Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2024

Просмотров: 717

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Инсценировка “Про меня и муравья”.

Ведущая: С 14 октября начинались и Покровские торги, ярмарки “Поспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке”. Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питие, самовары да горшки крепкие.

Засиделся народ – выходи играть, ловкость да умение показать.

Русская народная игра “Горшки”.

Ведущая: Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил. К празднику Покрова заканчиваются основные сельскохозяйственные работы: урожай убран, хлеб в амбарах, наступило время свадеб. На Покров обычно играли свадьбы. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь. Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает. А девицы-красавицы просятся не напросятся: Покров батюшка, одари землю снежком, а меня женишком.

В это время молодые парни невест себе выбирать ходили, сватали девушек, да приговаривали: Отдайте молоду на чужую сторону во большую семью. Скрасит девку венец, да молодец.

Русская народная игра “Подушечка”.

Ведущая: “В ноябре зима с осенью борется”.

“Ноябрь капризен: то плачет, то смеется”.

Короткие, холодные, хмурые дни, пасмурно и туманно. Солнце холодное и все реже проглядывает сквозь тучи. А по ночам морозит. Это последний месяц живой воды, оттого-то прозвали ноябрь зазимье, предзимье – первые морозцы и легкий снежок. Это время прилета зимних гостей.

Песня “Журавушка” Г.Вихорева

Ведущая: Вот мы и попрощались с золотой осенью – красной девицей, с хмурой осенью, встретились с глубокой поздней осенью и будем ждать прихода зимы.

“В ноябре осень – жируха со злюкой зимой борются”.

А какая вам больше всех понравилась осень? (Ответы детей).

Эти листья напомнят нам еще раз о красках осени.

Игра “Найди свои краски осени”.

Воспитатель предлагает детям украсить разноцветными листьями сарафан красавицы Осени.

И.Лавренкова


«Осенняя ярмарка»

Праздничное действо

Звучит веселая русская народная музыка. На ярмарочной площади собираются гости. Скоморохи заводят с гуляющими хороводы.

Звон колоколов, переходящий в лирическую мелодию.

Голос (за кадром):

О, светло-светлая, красно-украшенная

Земля русская наша!

Дивное диво озера твои,

Потоки бурливые, реки, ручьи.

Дубравами частыми славишься ты,

И горы твои высоки и круты,

Холмы зелены и просторны поля,

О, славная русская наша земля!

Зверей не исчислить в дремучих лесах,

Не счесть твоих мелких крылатых птах.

Славишься селами ты, городами

И златоглавыми блещешь церквами.

О! Светло-светлая, красно-украшенная,

Земля русская наша!

Музыка набирает силу, на площадь выходят в хороводе девушки,

исполняют танец - хоровод. Выход хозяюшки.

Хозяюшка: Здравствуйте детушки,

Большие и малые,

Расскажу вам истории

На Руси бывалые.

Хоровод сменяется пластической картинкой «Ярмарка».

Дети в образах скоморохов, торговцев, петрушечников замирают.

Хозяюшка: Сто путей, сто дорожек

В Москву-матушку сходилися

И по всем-то путям дороженькам

Гости к нам сердечные торопилися.

А уж шума, веселья-то было,

В голове все кружилось и плыло,

Все кричало, гремело, свистело,

Все звенело, трещало и пело.

Скоморохи, зазывалы -

Мастера в этом деле бывали!

Веселая музыка, свист. На площадь высыпают скоморохи,

исполняя всевозможные акробатические номера.

Хореографическая зарисовка «Скоморохи».

Зазывалы: - Эй, народ честной, у возов не стой!

- Молод ты аль стар, выбирай товар!

- Товар отменный. Вот самовар медный,

Сам дымком дымит, сам чайком поит!..

- А вот - чашки для пшеничной кашки!

Да блюдца! Никогда не бьются!

- Тут - игрушки для ребят! Сами на тебя глядят!

Зайцы - скачут...

- ... мамки плачут:


«Где денег набраться? Кошелек ломаться!..

- Девки! Бабы! Не зевайте!

Полушалки выбирайте!

- Бусы, ленты, кружева,

- Пудра, нитки, зеркала!..

- А вот, смотрите, чудо невиданное,

Слыхом неслыханное...

- Всем на утеху - медвежья потеха!

- Мишка и рычит, и как воробей пищит!

Выходит поводырь с «медведем», «мишка» пугает девчат.

Поводырь: А ну-ка, Михаил Потапыч, родом боярыч,

Ходи-похаживай, говори-поговаривай,

Да не стой дугой, словно мешок тугой.

Скажи-ка, Михаил Потапыч,

Закрыл ли ты двери на ночь?

«Мишка» мотает головой: «нет».

Почему не закрываешь,

Аль кого-то ожидаешь?

«Мишка» машет головой: «да».

Можешь ждешь молодца,

Чтоб намял тебе бока?

Мальчики-скоморохи окружают «медведя», задирают его.

Может ждешь старуху,

Чтоб набила брюхо?

«Мишка» довольно поглаживает себя по животу.

Может, ждешь ребят,

Чтобы начали визжать?

Девочки-скоморохи визжат, пугая «медведя».

«Мишка» зажимает уши «лапами» и раскачивается: «у-у-у!»

Вон девки идут - тебе спать не дадут!..

«Мишка» оглядываясь, удирает, девочки его догоняют, не пускают, крича: «Мишка! Мишка! Спляши!» «Медведь» и скоморохи пляшут.

Хозяйка: Приезжали к нам гостенечки из далеких местностей,

Привозили с собой всевозможных сладостей.

Выход коробейников. Танцевальная композиция «Антошка».

Коробейники: - Привезли мы много товаров всяких.

- Бумазеи тонкой,

- Да шалей ярких.

- Бусы, перстенечки, блестящие цепочки,

- Сапожки яркие, да пряжки жаркие.

- Пряники медовые,

Орешки кедровые,

- Бублики пахучие,

Булки рассыпучие.

- Эй, подходи, и других подводи!

Коробейники расходятся по ярмарочной площади, расхваливая свой товар.

Хозяйка: А еще кукольники приезжали.

Их театр балаганом называли.

Ну, а центр веселья - Петрушка,

Развеселая кукла-игрушка.

Его голос был слышен повсюду,

Ну, а сам был люб всему люду.


Из платков «выстраивается» ширма для Петрушки.

Кукольники: Эх-ва, для ваших карманов,

Сколько понастроено балаганов!

Веселись, веселись у кого деньги завелись!

А у кого в кармане грош да прореха,

Тому не до смеха...

Господам, купцам, молодцам,

Бледнолицым современным девицам -

Наше почтение!

Тама, всякая шушера нашу комедию слушала.

Осталась довольна за представление,

Еще раз, наше вам нижайшее почтение!

Петрушка:

Я, Петрушка-мусье,

Пришел развеселить вас всех

Больших и малых,

Молодых и старых!

Я, Петрушка, Петрушка,

Веселый мальчуган!

Без меры воду пью,

Всегда весело пою:

«Тра-ля-ля-ля!»

Эй, честной народ ко мне!

Развеселю вас всех

До коликов в животе

И до слез на бороде!

«Тра-ля-ля-ля!»

Кукольники уходят.

Хозяйка: Петрушкины шутки, остроты,

Прибавляли жандармам работы.

Выходят парами девушки, подпевают.

Песни звонкие всюду пели,

Балалайки, гармошечки гудели.

Кто петь мастера,

Дорога именно сюда.

Девчата:

Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей.

Русские народные припевки.

Хозяйка: Бывали гостьюшки долгожданные,

Красны-девицы румяные,

Сарафаны у них расписные,

Щеки, словно яблоки наливные.

Ходют - улыбаются,

Что ни девка, то красавица!

Музыка, выходят девицы-красавицы, за ними парни.

Парни: Плясуны, вы не заснули?

Ну-ка, от души,

На нашей ярмарке - пляши!

Хореографическая зарисовка «Кадриль».

Хозяйка: Да и ты народ честной да удачливый,

На нашу ярмарку поворачивай.

Милости просим, будьте как дома,

Вся территория вам знакома!

Музыка. Общий веселый перепляс. Гости расходятся по игровым полянам..


Игровые поляны:

  1. Поляна силачей - перетягивание каната, «Петушиные бои», «Бои с подушками», «Кулачки», прыжки в мешках.

  2. Песенная поляна - русские народные песни и частушки, хороводы и перепляс.

  3. Игровая поляна - народные подвижные игры.

Торговые ряды:

«Калашный ряд» (пирожки, блины, пирожные и т.д.)

«Овощной базар» (овощи, фрукты)

«Город мастеров» (рукоделие: броши, браслеты, брелоки и т. д.)

«У самовара» (чай, сладости).

«В гостях у красавицы Зимы»

Трошенкова О.А.

«Теремок в природе»

Комплексное занятие по экологии для детей 3-5 лет

Цели занятия:

1. Познакомить детей с елью, с её ролью в жизни животных и человека.

2. Помочь детям почувствовать и понять собственную возможность участия в спасении и сохранении живой природы.

Материалы и оборудование:

1. Таблица с изображением ели, набор (плоскостной) зверей: мышь, заяц, дятел.

2. Фотоальбом “Времена года” (еловый лес в разные времена года).

3. Выставка “Изделия из ели”: книги, альбомы, карандаши, искусственный шёлк.

4. Индивидуальные наборы плоских фигурок зверей, предметов обихода, листы бумаги с наклеенной на них ёлкой для выполнения аппликации по теме.

Литературный ряд: загадки, стихотворение для физминутки.

Ход занятия:

Для того, чтобы начать наш разговор сегодня, давайте вспомним ещё раз русскую народную сказку “Теремок”. Ответьте мне на вопрос - могут ли жители сказочного теремка встретиться и жить вместе в настоящем лесу? Если нет, объясните, почему. И как вы думаете, может ли вообще существовать в природе теремок для зверей?

Ответы детей.

Оказывается, может. И таким теремком стало очень доброе дерево. Для зверей теремком, а для людей - большим помощником. Что это за дерево и, что это за звери, вы сейчас отгадаете сами.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?