ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи логопедии.

2. Связь логопедии с другими науками.

3. Принципы логопедии.

4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

6. Этиология нарушений речи.

3. Недоношенность.

5. Травмы черепа с сотрясением мозга.

7. Классификации нарушений речи. Псих-пед. Классификация.

8. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

9. Принципы логопедического воздействия.

10. Сущность дислалии. Этиология.

11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.

12. Обследование детей с дислалией.

13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.

14. Сущность ринолалии. Этиология.

15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.

16. Обследование детей с ринолалией.

17. Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.

18. Коррекционно-педагогическая работа при открытой ринолалии.

19. Сущность дизартрии. Этиология.

20. Механизм и симптоматика дизартрии.

21. Классификация и характеристика различных форм дизартрии.

22. Обследование детей с дизартрией.

23. Коррекционно-педагогическая работа при дизартрии.

24. Нарушения голоса. Причины.

25. Классификация нарушений голоса

26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,

27. Нарушения темпа речи. Этиология.

28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.

29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.

30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.

31. Сущность заикания, причины.

32. Симптоматика заикания. Классификация.

33. Обследование заикающихся.

Обследование заикающихся

34. Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.

35. Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.

36. Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.

37. Профилактика заикания.

38. Сущность алалии, этиология. Уровни речевого развития.

39. Классификация алалии. Симптоматика

40. Обследование детей с алалией.

41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.

42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.

43. Афазия. Классификация афазии.

44. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.

45. Нарушения письменной речи, причины, механизм.

46. Симптоматика нарушений письменной речи.

47. Классификация нарушений письменной речи.

48. Обследование детей с наруш. Письменной речи.

49. Кор-пед. Работа по устранению нарушений письменной речи.

50. Профилактика нарушений письменной речи.

10. Сущность дислалии. Этиология.

Дислалия – нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Формы в завис-ти от локализации наруш/ и причин, обуславлив-х дефект звукопроизношения; функцион-ю и механич. (органическую).

Функциональные возн. в детском возрасте в проц. усвоения системы произнош, а механич. - в любом возрасте вследствие поврежд. периферич. Речевого аппарата.

Функциональная м.б. вызвана: а)общей физич/ ослабленностью, обусловл-й частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции; б)недостаточной степенью развития фонематического слуха; в)неблагоприятными социальными и речевыми условиями, в которых воспитывается ребенок; г)двуязычие в семье.

Причины механической: врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата: 1)недостатки строения челюстно-зубной системы: а)дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов); б)дефекты в строении челюстей (прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед); прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед); передний открытый прикус; боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус); в)укороченная или слишком массивная уздечка языка; 2)патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык); 3)неправильное строение твердого и мягкого неба (узкое, высокое, плоское, укороченное) - при таких аномалиях нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом; 4)атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.

Не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков.

11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.

Дислалия – наруш. звукопроизнош. при норм. слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. В зав-ти от сохр-ти анатомич. строения речев. аппарата 2 формы:


а) функциональная – наруш. воспроизв. звуков, речевой аппарат не имеет патологич. изменений). В детском возрасте.

Акустико-фонематич. - несформированность фонематического слуха.

Артикуляторно-фонематич. - несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. I вариант: артикуляторная база не полностью сформир, замены. II: артикуляторная база сформир. полностью, но при отборе звука принимается неправильное решение, что приводит- к смешению звуков.

Артикуляторно-фонетическая (обусловлена неправильно сформированными артикуляторными позициями, что приводит к искажению или пропуску звука).

б) механическая - неправильное произношение обусловлено выраженными нарушениями в строении артикуляционного аппарата. Возникает в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

В зав-ти от колич-ва наруш-х групп звуков: мономорфная (нарушен или 1 звук или 1 группа звуков) и полиморфную – наруш. 2 и более групп звуков.

Нарушения звукопроизношения могут проявляться по-разному:

1) отсутствует: акета (ракета);

2) произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: вместо нормативного с — межзубный с;

3) заменяется звуком, более простым по артикуляции (л-»у).

В_зав-ти от того, какие звуки несформир-ны или нарушены, виды недостатков.

1. Сигматизм — недостатки произн. свист. (с, с', з, з’, ц) и шипящ. (ш, ж; ч, щ) звуков.

2. Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р’.

3. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г': хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука и.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-тп, в-ф, з-с, ж- ш, г-к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.

6. Дефекты смягчения — недостатки произн. мягких согл. звуков замена парными твердыми: например, д'-д, п'-п, и т.д. (тота - тетя, пат — пять).


12. Обследование детей с дислалией.

Обследование проводить в отдельном помещении. Этапы:

I. Беседа с реб, располож. к себе, сбор от родителей анамнестич. сведений.

II. Диагн. анатомич. особ-й артикул. аппарата. •Губы: в пределах нормы, боковая расщелина (односторонняя, двусторонняя). •Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие. •Прикус: прогнатия – выдв. вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривл. челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус. •Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая). •Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина. •Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая. •Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована. Особенности глотания.

III. Диагностир. затрудн/ в движ. артикулят-х органов: невозм-ть, значит-е ограничение объема движ-й, склонность к пост-му удерж-ю языка “комком” в глубине полости рта, трудн. изм-я заданного полож-я речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявл-е особ-ей речевой моторики - в проц. вып. по указанию определ. действ.

1.Выявл. подвижности губ: вытянуть вперед и отвести уголки в стороны; поднять верхнюю, опустить нижнюю, облизнуть; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию; надуть щеки – втянуть. 2.Выявл. подв-ти языка: сделать узким, широким; поднять кончик к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать как “маятником”. 3.Выявл. подв-ти нижн. челюсти: опустить, выдв. вперед; уст-ть, нет ли контрактуры. 4.Выявл. подв-ти мягкого неба: произн. звук “а”. Наличие или отс. активного замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, пассивн. замыкание опред. шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого неба до задней стенки глотки; отмеч. наличие или отс. рефлексов задней стенки глотки, сопутств. движ. лица, мимич. мышц. Состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.

IV. Диагностир. наруш. звукопроизнош.. Набор рисунков (исслед. звуки – в начале, середине, конце слова. Хар-р наруш: полное отсут, замена, искажен. произн. (носовое, смягчен, губн, межзубн, боков, велярн, увулярн).


V. Диагностир. состояния слухового дифференцир-я звуков. Проводить, если обнаружились взаимозамены свист. и шипящих звуков либо их смешение внутри кажд. из этих групп согл, неразличение звонк. и глухих звуков, т.е. когда есть трудности слух. различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2м, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку.

13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. 3 этапа, каждый из которых преследует свою цель.

1. Постановка. 2. Автоматизация. 3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.

1. Постановка - сам процесс обучения правильному произношению звука. Учат придавать артикул. органам то положение, кот. свойственно норм. артикул. звука. Во многих случаях к постановке нельзя приступить сразу, т.к. может придать языку необх. положение. Тогда необходимо проведение подготовительной работы. Заключается преимущественно в т. наз. артикуляторной гимнастике, основная цель - развитие достаточной подвижности губ и языка.

При механич.й дислалии до постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата (короткая уздечка, прикус).

При сенсорной функц-й дислалии - воспитание слуховой дифференц-и звуков, т.к. не осозн. неправ-ти звукопроизношения, не сможет его контролир-ть.

Помощь родителей - систематическое выполнение предлагаемых упражнений, упражнений в слуховой дифференциации звуков.

После подготовит. работы переходят к постановке звука. М. производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.

По подражанию. Логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести.

2.Когда удается добиться правильного звучания изолированного звука, переходят к автоматизации, то есть обучению правильному произношению звука в связной речи. В последовательности: произношение слогов, слов, специально подобранных фраз, текстов с вновь воспитываемым звуком.


Исключаются артикуляторно и акустически близкие звуки. Это позволяет сосредоточить внимание только на вновь воспитываемом звуке.

Этап автоматизации можно считать законченным, когда овладеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи.

3.Дифференциация звуков - воспитать прочный навык уместного употребл. в речи вновь воспитанного звука, без смешения с акустически или артикуляторно близкими звуками. Достигается спец. упр-ми. Работа по различению смешиваемых звуков начинают в подготовит. период, при постановке звука.

Переход к дифференциации звуков м.б. начат только тогда, когда оба смешиваемых звука м.б. правильно произнесены в любом звукосочетании, т.е. когда умение правильно произн. «новый» звук уже достаточно автоматизировано.

Сложность речевого материала нарастает постепенно.

Велика роль родителей: систематич. контроль за правильн-ю вып. логопедич. заданий, включая и письм; контроль над речью в обычных жизн. Сит-х.

Соблюдение такой последоват-ти является обязательным, т.к. ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки работы.