Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 719
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
За две тысячи лет свет этого далекого события не погас, а стал только ярче. И каждый, кто верит в бога, кто носит на груди крестик с распятием Спасителя, ждет этого дня с замиранием сердца. Ждет, когда загорится на небе звезда Рождества и верит, что эта та самая звезда, которая 2 тыс. лет назад возвестила миру о рождении сына Божия в маленьком иудейском городе Вифлееме.
Не во дворце родился Царь-Царей, а в маленькой убогой пещере, куда пастухи загоняют скот в ненастную погоду. Вертеп называется такая пещера. Вертеп называется и этот шалаш из еловых веток, который сегодня украшает наш зал. В глубине его икона праздника – икона Рождества. Осталось только зажечь свечу, народившемуся младенцу Христу.
Ведущая зажигает свечу, обращает внимание детей на икону.
На иконе Богородица и младенец в яслях. Некуда больше было положить Марии малыша, как только в кормушку для скота. Первой пастелью для воплотившегося в человека бога стала простая солома. Первым, кто пришел к яслям Спасителя, были пастухи, самые обычные люди. А рядом поклоняются младенцу Христу люди образованные и ученые - мудрецы, волхвы. Это ведь не случайно? О чем очень важном нам это говорит? (Путь к Богу открыт всякому человеку). Над вертепом горит звезда, и ангельские хоры воспевают: «Слава ввышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Тропарь праздника поют дети.
«Рождество твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…»
Эта праздничная песнь звучит в Рождество по всем Божьим храмам великой Руси и плывет вместе с колокольным звоном от больших многолюдных городов, по полянам и дорогам к каждому дому и каждому сердцу. 1000 лет звучит эта песнь над Святою Русью и связывает нас с нашими предками: дедушками, прадедушками.
Хотите отправиться в путешествие, и посмотрим, как встречали Светлое Христово Рождество в старину на Руси? Заглянем в крестьянскую избу.
Звучит народная музыка. Дети и ведущая (теперь хозяюшка) надевают элементы народных костюмов.
Хозяюшка: На Святки свои прядки – обряды, обычаи и колядки.
Дети выкрикивают колядки:
«Коляда, Коляда,
В небе уж взошла звезда.
К нам спешит на Святки
Опалила пятки…»
«Маленький хлопчик
Принёс Богу снопчик.
В дудочку играет,
Бога прославляет»
«Сею, вею, повеваю
С Рождеством вас поздравляю!»
«А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!»
Стук в дверь, входят ряженные старик с козою разыгрывают сценку.
Хозяюшка: Спасибо вам, колядовщики, за поздравление, проходите в нашу избу.
Стук, входят христославы, поют
«Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся Земля,
Сын Божий в мир родился.
Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, Земля,
Сын Божий в мир родился.
С добрыми вестями
Из святого града.
Радуйся, радуйся Земля,
Сын Божий в мир родился».
Хозяюшка: Это к нам, ребятушки, славильщики пришли, христославы.
Христославы: Дозволь нам, хозяюшка, слово молвить. Дозволь Христа славить! Дозволь легенду рождественскую тебе показать! Мы и вертеп-театр с собой принесли.
Хозяюшка: Рады будем и я, и гости мои.
Дети рассаживаются, начинается вертепное представление.
В ходе представления детским хором исполняются духовные песнопения:
«Ночь тиха над Палестиной…»
«Днесь Христос от Девы чистой, нам рождается…»
«Эта ночь Святая…»
«Небо и земля ныне торжествуют…»
Хозяюшка: Так повелось под Рождество, поделись с каждым, будь щедрым и веруй – радость в сердце впусти. А что мы можем подарить Христу? (как и пастухи – свою веру и радость). Спасибо вам, христославы. Порадовали вы нас светлой вестью. Получите в дар наше угощение.
Хозяйка насыпает в мешок гостинцы, христославы уходят.
Хозяйка выглядывает в окно.
Хозяюшка: Да, и нам, гости дорогие, пора за стол садиться, уж взошла над землей звезда Рождества. Накроем стол по обычаю. (Накрывает на стол и комментирует).
Сперва, положу солому. Зачем? Кто догадается? (в память о яслях Христа) Белой скатертью, словно снегом, укрою. Главное угощенье в Сочельник – сочиво или кутья. Это особая еда, ритуальная. Кутью я, как бабушка учила, готовила. Беру крупу, зерно. Зерно ведь удивительное: холодное, будто мертвое, а посадишь в землю, и оно вновь рождается, воскресает, как Христос воскрес, и новую жизнь, дарит, наливаясь колосом. Чудо! К каше добавить надо всё, что сладко: изюм, орехи; в знак сладости райской жизни. Богатая, сытая жизнь нас в новом году ожидает.
Ещё угощу вас «козюльками» – это печенье рождественское, вот козочка, овечка, коровка, мазана головка. А почему фигурки такие на Рождество пекут догадались? ( в память о животных в вертепе).
Надо мне приберечь парочку печеньиц для моей Буренушки, дам ей отведать их в Крещенье, весь год хворать не будет.
А взваром - киселём, запьём. Его обычно на рождение ребенка варят. Угощайтесь, детушки.
Разносит кутью, козюли и кисель.
Теперь можно на урожай загадывать. В красном углу у меня сноп пшеницы от старого урожая, чтобы новый урожай богатым был. (Обращается к ребёнку) Выдерни колосок: много зерен, будет год урожайным, ни мороз, ни засуха не помешают. Вообще, о чем в эти дни загадаешь, у неба попросишь, глядя на звезды – все сбудется.
Соседушка: Давай, хозяйка, молодость вспомним, как на Святках на посиделки ходили.
Хозяйка: И правда, засиделись мы. Ведь не зря говорят: «Придут святки – загорят прятки». Вставайте, ребята, в круг, будем «золото хоронить».
Игра «Золото хороню»
Играющие встают в круг, в центре которого – водящий с завязанными глазами. Он должен найти спрятанный предмет, который кладут в пределах образованного круга. При этом участники поют:
Уж я золото хороню,
Чисто серебро хороню
В высоком терему.
Гадай, гадай, девица,
Гадай, гадай, красная,
Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шёлком первиваючи,
Златом приплетаючи.
Песня поётся тише, если водящий удаляется от предмета, и громче, если он приближается к нему.
Когда предмет найден, игра продолжается с новым водящим.
Соседушка: А где же хозяйка у тебя елка?
Хозяйка: В старинной избе вы елку не увидите. Не знали такого обычая в крестьянских семьях. Чтобы на рождественскую елку полюбоваться, нужно в городскую усадьбу отправиться, только наряд надо сменить.
Звучит классическая музыка. Хозяйка и дети меняют элементы костюмов. Хозяйка показывает ель.
Вот и она, наша лесная гостья. Говорят, что царь Петр привез из Германии обычай елку под Рождество наряжать. При нем дома в этот праздник стали украшать сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветками. Они в эти зимние дни зеленые, как деревья в далеком и теплом Вифлееме, где не знают снега. Сколько есть легенд о том, почему именно елка стала рождественским деревом. Говорят, что за кротость и веру сам Спаситель украсил ель в этот святой день.
Давайте и мы украсим ее, как украшали прежде: яблоками, грушами, орехами.
Хозяйка и дети наряжают ель.
Посмотрите, разве не чудо? На ели – выросли фрукты. Где такое может быть? (в раю). Наша елочка – как райское дерево. Добавим ещё пряники, вафли, сушки … как хлебец в церкви при причащении. Свечи на елке, как сердечки горящие верой.
Под елку с давних времён кладут подарки для детей, а ребятишки дарят взрослым радость, своими талантами согревая сердца. У елки устраивают семейные концерты. И у нас готов подарок для гостей – концерт.
Дети исполняют рождественские песни, пьесы на музыкальных инструментах, бальные танцы и читают духовные стихи.
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и Ливан. А.А. Фет.
Спасибо вам за подарки, так светло и радостно на душе.
По-разному праздновали Рождество в деревенской избе и городской усадьбе, и сегодняшний день принес много нового. Что же общего? Что объединяет разные традиции празднования? Какой это праздник? (Рождество – праздник щедрый, светлый, радостный, торжественный, святой). А что делает его таким светлым и радостным? Что празднуют верующие? (Рождение спасителя).
Рождество – светлый праздник. Таким он и должен оставаться, его традиции, его дух нужно сберечь. Нужно научиться быть щедрыми, милосердными, как Христос. Праздник Рождества напоминает нам об этом, учит, как стать лучше и добрее. Будьте прилежными в этой непростой науке.
«В гостях у красавицы Весны»
Е. Ангелина
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
Дети входят в класс. Звучит колокольный пасхальный перезвон,
учитель дарит детям пасхальные яйца: «Христос Воскрес!».
Поселились птицы в гнёздах
Снег растаял, как свеча
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича!
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И, меня целуя, папа
Говорит: «Христос воскрес!»
«Христос воскрес!» Наверно, во многих семьях с этих слов начался праздничный день Светлой Пасхи. И всю неделю верующие будут встречать друг друга этими словами, христосоваться и одаривать пасхальными яйцами.
А как вы встретили Пасху? Какие традиции встречи Великого дня в вашей семье? Кто в пасхальную ночь ходил в храм?
Видеофильм «Крестный ход в Троице-Сергиевой Лавре
и Храме Христа – Спасителя».
Обратите внимание, как в православном богослужении воедино сливаются все искусства: архитектура, иконопись и пение.
Звучит «Тропарь Пасхи».
Тропарь - праздничное церковное песнопение, рассказывающее о смысле события. Внимательно вслушайтесь в текст: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
В церковном богослужении всё имеет символический смысл, в пасхальном крестном ходе отразились события давней воскресной ночи в городе Иерусалиме. Давайте вернёмся к событиям тех далёких времён…
Запись в тетради и на доске:
Тема урока: Пасха – Велик день.
Пасха – главный православный праздник. В чём его величие? Подумайте и ответьте в конце урока.
Запись в тетради:словарь:Пасха - (др. еврейск.) «переход».
С древнего еврейского «Пасха» означает «переход». Ещё с ветхозаветных времён евреи праздновали этот день, как день избавления от египетского рабства, когда пророк Моисей вывел свой народ в Землю Обетованную. Каждый год накануне этого дня израильтяне закаливали пасхального агнца, ели его с горькими травами и хлебом опресноком, вспоминая горечь рабства и радости освобождения.