ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи логопедии.
2. Связь логопедии с другими науками.
4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
5. Травмы черепа с сотрясением мозга.
7. Классификации нарушений речи. Псих-пед. Классификация.
8. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
9. Принципы логопедического воздействия.
10. Сущность дислалии. Этиология.
11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.
12. Обследование детей с дислалией.
13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.
14. Сущность ринолалии. Этиология.
15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.
16. Обследование детей с ринолалией.
17. Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.
18. Коррекционно-педагогическая работа при открытой ринолалии.
19. Сущность дизартрии. Этиология.
20. Механизм и симптоматика дизартрии.
21. Классификация и характеристика различных форм дизартрии.
22. Обследование детей с дизартрией.
23. Коррекционно-педагогическая работа при дизартрии.
24. Нарушения голоса. Причины.
25. Классификация нарушений голоса
26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,
27. Нарушения темпа речи. Этиология.
28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.
29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.
30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.
31. Сущность заикания, причины.
32. Симптоматика заикания. Классификация.
34. Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.
35. Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.
36. Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.
38. Сущность алалии, этиология. Уровни речевого развития.
39. Классификация алалии. Симптоматика
40. Обследование детей с алалией.
41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.
42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.
43. Афазия. Классификация афазии.
44. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.
45. Нарушения письменной речи, причины, механизм.
46. Симптоматика нарушений письменной речи.
47. Классификация нарушений письменной речи.
48. Обследование детей с наруш. Письменной речи.
49. Кор-пед. Работа по устранению нарушений письменной речи.
24. Нарушения голоса. Причины.
Наруш. голоса — отс. или растр. фонации вследствие патологич. изм-й голосового аппар. Сущ. 2 осн. термина для обознач. патологии голоса: афония (лат. а — отрицат. частица и греч. phone — звук, голос) — полное отс. голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.
Органич. наруш. голоса. Патол. голоса, возн-я вследств. анатомич. изм-й или хронич. воспалит. проц. голосового аппарата, считается органич. К периферич. Органич. наруш-м отн-ся дисфонии и афонии при хронич. ларингитах, парезах и параличах гортани, сост-х после удаления опухолей.
Центральные парезы и параличи гортани зав-т от поражения КГМ, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при ДЦП.
Часто причиной органич. наруш. голоса - опухоли и сост. после их удаления.
Эти наруш. голоса отн-ся к хронич. и самост-но не исчезают.
Функц. наруш. голоса. Наиб. распростр. и многообразные. Не сопровожд-ся воспалит-ми или анатомич. изм. гортани. Причины: голос. переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания и влияния психических факторов.
К периферич. функц-м отн-ся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Фонастения — наруш. голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровожд-ся видимыми объективными изм-ми в голос. аппарате (психич. травма и эмоц. Перегрузка; несобл. охранительного голосового режима при воспалительных забол. верхних дыхательных путей).
Гипертонусные (спастические) наруш. голоса связ. с повыш. тонуса горт. мышц с преобладанием спазма в момент фонации. Развиваются у лиц, форсирующих голос.
Перегрузка голосов. аппарата при несобл. охранит. режима в период мутации м. привести к наруш. ф-ции внутр. мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.
Ринофония и ринолалия - неправильная ф-ция мягкого нёба органич. или функц. хар-ра. При закрытой ринофонии носовые согласные приобр. ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.
Откр. ринофония проявл. в патологич. назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок.
К функц. наруш. голоса центр. происх. отн-ся функц-я, или психоген. афония. Возн. внезапно как реакция на психотравмир. сит. у лиц, склонных к истерич. реакц, чаще у девочек и женщин. При полном отс. голоса сохр. звучный кашель и смех, это явл. важным диагностич. признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обслед-и очень изменчива, что тоже свид-т о психоген. наруш. Функц. афония м. протекать длит-но, а после восст. голоса возм. рецидивы.
25. Классификация нарушений голоса
Наруш. голоса – отс. или растр. фонации вследств. патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в двух основных видах: афония и дисфония.
Афония – полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса.
Проявл. нарушений голоса: 1.отсутствие голоса или его расстройства (утрата силы, звучности, искажения тембра); 2.голосовое утомление; 3.субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм, комок в горле, першение …).
Фонопедия – комплекс педмер воздействия при нарушениях голоса.
Наруш. голоса разд. на центр. и периферич., каждое м.б. органич. и функц.
Периферич. органич. наруш. голоса – вследствие анатомич. изм. или хронич. воспалит. проц. голосового аппарата. Бывают: 1.при хронич. ларингитах; 2.при парезах, параличах гортани; 3.при травмах гортани; 4.после удаления опухолей.
Симпт. при хронич. ларинг: 1.изм. слизист. оболочки гортани; 2.несмыкание голос. складок; 3.голос теряет норм. звучание; 4.голосовая утомл; 5.охриплость.
Симпт. при периферич. порезах и параличах: 1.пораж. нижн. гортан. или возвратного нерва; 2.голос отс. или резко охриплый; 3.утомл. голоса; 4.поперхив-е; 5.рефлекторный кашель; 6.затрудн. дых.; 7.дискоордин. дых. и голосообраз-я.
Центр. органич. наруш. голоса бывают: 1.при поражениях КГМ; 2.при ДЦП.
После удал. опухолей горт. (папилломы) – тяж. наруш. голосообразования.
После удаления гортани – афония.
Эти наруш. хронич. и сами не исчезают. Треб-ся фонопедические мероприятия.
Периферич. функц-е наруш. голоса – вследств. функц-х, врем-х растр-в голосообраз-я. Причины: голосовое переутомление; плохая постановка голоса при вокале; инфекционные заболевания; психические заболевания (истерия).
К периферич. функц-м наруш. голоса отн: фоностения; гипо- гипертонусная афония; дисфония.
Фоностения – наруш. голоса без видимых изм-й в голос-м аппар. (чаще носит профессион-й хар-р). Прич.: психотравмы; эмоцперегрузки; несобл. гиг. голоса.
Проявления: нарушения координации дыхания и фонации; невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять звучание, изменять высоту.
Гипотонусная афония (дисфония) – обусл. двустор. миопатич. парезами (порезами внутр. мышц гортани). Прич: инфекции (ОРВИ, грипп, дифтерия); перенапряж. голоса. Проявл: голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются; осиплость; боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки.
Гипертонусная (спастич) дисфон. – повыш. тонус горт. мышц, тонич. спазм в момент фонации). Прич: перенапряж. голоса, привычка говор. громко и много.
Ринофон. и ринол. – наруш. голоса при патологич. назализации: неестеств. тембр голоса; гласные теряют звучность; голос слабый, сдавленный.
Функц. наруш. голоса центр. происх-я. Функц. (психогенная) афония. Прич.: 1.реакция на психотравму у истеричных особ. Проявл: отс. голоса; сохранны кашель, звучный смех; возможны рецидивы; длит-ть течения. 2.психотерапия при фиксации на голосовом дефекте. 3.диспансеризация. 4.рекоменд. после окончания курса восстановления
26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,
Этапы: 1.подготовительный; 2.восстановительный.
Задачи 1 этап: подготовить реч. аппарат к восст. голоса (психотерапия; дых. гимн; артикуляц. гимн; раб. по координации дых. артик. и голос. сист). 2 этап: восст. дых. и голосообразов. (раб. над дых.); артик. гимн; голос. упр.: а)вызыв. голоса; б)закрепл. голоса и его автоматиз.; в)работа над характ-ми голоса.
Восст. голоса при парезах и параличах гортани. 1.рац. психотерапия. 2.кор. физиологич. и реч. дых: 1.компл. дых. упр. (диф. ротового и носового выдоха); 2)дутье в губную гармошку для усил. глуб. выдоха и массажа гортани с пом. возд. струи, вып. от 8-10 раз в день постепенно увелич. до 15.3)упр. для активиз. мышц шеи, наружн. и внутр. мышц гортани.
С целью восстановления голоса проводятся: гимнастика мягкого нёба, упражнения на развитие голоса.
Коррекция голоса вызывание голоса автоматизация голоса.
Вызыв. голоса нач. со звука М: 1.произн. кратко, при спок. пол-и гортани с удар-м струи в тверд. небо и выз-м резонац. носовых полостей. 2.длит. произн. МММ, 3.длит. произн. МММ с кратким гласн: МММ-А, ММММ-О при резком опускании нижн. челюсти. 4.слоги с удар-м на втором: МА-МА, МА-МО. 5.сочет-я с перемежающимся удар: МА-МА, МА-МА, МА-МА-МА. 6.после достиж. громк. голоса: а)тренир. сочет. гласн. с Й: АЙ-ОЙ-ЭЙ-ЯЙ (гласн. звучит коротко, твердо, Й – длит); б)произнес. гласн. и их сочет-й отраженно, потом самост.: А, АУ, АОУ, АУИЭ.
Автоматизац. голоса: 1.проговар. слов с прямыми ударными слогами: МОРЕ, МАНКА; 2.фразовая речь, стихи, проза; 3.вокальные упр. (пение) – гаммы, трезвучия, короткие мелодии без резких тональных переходов.
Восст. голоса при хронич. ларинг: 1.разъяснит. беседа о голосогигиене и профил. дисфонии; 2.охранит. режим. НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ШЕПОТОМ! 3.работа над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха.
При функц. наруш. голоса: устр. прич. (форсир-е, перенапряж-е); пост-ка голоса (длит. произн. М); работа над дых. (корд. дых. и фонации); ЛФК; активизир-я гимн. для мышц шеи, гортани; массаж для уменьш. тонуса мышц; вызыв. голоса от кашлевого толчка; закрепл. голоса в слогах КА, КО, КУ, КИ, КЕ; закрепление в словах КАК, КОК, КУК.
М. закрепл. голос от зв. Ж и слогов ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ и слов со звуком Ж.
Используются ТСО.
27. Нарушения темпа речи. Этиология.
В логопедии выделяют 2 типа нарушений темпа речи: брадилалия: тахилалаия.
При нарушениях темпа речи: нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи; речь малопонятна для окружающих; в тяжелых случаях страдает процесс коммуникации.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Причины: наследственность; экзогенные факторы (интоксикации, астения); психологические причины (подражание, воспитание).
Может быть самостоятельным нарушением или симптомом другой патологии (умственной отсталости, ДЦП). Самостоятельное нарушение – у лиц флегматичных, заторможенных.
Проявления: замедленный темп речи; замедленный темп чтения и письма; монотонность голоса, назализация; удлиннение пауз между словами; удлиннение пауз между звуками в слове; может быть скандированная речь; может быть нарушение звукопроизношения; речь неэстетична, вызывает у окружающих истощение внимания, напряжение, мешает общению.
Неречевая симптоматика: нарушения общей моторики; нарушения мелкой моторики; нарушения мимики; замедленность восприятия, внимания, памяти, мышления; затруднения переключаемости; необходимость повторения инструкции; склонность к стереотипам; персеверации; нарушения вербальной ориентировки в окружающем.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения.
Различают: тахилалия, как самостоятельное нарушение речи; функциональная тахилалия (вторичное проявление заикания); параллельная форма тахилалии (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией).
Проявления: быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в секунду); стремительность речи; расстройства речевого внимания; запинки; повторения; проглатывания фонем, слогов, слов; персеверации слогов, слов; искажение структуры предложения; неясность произношения; быстрый темп чтения и письма (с заменами, перестановками звуков и букв).
Неречевая симптоматика: нарушения общей моторики (ускоренная ходьба, ускоренный темп движений, гиперактивность, тики); неустойчивое внимание, повышенная переключаемость с объекта на объект, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти; нарушения вегетативной нервной системы (потливость, покраснение лица, ушей); нарушения эмоционально-волевой сферы (вспыльчивость, возбудимость); отклонения в поведении.