ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике
2.4. Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 3. Целеполагание в педагогике
3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе
3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования
Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Художественно-эстетическое воспитание
Физическое и экологическое воспитание школьников
Нравственное воспитание школьников
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 4. Общие закономерности развития личности.
4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.
Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)
Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
4.3. Деятельность как фактор развития.
4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 5. Современное состояние образования
5.1. Анализ состояния современной системы образования
Негативные тенденции в развитии образования
5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Действующая структура образования в Республике Беларусь
Перспективная структура образования Республики Беларусь
5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.
5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Многообразие и изменчивость окружающего мира побуждают личность к его осмыслению и освоению, структурированию, упорядочению и преобразованию. Динамизм и многоукладность социальной жизни делают этот процесс непрерывным (постоянно продолжающимся). И современная система образования должна быть ориентирована на формирование новых природо-социо-культурных отношений охранно-созидательного типа между человеком, обществом, природой. Главной целью образования выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Именно эта деятельность и готовность к ней должны воспроизводиться и формироваться новым образованием. Современная ситуация такова, что от ответственности и деятельности каждого человека зависит благосостояние окружающих людей, природного мира, судьбы планеты. Поэтому каждый человек должен обладать глобальным, критическим мышлением; иметь плюралистическое мировоззрение; мыслить глобально, совершая локальное действие в многообразном, постоянно меняющемся мире. В этой связи основными положениями новой образовательной парадигмы могут выступать:
ориентация образовательных планов и программ, содержания обучения на мировоззренческий плюрализм; разнообразие идеалов общественного развития и путей их реализации;
отказ педагога от позиции носителя абсолютной истины, имеющего право принимать решения за ученика (студента);
изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры).
Действительно, роль педагога в процессе обучения уже не должна сводиться только к подаче обучающимся системы готовых знаний, умений, навыков. Педагог выступает посредником между учеником (студентом) и учебной дисциплиной, наукой как элементами культуры, призванным оказать ему помощь в познании себя, окружающего мира, усвоении и принятии общечеловеческих и культурных ценностей и норм, личностном и профессиональном развитии. При этом учебный предмет, наука рассматриваются как часть культуры, а научные способы познания – одними из форм человеческой жизнедеятельности. Обращение к культуре при обосновании вышеуказанного положения новой образовательной парадигмы предполагает выделение в содержании обучения объема современных научных знаний, соответствующих достижениям в культуре и открытиям в науке; определение общекультурного значения учебных дисциплин и культурологической составляющей в их содержании.
Далее, другими важными положениями новой парадигмы образования являются:
установка на детоцентризмкак направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства; при этом отношение к растущему ребенку, обеспечение полноценного детства в обществе выступают критериями культурного развития общества, его интеллектуального, творческого потенциала;
ориентация образования на развитие у обучающихсямыследеятельностных способностей(понимание, рефлексия, анализ, диалог и самоопределение), составляющих сущность теоретического мышления;
установка педагогов на формирование у учащихся умений рефлексии, системно-ситуационного анализа.
Действительно, образование должно готовить обучающихся к жизни в разнообразном, динамичном и противоречивом мире. В этих условиях перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять выбор и самоопределяться в новой ситуации. При этом деятельность по известному образцу чаще всего не приемлема. Однако в школе не получили широкого распространения способы и технологии анализа и понимания разных ситуаций (исторических и современных, в мире и в стране, в школе и в классе, в семье и на улице и т.д.), а также пути и технологии построения нешаблонного поведения в новых условиях. Вместо этих умений, необходимых человеку в самостоятельной жизни, у учащихся чаще формируются навыки – автоматизмы, связанные с выполнением несложных операций, ограничивающих понимание новых ситуаций и освоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.
Выход видится в переходе от "школы памяти" к "школе мышления и действия", т.е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, системно-ситуационного анализа, критического мышления в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей, включающей понимание, рефлексию, анализ, коммуникацию, разработку проекта деятельности и его реализацию.
Таким образом, важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе; творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.
5.3. Национальная система образования в Республике Беларусь.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:
приоритетности образования;
обязательности общего базового образования;
осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
национально-культурной основы образования;
приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
научности;
экологической направленности образования;
демократического характера управления образованием;
светского характера образования.
Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.
Национальная система образования включает:
участников образовательного процесса;
образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканский, региональный, местный уровни управления).
Основное образование в республике имеет следующие уровни:
дошкольное образование;
общее базовое образование;
общее среднее образование;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
послевузовское образование.
Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.
Специальное образование для учащихся, имеющих психо-физические особенности, может осуществляться на всех уровнях основного образования.
Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:
внешкольное воспитание и обучение;
повышение квалификации и переподготовку кадров.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).
К учреждениям образования относятся:
дошкольные учреждения;
учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);
учреждения внешкольного воспитания и обучения;
социально-педагогические учреждения;
специальные учебно-воспитательные учреждения;
научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.
На схеме 10 представлены действующая и перспективная структуры образования в республике, отражающие переход к 12-летнему общему среднему образованию при 10-летнем обязательном базовом образовании, а также многоуровневость, вариативность и непрерывность национальной системы образования.