ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике
2.4. Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 3. Целеполагание в педагогике
3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе
3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования
Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Художественно-эстетическое воспитание
Физическое и экологическое воспитание школьников
Нравственное воспитание школьников
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 4. Общие закономерности развития личности.
4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.
Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)
Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
4.3. Деятельность как фактор развития.
4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 5. Современное состояние образования
5.1. Анализ состояния современной системы образования
Негативные тенденции в развитии образования
5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Действующая структура образования в Республике Беларусь
Перспективная структура образования Республики Беларусь
5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.
Основные интегративные качества |
Ведущие качества личности, выступающие как задачи целостного формирования личности |
Качества формирующиеся на основе интегративных |
||
Младшие школьники |
Подростки |
Старшеклассники |
||
I.Нравственные качества
КОЛЛЕКТИВИЗМ
ГУМАННОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
ЧЕСТНОСТЬ
II. Интеллектуальные качества
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
ЭРУДИРОВАННОСТЬ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
III. Эмоционально-волевые качества
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
ОПТИМИСТИЧНОСТЬ
СОВЕСТЛИВОСТЬ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ |
умение согласовывать личное и общественное
Заботливость
Аккуратность, старательность, бережливость и щедрость
Искренность, правдивость
Устойчивый интерес к учению
Наблюдательность
Осведомленность
Применение знаний на практике
Добросовестность
Исполнительность, инициативность
Самоуважение
Чувствительность
Бодрость, мажорность
Стыдливость
Навыки гигиены, привычка к режиму
|
Ответственность за себя перед коллективом
Вежливость, тактичность, отзывчивость, чуткость
Потребность выполнять работу качественно
Порядочность
Умение учиться, культура умственного труда
Критическое отношение к информации, самоконтроль, самооценка знаний, умений и навыков
Логическое мышление, задумчивость
Объективная самооценка (самопознание, самоанализ, самокритичность)
Самообладание, самодисциплина
Умение подчиняться и руководить, уверенность в себе
Увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту Жизнерадостность, романтичность
Невосприимчивость к плохому, борьба со злом
Физическая развитость, выносливость |
Общественная активность
Благородство
Любовь к избранному труду и профессии
Верность своим убеждениям и долгу
Потребность в самообразовании
Объективность и глубина ума
Свободомыслие
Творческий склад ума
Умение работать над собой, потребность в самовоспитании
Целеустремленность
Смелость, мужество, стойкость
Потребность в прекрасном
Устремленность в будущее
Порядочность, благородство
Опытность
|
Показатели социальной зрелости Гражданственность, патриотизм, интернационализм
Человеколюбие, миролюбие, миротворчество
Творческое отношение к труду
Принципиальность
Пытливость
Плюрализм Демократичность
Интеллигентность
Потребность в профессиональном самосовершенствовании
Свободолюбие, нетерпимость к деспотизму и угнетению Гражданское мужество
Борьба с аморальностью, духовным уродством
Вера в торжество правого дела
Нетерпимое отношение к идеологии и морали мещанства Профессиональное мастерство
|
Таблицы 11,12 разработаны А.И. Кочетовым
3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования
В ХIХ веке приоритетами в формировании образовательных целей выступали(по Г. Спенсеру): сохранение здоровья и утверждение здорового образа жизни, получение работы и обеспечение хорошего заработка, благополучие семейного положения, участие в общественной жизни, организация разумного досуга, принятие нравственных решений. Анализ вышеприведенных целей позволяет заметить, что они могли легко реализоваться на узкой образовательной базе через формированиеобыденного сознания личности в отрыве от глобального мышления, научного мировоззрения, общей культуры.В этих целях содержится ценностно-личностный компонент(жизнь, благополучие, здоровье),но, тем не менее, цели были обращены на индивида - функционера для выполнения узкой профессиональной и социальной роли.
Цели и задачи образования школьников в конце ХХ в. изменяются.
Из анализа современных целей общеобразовательных школ разных стран (из доклада ЮНЕСКО, 1995 г.):
1) В настоящее время целями образования в школах США выступают: развитие «Я»-личности, понимание подростком себя, своих возможностей адаптироваться к изменениям в жизни; вооружение базовыми знаниями, языковыми и вычислительными навыками; развитие интереса к непрерывному образованию и умения приобретать знания самостоятельно; экологическое образование и воспитание; развитие мышления и способности принимать самостоятельные решения; подготовка к будущей профессиональной деятельности, карьере и семейной жизни; эстетическое и нравственное воспитание; развитие умений разумно организовывать досуг; развитие гражданской ответственности, уважения к закону и власти, понимания социально-экономической и политической системы государства; овладение коммуникативными навыками, развитие духа сплоченности и кооперации.
2) Цели школы Германии:подготовить учащихся к широкому разнообразию выбора в жизни и к требованиям мира труда с его задачами и тенденциями; воспитать молодежь нравственно, интеллектуально, физически в соответствии с экономической и социальной ситуацией вокруг нее; обеспечить учащихся знаниями и навыками, которые им нужны в социальной и трудовой жизни; обеспечить умениями и навыками, необходимыми для свободного развития личности, для успеха в трудовой деятельности и для оценки сложных взаимозависимых социальных факторов; сформировать способность мыслить независимо и действовать на свою собственную ответственность; воспитать в духе ответственного использования свободы, быть терпимыми, любящими мир, уважать других людей, развивать желание и способность учиться и работать самостоятельно, индивидуально и в группах, быть независимыми и научиться развивать эти способности после окончания школы.
3) Цели японской средней школы:обеспечить учащихся общим средним образованием в соответствии с уровнем их умственного и физического развития; развить качества, необходимые им как членам государства и общества; представить базовые знания о профессиях, сформировать необходимые навыки, воспитать положительное отношение к труду, сформировать способность выбора будущей профессии; развивать у учащихся широкое и глубокое понимание общества, способность делать разумные и критические суждения об обществе; создавать условия для полного развития личности учащегося, его неповторимой индивидуальности; подготовить молодежь к изменениям в обществе и непрерывному образованию и самосовершенствованию.
1. Таким образом, анализируя содержание современных образовательных целей и задач США, Германии и Японии, отметим, что их определение продиктовано техническим развитием общества, требующим от личности знаний, гибкости мысли, творческих способностей, определенных личностных качеств, которые в первой половине ХХ в. выделялись ограничено, а именно: способность к адаптации, мобильность, динамизм, нравственность, ответственность, понимание общественных явлений, критическое мышление, способность к самореализации, самосовершенствованию. Сопоставляя образовательные цели, сформулированные в ХIХ в. (по Г. Спенсеру), с современными целями и задачами образования в США, Германии, Японии подчеркнем, что в структурировании последних доминируетличностный фактор, связанныйс развитием человека. Воспитание личноститворческой, инициативной, активнойвыступает одной из главных задач современного образования.
2. В настоящее время все европейские страны переживают процесс обновления или адаптации своих систем образования к новым социальным и культурным особенностям и потребностям ХХI в. – эпохи глобальной истории. Проблемы совершенствования систем образования, профессиональной подготовки, построения оптимальной модели общеобразовательной школы, разработки новых технологий образования уже невозможно разрешить в узких национальных рамках и требуются интенсивное международное сотрудничество и координация. Результаты такого сотрудничества подтверждают, что в проблеме разработки содержания образования наряду с традиционными компонентами содержания (информационными; чему учить?) особое внимание в учебных программах и планах уделяется аспекту общечеловеческих ценностей (как и на основе чего учить?). Цель школьного образования определяется как содействие в достижении всеобщего благополучия молодежи. При этом благополучие людей определяется исходя из таких основополагающих ценностей каквыживание, здоровье, счастье, дружба, способность понять других, осознанность жизни, самовоплощение, свобода, чувство справедливости в жизни.Можно констатировать, что в международном сотрудничестве в области образования становятся главными следующие направления:признание многими странами гуманистического, культурного и международного аспекта образования; усиление ценностно-личностного фактора в структурировании целей и содержания образования; включение общечеловеческих ценностей в учебные планы программы; выдвижение образовательной задачи в качестве формирования глобального мышления и соответствующих ему форм поведения личности для её адаптации к современному обществу, становящемуся все более изменяющимся, многообразным и глобальным.
3.4. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе
Формирование у учащихся интегративных личностных качеств в учебно-воспитательном процессе школы требует постановки конкретных воспитательных целей и задач, определения направлений и форм воспитательной работы, разработки и реализации личностно-ориентированных технологий воспитания.
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности в образовательном учреждении, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.
Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве. Цель воспитания при этом ориентирована на развитие у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизнедеятельности, окружающему социуму, природе, культуре. При этом важной воспитательной задачей становится формирование у учащихся ощущения времени, способов взаимодействия с прошлым и настоящим, прогнозирования будущего, что предполагает:
связь воспитанников с прошлым, наличие у них культурной, исторической памяти;
развитие у них устремленности в будущее, системного видения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества и пути их разрешения;
обеспечение полноценной жизнедеятельности в настоящем с учетом интересов индивидуальных особенностей, развитие способности адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.