ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи логопедии.

2. Связь логопедии с другими науками.

3. Принципы логопедии.

4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

6. Этиология нарушений речи.

3. Недоношенность.

5. Травмы черепа с сотрясением мозга.

7. Классификации нарушений речи. Псих-пед. Классификация.

8. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

9. Принципы логопедического воздействия.

10. Сущность дислалии. Этиология.

11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.

12. Обследование детей с дислалией.

13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.

14. Сущность ринолалии. Этиология.

15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.

16. Обследование детей с ринолалией.

17. Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.

18. Коррекционно-педагогическая работа при открытой ринолалии.

19. Сущность дизартрии. Этиология.

20. Механизм и симптоматика дизартрии.

21. Классификация и характеристика различных форм дизартрии.

22. Обследование детей с дизартрией.

23. Коррекционно-педагогическая работа при дизартрии.

24. Нарушения голоса. Причины.

25. Классификация нарушений голоса

26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,

27. Нарушения темпа речи. Этиология.

28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.

29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.

30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.

31. Сущность заикания, причины.

32. Симптоматика заикания. Классификация.

33. Обследование заикающихся.

Обследование заикающихся

34. Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.

35. Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.

36. Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.

37. Профилактика заикания.

38. Сущность алалии, этиология. Уровни речевого развития.

39. Классификация алалии. Симптоматика

40. Обследование детей с алалией.

41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.

42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.

43. Афазия. Классификация афазии.

44. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.

45. Нарушения письменной речи, причины, механизм.

46. Симптоматика нарушений письменной речи.

47. Классификация нарушений письменной речи.

48. Обследование детей с наруш. Письменной речи.

49. Кор-пед. Работа по устранению нарушений письменной речи.

50. Профилактика нарушений письменной речи.

24. Нарушения голоса. Причины.

Наруш. голоса — отс. или растр. фонации вследствие патологич. изм-й голосового аппар. Сущ. 2 осн. термина для обознач. патологии голоса: афония (лат. а — отрицат. частица и греч. phone — звук, голос) — полное отс. голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Органич. наруш. голоса. Патол. голоса, возн-я вследств. анатомич. изм-й или хронич. воспалит. проц. голосового аппарата, считается органич. К периферич. Органич. наруш-м отн-ся дисфонии и афонии при хронич. ларингитах, парезах и параличах гортани, сост-х после удаления опухолей.

Центральные парезы и параличи гортани зав-т от поражения КГМ, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при ДЦП.

Часто причиной органич. наруш. голоса - опухоли и сост. после их удаления.

Эти наруш. голоса отн-ся к хронич. и самост-но не исчезают.

Функц. наруш. голоса. Наиб. распростр. и многообразные. Не сопровожд-ся воспалит-ми или анатомич. изм. гортани. Причины: голос. переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания и влияния психических факторов.

К периферич. функц-м отн-ся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Фонастения — наруш. голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровожд-ся видимыми объективными изм-ми в голос. аппарате (психич. травма и эмоц. Перегрузка; несобл. охранительного голосового режима при воспалительных забол. верхних дыхательных путей).

Гипертонусные (спастические) наруш. голоса связ. с повыш. тонуса горт. мышц с преобладанием спазма в момент фонации. Развиваются у лиц, форсирующих голос.

Перегрузка голосов. аппарата при несобл. охранит. режима в период мутации м. привести к наруш. ф-ции внутр. мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Ринофония и ринолалия - неправильная ф-ция мягкого нёба органич. или функц. хар-ра. При закрытой ринофонии носовые согласные приобр. ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Откр. ринофония проявл. в патологич. назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок.

К функц. наруш. голоса центр. происх. отн-ся функц-я, или психоген. афония. Возн. внезапно как реакция на психотравмир. сит. у лиц, склонных к истерич. реакц, чаще у девочек и женщин. При полном отс. голоса сохр. звучный кашель и смех, это явл. важным диагностич. признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обслед-и очень изменчива, что тоже свид-т о психоген. наруш. Функц. афония м. протекать длит-но, а после восст. голоса возм. рецидивы.


25. Классификация нарушений голоса

Наруш. голоса – отс. или растр. фонации вследств. патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в двух основных видах: афония и дисфония.

Афония – полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса.

Проявл. нарушений голоса: 1.отсутствие голоса или его расстройства (утрата силы, звучности, искажения тембра); 2.голосовое утомление; 3.субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм, комок в горле, першение …).

Фонопедия – комплекс педмер воздействия при нарушениях голоса.

Наруш. голоса разд. на центр. и периферич., каждое м.б. органич. и функц.

Периферич. органич. наруш. голоса – вследствие анатомич. изм. или хронич. воспалит. проц. голосового аппарата. Бывают: 1.при хронич. ларингитах; 2.при парезах, параличах гортани; 3.при травмах гортани; 4.после удаления опухолей.

Симпт. при хронич. ларинг: 1.изм. слизист. оболочки гортани; 2.несмыкание голос. складок; 3.голос теряет норм. звучание; 4.голосовая утомл; 5.охриплость.

Симпт. при периферич. порезах и параличах: 1.пораж. нижн. гортан. или возвратного нерва; 2.голос отс. или резко охриплый; 3.утомл. голоса; 4.поперхив-е; 5.рефлекторный кашель; 6.затрудн. дых.; 7.дискоордин. дых. и голосообраз-я.

Центр. органич. наруш. голоса бывают: 1.при поражениях КГМ; 2.при ДЦП.

После удал. опухолей горт. (папилломы) – тяж. наруш. голосообразования.

После удаления гортани – афония.

Эти наруш. хронич. и сами не исчезают. Треб-ся фонопедические мероприятия.

Периферич. функц-е наруш. голоса – вследств. функц-х, врем-х растр-в голосообраз-я. Причины: голосовое переутомление; плохая постановка голоса при вокале; инфекционные заболевания; психические заболевания (истерия).

К периферич. функц-м наруш. голоса отн: фоностения; гипо- гипертонусная афония; дисфония.

Фоностения – наруш. голоса без видимых изм-й в голос-м аппар. (чаще носит профессион-й хар-р). Прич.: психотравмы; эмоцперегрузки; несобл. гиг. голоса.

Проявления: нарушения координации дыхания и фонации; невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять звучание, изменять высоту.

Гипотонусная афония (дисфония) – обусл. двустор. миопатич. парезами (порезами внутр. мышц гортани). Прич: инфекции (ОРВИ, грипп, дифтерия); перенапряж. голоса. Проявл: голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются; осиплость; боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки.


Гипертонусная (спастич) дисфон. – повыш. тонус горт. мышц, тонич. спазм в момент фонации). Прич: перенапряж. голоса, привычка говор. громко и много.

Ринофон. и ринол. – наруш. голоса при патологич. назализации: неестеств. тембр голоса; гласные теряют звучность; голос слабый, сдавленный.

Функц. наруш. голоса центр. происх-я. Функц. (психогенная) афония. Прич.: 1.реакция на психотравму у истеричных особ. Проявл: отс. голоса; сохранны кашель, звучный смех; возможны рецидивы; длит-ть течения. 2.психотерапия при фиксации на голосовом дефекте. 3.диспансеризация. 4.рекоменд. после окончания курса восстановления


26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,

Этапы: 1.подготовительный; 2.восстановительный.

Задачи 1 этап: подготовить реч. аппарат к восст. голоса (психотерапия; дых. гимн; артикуляц. гимн; раб. по координации дых. артик. и голос. сист). 2 этап: восст. дых. и голосообразов. (раб. над дых.); артик. гимн; голос. упр.: а)вызыв. голоса; б)закрепл. голоса и его автоматиз.; в)работа над характ-ми голоса.

Восст. голоса при парезах и параличах гортани. 1.рац. психотерапия. 2.кор. физиологич. и реч. дых: 1.компл. дых. упр. (диф. ротового и носового выдоха); 2)дутье в губную гармошку для усил. глуб. выдоха и массажа гортани с пом. возд. струи, вып. от 8-10 раз в день постепенно увелич. до 15.3)упр. для активиз. мышц шеи, наружн. и внутр. мышц гортани.

С целью восстановления голоса проводятся: гимнастика мягкого нёба, упражнения на развитие голоса.

Коррекция голоса вызывание голоса автоматизация голоса.

Вызыв. голоса нач. со звука М: 1.произн. кратко, при спок. пол-и гортани с удар-м струи в тверд. небо и выз-м резонац. носовых полостей. 2.длит. произн. МММ, 3.длит. произн. МММ с кратким гласн: МММ-А, ММММ-О при резком опускании нижн. челюсти. 4.слоги с удар-м на втором: МА-МА, МА-МО. 5.сочет-я с перемежающимся удар: МА-МА, МА-МА, МА-МА-МА. 6.после достиж. громк. голоса: а)тренир. сочет. гласн. с Й: АЙ-ОЙ-ЭЙ-ЯЙ (гласн. звучит коротко, твердо, Й – длит); б)произнес. гласн. и их сочет-й отраженно, потом самост.: А, АУ, АОУ, АУИЭ.

Автоматизац. голоса: 1.проговар. слов с прямыми ударными слогами: МОРЕ, МАНКА; 2.фразовая речь, стихи, проза; 3.вокальные упр. (пение) – гаммы, трезвучия, короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восст. голоса при хронич. ларинг: 1.разъяснит. беседа о голосогигиене и профил. дисфонии; 2.охранит. режим. НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ШЕПОТОМ! 3.работа над дыханием – выработка дыхательной опоры, сознательное замедление выдоха.

При функц. наруш. голоса: устр. прич. (форсир-е, перенапряж-е); пост-ка голоса (длит. произн. М); работа над дых. (корд. дых. и фонации); ЛФК; активизир-я гимн. для мышц шеи, гортани; массаж для уменьш. тонуса мышц; вызыв. голоса от кашлевого толчка; закрепл. голоса в слогах КА, КО, КУ, КИ, КЕ; закрепление в словах КАК, КОК, КУК.

М. закрепл. голос от зв. Ж и слогов ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ и слов со звуком Ж.

Используются ТСО.

27. Нарушения темпа речи. Этиология.

В логопедии выделяют 2 типа нарушений темпа речи: брадилалия: тахилалаия.


При нарушениях темпа речи: нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи; речь малопонятна для окружающих; в тяжелых случаях страдает процесс коммуникации.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Причины: наследственность; экзогенные факторы (интоксикации, астения); психологические причины (подражание, воспитание).

Может быть самостоятельным нарушением или симптомом другой патологии (умственной отсталости, ДЦП). Самостоятельное нарушение – у лиц флегматичных, заторможенных.

Проявления: замедленный темп речи; замедленный темп чтения и письма; монотонность голоса, назализация; удлиннение пауз между словами; удлиннение пауз между звуками в слове; может быть скандированная речь; может быть нарушение звукопроизношения; речь неэстетична, вызывает у окружающих истощение внимания, напряжение, мешает общению.

Неречевая симптоматика: нарушения общей моторики; нарушения мелкой моторики; нарушения мимики; замедленность восприятия, внимания, памяти, мышления; затруднения переключаемости; необходимость повторения инструкции; склонность к стереотипам; персеверации; нарушения вербальной ориентировки в окружающем.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения.

Различают: тахилалия, как самостоятельное нарушение речи; функциональная тахилалия (вторичное проявление заикания); параллельная форма тахилалии (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией).

Проявления: быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в секунду); стремительность речи; расстройства речевого внимания; запинки; повторения; проглатывания фонем, слогов, слов; персеверации слогов, слов; искажение структуры предложения; неясность произношения; быстрый темп чтения и письма (с заменами, перестановками звуков и букв).

Неречевая симптоматика: нарушения общей моторики (ускоренная ходьба, ускоренный темп движений, гиперактивность, тики); неустойчивое внимание, повышенная переключаемость с объекта на объект, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти; нарушения вегетативной нервной системы (потливость, покраснение лица, ушей); нарушения эмоционально-волевой сферы (вспыльчивость, возбудимость); отклонения в поведении.