ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи логопедии.
2. Связь логопедии с другими науками.
4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
5. Травмы черепа с сотрясением мозга.
7. Классификации нарушений речи. Псих-пед. Классификация.
8. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
9. Принципы логопедического воздействия.
10. Сущность дислалии. Этиология.
11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.
12. Обследование детей с дислалией.
13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.
14. Сущность ринолалии. Этиология.
15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.
16. Обследование детей с ринолалией.
17. Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.
18. Коррекционно-педагогическая работа при открытой ринолалии.
19. Сущность дизартрии. Этиология.
20. Механизм и симптоматика дизартрии.
21. Классификация и характеристика различных форм дизартрии.
22. Обследование детей с дизартрией.
23. Коррекционно-педагогическая работа при дизартрии.
24. Нарушения голоса. Причины.
25. Классификация нарушений голоса
26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,
27. Нарушения темпа речи. Этиология.
28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.
29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.
30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.
31. Сущность заикания, причины.
32. Симптоматика заикания. Классификация.
34. Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.
35. Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.
36. Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.
38. Сущность алалии, этиология. Уровни речевого развития.
39. Классификация алалии. Симптоматика
40. Обследование детей с алалией.
41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.
42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.
43. Афазия. Классификация афазии.
44. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.
45. Нарушения письменной речи, причины, механизм.
46. Симптоматика нарушений письменной речи.
47. Классификация нарушений письменной речи.
48. Обследование детей с наруш. Письменной речи.
49. Кор-пед. Работа по устранению нарушений письменной речи.
Речь при сенсорной алалии: из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи; двигательное беспокойство, трудности поведения; дети мало пользуются жестами и мимикой; реагируют на интонацию, не понимания смысла; игру сопровождают модулированным лепетом; логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов; эхолалия -- повторение обращенной речи; при появлении первых слов: (ошибки в ударении не фиксированного характера; замены гая ошибка; искажения структуры; высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме
40. Обследование детей с алалией.
Сбор анамнестич. сведений (отсутствие или резкое ограничение лепета). Отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить.
Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.
Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.
Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.
Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника — учебные интересы; учитывается активность и работоспособность при обследовании; уточняется характер игровой и учебной деятельности (может ли развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям, продолжить их, способен ли выполнить задание, в какой степени обучаем и т.д.). Устанавливается запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и т.д.
Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и спец. подготовленные пособия, применяются речевые упр, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.
Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.
Артикуляционная моторика — возможность выполнения опр. движений, удержания артикул. поз, вып. последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.
Затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи м.б. сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и УО.
41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.
Комплексная раб. над разв. речи и личности: логопедическая работа на фоне активного медикаментозного лечения и психотерапевтического воздействия.
Пропедевтическая работа: 1.создание мех-мов реч. д-ти (формир. мотива речи, навыков коммуникации, созд. внутр. программы высказ-я, отбор лексико-грам. средств (материал)). 2.учет специфики речевого недоразвития каждого ребенка, его личностных особенностей. 3.устранение травмирующих факторов окружающей среды, выработка адекватного отношения к речевому нарушению
В систему работы по преодолению алалии входит:
1. Развитие мелкой моторики (рисование, штриховки, раскрашивания, завязывание узелков, мозаика, конструктор и т.д.).
2. Развитие псих. проц. и преодоление неречевых нарушений у алаликов: анализ, синтез, внимание, память, восприятие, противопоставление, обобщение (систематизация предметов по форме, величине, цвету, различение деталей предметов, выделение лишнего предмета).
3. развитие зрительного и пространственного восприятия, установление причинно-следственных и временных связей.
4. полисенсорная основа обучения
5. использование ритмики и логоритмики
В речи – кор. работа связана с предметно-практической деятельностью.
Поэтапность работы:
1 этап – воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными и малораспространенными предложениями, формируются первоначальные коммуникативные навыки.
2 этап – формир-ся фразовая речь на фоне усложн. словаря и структуры фразы, распространение предложений, диалоги и рассказы описательного характера.
3. этап – формирование связной речи, автоматизация грамматических структур.
Виды работ над словарем: подбор предметов к действиям и действий к предметам, называние частей целого (колесо, фара – машина), подбор однокоренных слов (лес – лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, образование уменьшительно-ласкательных форм
Виды работы над предложением: ответы на вопросы и постановка вопросов, составление предложений по слову, опорным словам, по серии картинок, загадки о предметах, описание предмета предложением, вариативность предложений, рекуонструкция предложений, деформированный текст.
Формир. грамм. навыков: репродукция словосочет, разл. модели предл, соглас-е слов в предложениях, употребление предлогов, изменение форм слова
Связная речь: диалоги, пересказы, составление рассказов (описательные, повествовательные; по восприятию – с опорой на действие, предмет, картинку, серию картинок; по представлению – из опыта)
Работа над интонацией – логическое ударение, паузы, мелодика речи; работа над голосом (повышение, понижение, изменение громкости)
Обучение грамоте; исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха.
42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.
Осн. напр. коррекции: сознат. анализ состава речи; разв. фонематич. воспр.; поним. реч. стр-р. Осн. принц. кор. раб: последоват-е и систематич. возд-е на все стороны реч. д-ти реб.+специфич. лечение, стимул. созревание клеток КГМ.
1. Строгая организ-я звукового и реч. режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерж-т развитие речи): опр-т часы и дни отдыха; ограничивают излишнее общение; исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор; щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам.
2. привлеч-е вним. реб. (попасть в поле зрения, повернуть к себе, взять за руку)
3. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам
4. различ-е шумов, зв-в нереч-го хар-ра (звон ложки в стакане, стук карандаша)
5. разв. направл-го вним. и работоспос-ти – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
6. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»
7. развитие потребности общения, мотивации общения
8. различ-е звучащ. игрушек и инструм-в (наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука).
В работе избегают громких хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация:
1. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а, р, у), который связывается с предметом или явлением;
2. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)
3. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова
4. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА
5. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение
6. различение характера звука, источника звучания, его локализации
7. предм-практ. действия – не только повт. слова, а умение вып. действие с предм. по словесной инстр: ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
8. поним. стандартных фраз (слова произн. в опред. порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой хар-р (при общении с одним чел; при общении с разными людьми; при опред. ситуации; с опорой на мимику, жест).
9. развитие фонематического слуха
10. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)
11. формир. понимания логич, грамматических и тематических групп слов: посуда, мебель; мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать; летит – летят
12. конкретизац. понятий (цвет–красный, синий …, вкус–соленый, сладкий…)
13. раннее обучение грамоте
Возм-ть полной ликвид. сенс. алал. ставится под сомнение. Прогноз неопредел-й. Рез-т зав-т от: сост. слуховой чувствит-ти; врем. и хар-ра провод-го лечения; кор-восп. возд-я; возраста и интеллекта реба.