ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике
2.4. Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 3. Целеполагание в педагогике
3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе
3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования
Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Художественно-эстетическое воспитание
Физическое и экологическое воспитание школьников
Нравственное воспитание школьников
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 4. Общие закономерности развития личности.
4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.
Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)
Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
4.3. Деятельность как фактор развития.
4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 5. Современное состояние образования
5.1. Анализ состояния современной системы образования
Негативные тенденции в развитии образования
5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Действующая структура образования в Республике Беларусь
Перспективная структура образования Республики Беларусь
5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.
Общее среднее образование включает уровень общего базового образования.
Общее базовое образование (срок обучения – десять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении.
В современных условиях темпы социально-экономического, политического, культурного развития общества зависят от интеллектуального потенциала и образовательного уровня подрастающего поколения, которому предстоит жить и трудиться в ХХIвеке. Коренные социально-политические преобразования в обществе еще в 80-е годы создали предпосылки для реформирования системы общего среднего образования.
Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:
гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса школы на основе признания личности и ученика, и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод;
развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на личность ученика и выдвижение целевой установки на интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности, при этом характер обучения должен быть опережающим по сравнению с темпами общего развития личности учащегося;
дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением; утверждающая демократический стиль руководства; предоставляющая учащимся возможность выбора траектории собственного развития, участия в управлении делами класса, школы, общественной организации или объединения;
гуманитаризация, предполагающая увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у учащихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира;
деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.
В начале 90-х годов в образовательной практике России, Беларуси и др. стран СНГ появились новые учебные заведения: гимназия, лицей, колледж, высшее профессиональное училище (их так и называют: учебные заведения нового типа -- УЗНТ). Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования подрастающего поколения. В настоящее время в УЗНТ активно разворачивается инновационная педагогическая деятельность, что находит отражение в разработке и апробации обновленного содержания обучения и новых образовательных технологий; активизации научно-педагогических исследований; использовании зарубежного педагогического опыта.
Анализ практики деятельности УЗНТ за последнее десятилетие позволяет выделить следующие их основные признаки:
направленность образовательного процесса предполагает профилизациюУЗНТ. Уже в самих названиях учебных заведений прослеживается профильная направленность их деятельности (политехническая гимназия; педагогическая гимназия; экологическая гимназия; технический лицей; художественный лицей; лингвогуманитарный колледж и др.). По сути указанные учебные заведения являются прообразами профильных лицеев в будущей 12-летней школе;
создание кафедральной системы в структуре УЗНТ. Во многих лицеях и гимназиях созданы кафедры, деятельность которых направлена на оптимизацию содержания образования, обеспечение преемственности с вузами, разработку научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в УЗНТ;
широкое использование в учебном процессе УЗНТ развивающих (личностно-ориентированных), блочно-модульных технологий, поисково-исследовательских методов, направленных, во-первых, на глубокое и системное усвоение содержания, во-вторых, на стимулирование и развитие познавательных способностей учащихся;
активное проведение в процессе внеурочной работы с учащимися по учебным предметам научных конференций, защиты научно-исследовательских проектов, предметных турниров и олимпиад;
утверждение и развитие собственных традиций УЗНТ (разработка уставов; кодексов чести; наличие герба, гимна и другой собственной атрибутики; посвящение в лицеисты, гимназисты и т.п.).
Основная цель и задачи, которые призваны решать учебные заведения нового типа, обуславливаются потребностями современного общественного развития. Это существенное улучшение качества общего среднего образования, повышение уровня предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки молодежи и создание условий для непрерывного образования и самообразования личности. Главный смысл этой триединой задачи – обеспечение наиболее полного интеллектуального и профессионального развития личности, ее самореализации; предоставление каждому молодому человеку соответствующего места в образовательном пространстве. Этот гуманистический, личностный аспект выступает доминантой в целевых установках деятельности новых учреждений системы образования.
Гимназия, являясь учреждением базовой и старшей ступени общеобразовательной школы (5-9 (10) классы), призвана обеспечить реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на развитие у учащихся социокультурных интересов, принятие ими общечеловеческих ценностей, формирование у них широкого научного кругозора, плюралистического мировоззрения. Во всех регионах Беларуси в настоящее время функционирует более 100 гимназий.
Лицейопределяется как профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы.
Основной целью лицея является создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся; освоение ими исторических культурных ценностей, наследия белорусского народа; подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.
Являясь связующим звеном общего среднего и высшего образования, лицей является своего рода учебно-научным и образовательно-культурным центром, осуществляет наряду с обучением экспериментальную проверку нового содержания общего среднего образования и новых педагогических технологий на принципах непрерывности, преемственности и интеграции с системой высшего образования. Становление лицеев в настоящее время как учебных заведений нового типа имеет уже свою небольшую историю, определенные результаты функционирования и перспективы развития. За относительно короткий срок существования лицеи приобрели популярность, заняли значимое место в системе среднего образования. Сегодня в стране более 20 лицеев. Однако структурная модель лицея несколько отклонилась от задуманного научно-педагогического образца, и сегодня можно вести речь о двух основных моделях.
Первая модель– это так называемая третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования проуниверситетского или проакадемического направления с углубленнымизучением ряда предметов, с частичной профессиональной и специальной подготовкой. Такой лицей функционирует при высшем учебном заведении или является его структурным подразделением. Как правило, лицеи этой модели имеют несколько профилей обучения: физико-математический, филологический, химико-биологический и др.
Вторая модельлицея приближается к образцу классического царскосельского лицея или претендует на самостоятельность, самобытность общеобразовательной средней школы повышенного уровня с гуманитарной направленностью подготовки учащихся. Близки к классическим образовательные задачи лицея – стать типом, образцом национальной школы, отражающей ее культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет народа.
Новым типом учебного заведения является также высшее профессиональное училище. Оно обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.
Основными задачами высшего профессионального училища являются:
— подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля;
— подготовка квалифицированных рабочих по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля с углубленным профессионально-техническим образованием, включающим дисциплины, изучаемые по программам средних специальных учебных заведений;
— подготовка специалистов со средним специальным образованием;
— повышение квалификации и переподготовка рабочих и специалистов;
разработка и экспериментальная проверка нового содержания, форм и методов профессиональной подготовки с учетом достижений производства, науки и техники, национально-культурных традиций, зарубежного опыта.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в высших профессиональных училищах осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований работодателя на подготовку кадров. Важно, что каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома, в котором отражается уровень подготовки. Если на первой ступени обучения осуществляется подготовка рабочих, обеспечивающая государственный стандарт, то на последующих, в том числе и завершающей, ведется повышенная подготовка рабочих кадров.
Новым типом учебного заведения, который ранее не существовал в отечественной системе образования, является колледж– учебное заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.
Главные задачи колледжа:
удовлетворение потребностей личности в приобретении среднего специального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности с учетом национально-культурных традиций страны и международного уровня и опыта образования;
подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профессиям;
повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и социально-культурной сферы.
В настоящее время ряд техникумов, профессионально-технических училищ приобрели статус колледжа. Однако это не простая смена вывески, а серьезная перестройка содержания и технологий учебно-воспитательного процесса в них с учетом современных образовательных тенденций.
Обучение в колледже осуществляется на двух ступенях:
подготовка специалистов со средним специальным образованием;
подготовка специалистов повышенного уровня квалификации с элементами высшего образования.
Непрерывная многоуровневая подготовка специалистов в колледже может быть последовательной, параллельной или последовательно-параллельной. Эти схемы предусматривают подготовку специалистов по родственным специальностям.
Система подготовки специалистов в колледжах имеет ряд преимуществ:
во-первых, улучшается качество и поднимается престиж профессионального образования;
во-вторых, сокращаются сроки подготовки специалистов вследствие исключения дублирования, имевшего место при последовательном обучении в профессионально-техническом училище, техникуме;
в-третьих, обеспечивается подготовка кадров разного уровня образованности: от высококвалифицированного рабочего до техника, создаются условия для дифференцированного подхода в обучении.
Новые типы учебных заведений включаются в единое образовательное пространство страны. Каждый тип заведения (гимназия, лицей, высшее профессиональное училище, колледж) является производным определенной базовой структуры (общеобразовательной школы, ПТУ, училища, техникума). Любой учащийся при необходимости может перейти в другую структуру, дающую образование, которое соответствует государственному стандарту. Эти учебные заведения являются составной частью системы непрерывного образования Беларуси. Основной канал поступления в учебные заведения нового типа — базовая общеобразовательная школа.