%.

Как показывают вышеприведенные расчеты, рентабельность продаж ООО «Оптик Плюс» не стабильна и снизилась за рассматриваемый период с -0,092% до -0,214%, что отрицательно характеризует коммерческую деятельность предприятия. В целом обобщая данные представленного анализа можно сказать, что финансовое состояние ООО «Оптик Плюс» имеет незначительную тенденцию к снижению. Однако, несмотря на это стоит отметить и тот факт, что предприятие ведет активную финансово-хозяйственную деятельность.

Для оценки конкурентноспособности предоставляемых организацией услуг проведем анализ факторов внешней среды ООО «Оптик Плюс» с помощью методики PEST-анализа, которая разделяет среду на 4 группы факторов, каждый из которых оценивается количественно по 5-балльной оценке с учетом значимости данного конкретного фактора в деятельности компании (таблица 2 приложения 1).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что наиболее значимыми для ООО «Оптик Плюс» являются социальные и экономические факторы.

Анализ внешней микросреды ООО «Оптик Плюс» представлен в таблицах 3-5 приложения 2, анализируя которые, можно сказать, что основными конкурентами организации выступают крупные салоны очковой оптики г. Екатеринбург (ООО «Эссилор-Луйс-оптика», ООО «Очкофф» ООО «Новая оптика», и др.) и частные владельцы (таблица 6 приложения 3).


Оценим предлагаемые услуги в сравнении с конкурентами.

На рынке очковой оптики конкуренцию составляют, прежде всего: ООО «Оптика Перспектива», ООО «Новая оптика». В таблице 7 отражены характеристики услуг оказываемых медицинскими организациями. Наличие собственной медтехники расширяет комплекс услуг предприятия и усиливает его позиции (приложение 3).

Следующим этапом анализа является анализ внутренней среды предприятия по основным характеристикам. Из данных таблицы 8 приложения 4 видно, что сильной стороной ООО «Оптик Плюс» является производство услуг и сервис, а самой слабой - маркетинг и персонал.

Следовательно, в процессе совершенствования управления и разработке дальнейшей стратегии хозяйственной деятельности необходимо учитывать именно эти факторы.

Обобщающим этапом анализа окружающей конкурентной среды предприятия является метод SWOT–анализа. Применяя данный метод, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. По результатам таблицы 9 приложения 5 можно сделать вывод, что основные усилия компании следует направить на развитие программ маркетинга и продвижения, расширение перечня оказываемых услуг с целью наилучшего удовлетворения потребностей имеющихся и привлечения новых клиентов.

Для оценки степени конкуренции обычно используют модель анализа конкуренции М. Портера. Анализ конкуренции по М. Портеру предполагает определение 5 факторов конкуренции, влияющих на ее структуру, привлекательность и прибыльность:

- соперничество среди предприятий;

- конкуренция товаров-субститутов;

- угроза появления новых конкурентов;

- экономические возможности и торговые способности поставщиков;

- экономические возможности и торговые способности покупателей.

Основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте – конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты и поставщики оказывают наименьшее влияние – по 5 %.

Выявление движущих сил конкуренции направлено на отслеживание факторов внешней среды, определяющих направление и интенсивность отраслевых изменений. Наиболее общие движущие силы в данном бизнесе: изменение динамики спроса, инновации, изменения в удельных затратах и эффективности, изменение неопределенностей и риска.

Определение ключевых факторов успеха – выявление общих для всех предприятий отрасли переменных, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.


Ключевые факторы успеха важны для ля поддержания высоких темпов роста и удержания лидирующих позиций в бизнесе, основывающихся на таких факторов успеха, как представленных в таблице 10 приложения 5.

Таким образом, из 5 возможных баллов, ключевые факторы успеха ООО «Оптик Плюс» оцениваются в 3,5, что показывает достаточно высокую его привлекательность.

Проведем построение конкурентной карты рынка начинается с расчетов долей и темпов их роста конкурентов ООО «Оптик Плюс» и распределения их по соответствующим группам, согласно занимаемым позициям (таблица 11 приложения 6). Из построенной карты видно, что ООО «Оптик Плюс» имеет сильную и быстро улучшающуюся конкурентную позицию, а, например, выявленный лидер «Оптика Перспектива» постепенно теряет свои позиции, сокращая долю рынка. Основным лидером рынка является компания «Новая оптика», имеющая достаточно большую долю рынка из-за большего времени нахождения на рынке, аутсайдерами являются «Культура зрения» и «Фокус».

Выделим тройку основных конкурентов компании: Эссилор-Луйс-оптика, Новая оптика, Оптика Перспектива, оцененные по критериям оценки и оценочной шкале, в которой «+» означает превосходство конкурента над анализируемым предприятием, «=» конкурент не отличается от нас, «-» - наше предприятие превосходит конкурента по данному параметру. Проведенный анализ показал, что фирма занимает среднее положение на рынке, по ряду критериев уступая лидерам Эссилор-Луйс-оптика, Новая оптика, но и обгоняя такого конкурента как Оптика Перспектива (таблица 12 приложения 7).

Проведенный в работе анализ деятельности ООО «Оптик Плюс» показал, что данное предприятие эффективно, что выражается как в росте абсолютных показателей (выручка, затраты и прибыль), так и в улучшении относительных результирующих показателей рентабельности. Причем, за счет более быстрого темпа роста выручки по сравнению с затратами, прибыль предприятия по сравнению с предыдущим годом выросла на 25,8 %.

Однако существуют и определенные недостатки, а именно:

- слабая рекламная деятельность, отсутствие разработанных акций по стимулированию потребителей;

- практически не ведется работа по оптимизации ассортиментной политики;

- мало используются коммуникативные возможности Интернета для расширения информированности клиентов.

Наиболее проблемными для конкурентоспособности сферами деятельности предприятия являются: небольшая доля рынка; недостаточно широкий, по сравнению с конкурентами, спектр услуг; низкий уровень автоматизации деятельности.


Проведенный анализ окружающей среды предприятия выявил, среди прочего, необходимость дальнейшего расширения спектра услуг и общего повышения конкурентоспособности предприятия. Для усиления конкурентной позиции анализируемой фирме следует разработать проект совершенствования деятельности в рамках стратегического плана развития, повысить гибкость и качество производства услуг.

2.2 Анализ применяемой ООО «Оптик Плюс» маркетинговой стратегии развития

Маркетинговая концепция организации, оказывающей медицинскую и фармацевтическую помощь, первоочередное внимание должна уделять поведению потребителей и быть направлена на удовлетворение нужд пациента. Изучение и интерпретация информации о потребителях связана с маркетинговой деятельностью ООО «Оптик Плюс» и фирм конкурентов, которая представляет собой процесс планирования и выполнения замыслов, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг посредством обмена с целью удовлетворения потребностей отдельных лиц или организаций.

С целью анализа применяемой ООО «Оптик Плюс» маркетинговой стратегии развития на оптическом рынке г. Екатеринбург сами выбран сегмент потребителей, использующих в качестве средства коррекции контактные линзы (КЛ), в связи с тем, что современный этап развития фармацевтического рынка, в частности, рынка контактной коррекции характеризуется демографическими изменениями, повышением уровня конкуренции, связанным со значительным увеличением организаций, предоставляющих возможности приобретения КЛ. При этом усиливается активность участников рынка в отношении удержания потребителей, формирования долгосрочных взаимоотношений, покупательской лояльности, позволяющих повысить экономическую эффективность деятельности организации.

Цель исследования - сбор и конкретная интерпретация информации, необходимой салону оптики, для удовлетворения более сложных потребностей организации; разработка более эффективных методов исследования пользователей контактных линз для понимания поведения потребителей с более широких позиций.

Как показал анализ, на учете ООО «Оптик Плюс» и ближайших фирм конкурентов (Эссилор-Луйс-оптика, Новая оптика, Оптика Перспектива) в 2018 2019 годах состояло 4418 пользователей КЛ. Распределение по возрасту, виду нарушений рефракции представлено на рисунке 6.