ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи логопедии.
2. Связь логопедии с другими науками.
4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
5. Травмы черепа с сотрясением мозга.
7. Классификации нарушений речи. Псих-пед. Классификация.
8. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
9. Принципы логопедического воздействия.
10. Сущность дислалии. Этиология.
11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.
12. Обследование детей с дислалией.
13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.
14. Сущность ринолалии. Этиология.
15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.
16. Обследование детей с ринолалией.
17. Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.
18. Коррекционно-педагогическая работа при открытой ринолалии.
19. Сущность дизартрии. Этиология.
20. Механизм и симптоматика дизартрии.
21. Классификация и характеристика различных форм дизартрии.
22. Обследование детей с дизартрией.
23. Коррекционно-педагогическая работа при дизартрии.
24. Нарушения голоса. Причины.
25. Классификация нарушений голоса
26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,
27. Нарушения темпа речи. Этиология.
28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.
29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.
30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.
31. Сущность заикания, причины.
32. Симптоматика заикания. Классификация.
34. Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.
35. Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.
36. Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.
38. Сущность алалии, этиология. Уровни речевого развития.
39. Классификация алалии. Симптоматика
40. Обследование детей с алалией.
41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.
42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.
43. Афазия. Классификация афазии.
44. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.
45. Нарушения письменной речи, причины, механизм.
46. Симптоматика нарушений письменной речи.
47. Классификация нарушений письменной речи.
48. Обследование детей с наруш. Письменной речи.
49. Кор-пед. Работа по устранению нарушений письменной речи.
28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.
Брадилалия, тахилалаия. Нар. разв. как внешн, так и внутр. речи; речь малопонятна для окр-х; в тяжелых случаях страдает процесс коммуникации.
Брадил. – патологич. замедл. темп речи. Прич: насл-ть; экзогенные факторы (интоксикации, астения); психологические причины (подражание, воспитание).
М.б. самост. наруш. или симптомом др. патологии (УО, ДЦП). Самост. наруш. – у лиц флегматичных, затормож-х.
Проявл: замедл. темп речи; замедл. темп чтения и письма; монотонность голоса, назализ; удл-е пауз м/у словами; удл. пауз м/у зв. в слове; скандир. речь; наруш. звукопроизн.; речь неэстетична, выз-т у окр-х истощ. вним, напряж., мешает общению.
Неречевая симптоматика: наруш. общей, мелк. мотор; мимики; замедл-ть воспр, вним, пам, мышл; затрудн. переключ-ти; необх-ть повт-я инстр-и; склон-ть к стереотипам; персеверации; наруш. вербальной ориентир-ки в окруж-м.
Тахилалия – патологич. ускор. темп речи из-за преоблад-я проц. возбужд.
Разл-т: как самост. наруш. речи; функц-я (вторичн. проявл. заик); параллельная форма (переплетается с другими симптомокомплексами – дизартрией).
Проявл: быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков – 20-30 звуков в сек); стремит-ть речи; растр-ва реч. вним; запинки; повт-я; проглатывания фонем, слогов, слов; персеверац. слогов, слов; искаж. стр-ры предл; неясн. произн; быстрый темп чтения и письма (с заменами, перестановками звуков и букв).
Нереч. симпт.: наруш. общей моторики (ускор. ходьба, темп движ, гиперакт-ть, тики); неуст. вним, повыш. переключ-ть с объекта на объект, недост-й объем зрит, слух, мот. памяти; наруш. вегетативной НС (потливость, покраснение лица, ушей); наруш. эм-волевой сферы (вспыльч-ть, возбуд-ть); откл. в поведении
Классификация тахилалий: батаризм, полтерн.
1. Баттаризм (парафразия) – неправ. форм-е фразы как следств. наруш. реч. вним. Прич: психогенные; соматические; вредная привычка. Мех-м: происх-т преобл-е проц. возб-я над торм-м. Проявл.: недост. концентр. реч. вним; несоотв. темпа мышл. и речи; переест. слов; проглат-я; остановки в речи; повт, пропуски слов, смеш-я; растр-во прав-го оформл. мысли; аграмматизм; рыхлость предл; вставка в речь добавочных элем-в; наруш. буквенного состава слова на письме.
2. Полтерн (спотыкание) – патологич. ускор. речь с наличием прерывистости темпа несудорожн. хар-ра. Проявл: запинки, малая понятн. речи; растр-ва в образ-и отд. зв.; пропуски, переест-ки, изм. зв-в, слогов, слов, фраз; необосн-е паузы; трудн. в выборе слов; спотыкания (беззвучно движ. губы и язык) – как при хорее; выпад-я слов, фраз при пересказе прочит-го; растр-ва дых, голоса, дикции; голос глухой, иногда симптомы перенапряж. голоса, носовой оттенок; наруш. общей и речевой мотор; сочет. с др. реч. наруш; аграмматизмы; внутр. беспорядок мышл.
Нереч. симпт.: растр-ва общей мотор. (быстрая ходьба, резкие повороты, резкие движ, сопровожд. речь, гримасы); растр-ва вним. (неуст-е, не умеют слушать др); растр-ва мышл. (нелогичность); растр. и повед.
29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.
Обслед. комплексно: мед. и псих-пед. Вкл-т выясн. сост. нервно-психич. сферы, интеллекта (по данным мед. документации или обслед. врачом-психоневрологом) и речи (на основе логоп. изуч.).
У детей с брадилалией и тахилалией по мед. документации уточн. данные, касс-ся возм-х психич. забол-й, неврологич. симптоматики. Выясн. соматич. и инфекц. забол. в детском возрасте, травмы, опухоли ГМ и др.
Анамнез: реч. нар. родит, родств. (наличие нервно-психич. или хронич. забол); протек. берем. и родов; данные о разв. речи (деф. слоговой стр-ры слов, аграмматизмов, повт. звуков и слогов, темп речи; вл-е наруш. темпа речи на учение в школе, общение со сверстн); предпол. причины наруш. темпа речи; особ-ти проявл. в разные возр. периоды, усл. жизни в семье; наклонности, интересы, взаимоотн-я со сверстниками, с коллективом; круг сит-й, в кот. наруш. темпа речи выр-ны в тяжелой форме; выраж-ть психич. симптомов (отн. к дефекту, защитн. приемы; вл-е наруш-го темпа речи на успеваемость. Далее уточн-ся: 1)сост. общей и ручной мотор. (спос-ть к подраж-ю, самост-ть, двигат-я акт-ть, наличие сопутств-х движ, тонус, темп, выраз-ть, корд. и переключ-ть движ, их сила, точность, объем); 2)состояние мимики; 3)сост. речевой мотор, орального праксиса (вып. изолир-х движ. и их серий). Наличие или отс. движ, замена данного движ. др, тонус, объем движ, акт-ть, возм-ть удерж. органов в заданном пол-и, темп движения, синкинезии; 4)экспрессивная речь: произн. звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, беседа, чт. стихотворных и прозаич. текстов, вопросо-отв. форма речи, диалог, специфич. формы речи (отраж-я, сопряж-я, шепотн, ритмич), пение. Состояние звукопроизношен, возм-ть произн. многосложн. слов, длинных фраз, длин. связного текста; наличие интер- и интравербального замедл. или ускор-я; темп, ритм, ударение, интонация, голос (сила, тембр, модуляция, наруш. голоса); др. дефекты устной речи; 5)письмо: спис-е и самост-е письмо — диктант букв, слогов, длин. слов и фраз, длин. связного текста. Фиксир. скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.
У детей с баттаризмом и полтерном особое вним. обращ. на исслед. лексики, грамм. строя речи, семантики: •слух. неречевого гнозиса, воспр. и воспроизв. ритмов, оптико-простр-го гнозиса и праксиса; •слуховой, зрит. и моторн. пам, •реч. акт-ти.
В логопед. заключ. ук-ся: •чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидн. тахилал. (баттаризм, полтерн); сочет. тахилал. с заиканием; •степ. выраж-ти (легкая, средняя, тяжелая); •вл-е патологически замедл. (ускор) речи на личн. реб., на его коммуникативные возм-ти; •круг сит-й, в кот. проявл-ся тахилалия; •выраж-ть психич. симптомов; •наруш. внешн. речи (звукопроизн., лексико-грам. и семантич. сторон речи, просодии); •наруш. внутр. речи, психич. проц. (воспр, вним, мышл); •особ. моторики; •откл. в поведении.
30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.
При брадилалии. Напр. раб: восп. четких реч. движ; ускор. реч. р-ций; ускор. темпа внутр. речи; ускор. темпа чт. и письма; нормализ. мотор; формир. ручн. праксиса; разв. зрит. и слух. вним; разв. просодич. комп-в речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.
Речевые упр.: проговар. словесн. мат-ла разл. сложн. (слогов, слов..); чт. (сопряж. и самост.) под отбивание такта; проговар-е под метроном; слуш. реч. мат-ла (образец речи); зауч. диал.; запись слогов, слов с предвар-м четким проговар. под такт; драматиз; логоритмика; упр. под счет; отбивание ритма хлопками, ударами в бубен, взмахами флажков, топотом; пение (мелодии с короткими тональностями, средн. и быстр. темпа, отрывистого хар-ра); подвижн. игры (сюж. и несюж. – перебежки, ловушки, пятнашки, эстафеты, игры с предм, с элем. спорт. соревн.); самост. муз. д-ть детей под бодрую музыку (двигат. импровиз, пляски, танцы). Продолж-ть работы – 6-12 месяцев.
При тахилалии. Напр. раб: восп-е медл, спок, плавн. дых. и голосообраз-я; восп-е медл-го ритмичн. чт; восп-е спок-й, ритмич. упорядоч-й речи; восп-е уст-ки на реч. общение; восп-е общего слух-го и реч. вним.
Этапы раб: 1 этап: режим молч; психотерапевтич. беседы; снятие возб-ти; сопряж-е, отраж-е ответы на вопр. (дозировано). 2 этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения и рассказывания: образец сопряженно отраженно по очереди; речевые зарядки (счет до 30-50); самост. речевая раб. под руководством одного из занимающихся; уст-ка на замедл-е всех психомот-х проц. 3 этап. Работа над редактир-м высказ-х мыслей, над адекватностью фразы намеч-му сод-ю; точные пересказы прочит-го по плану и без него; упр. в вариативности фразы; подраж-я. 4 этап. Работа над коллект-м расск. (короткие фразы, кажд. вкл-ся в работу неожиданно по сигналу): тренир. речи вне стен кабинета (реч. сит.); медл. чтение про себя. 5 этап. Подг-ка к публичному выступл. Логоп. кор. продолж. от 2,5 до 12 мес.
Полтерн и баттаризм (специфика работы).
1.Раб. над целостными речевыми продукциями высшего порядка: пересказ, диалог, декламации, подготовл. и своб. рассказ (с фиксацией вним. на речи), декламация, доклад, сообщ, свободное изл-е мысли: сопряж-но-отраж-е проговар. фраз, текста; работа над логич. удар-м; перефразировка; диалоги с логопедом и др. занимающимися; драматизация, треб-я сценич. поведения; раб. над выразит-ю речи; чт. фразы по одному слову, по одной фразе; чт. фразы ч/з прорезь в полоске.
2.Восп. логич. мышл. в реч. и нереч. зад: выклад-е серии сюж. карт; исключ-е четвертого лишнего; придум-е вар-в сюжета.
3.Преод-е дефектов внутр. речи: сост. рассказа по сюж. карт; ответы на вопр. по тексту; пересказы; сост. плана расск.
4.Разв. слух. вним., ум. слуш. на мат-ле фраз, текстов: чт. текста совм-но с магнитофонной записью (чт. стихов наизусть); работа над интонацией.
5.Раб. над упорядочением темпа речи: счет с движ-м; речь по слогам; проговар-е с отстукив-м; сост. расск; выд-е смысл. частей в коротком тексте.
6.Раб. вне логопедич. зан. (закр. навыков в спонтанной речи).