ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи логопедии.

2. Связь логопедии с другими науками.

3. Принципы логопедии.

4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

6. Этиология нарушений речи.

3. Недоношенность.

5. Травмы черепа с сотрясением мозга.

7. Классификации нарушений речи. Псих-пед. Классификация.

8. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

9. Принципы логопедического воздействия.

10. Сущность дислалии. Этиология.

11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.

12. Обследование детей с дислалией.

13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.

14. Сущность ринолалии. Этиология.

15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.

16. Обследование детей с ринолалией.

17. Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.

18. Коррекционно-педагогическая работа при открытой ринолалии.

19. Сущность дизартрии. Этиология.

20. Механизм и симптоматика дизартрии.

21. Классификация и характеристика различных форм дизартрии.

22. Обследование детей с дизартрией.

23. Коррекционно-педагогическая работа при дизартрии.

24. Нарушения голоса. Причины.

25. Классификация нарушений голоса

26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,

27. Нарушения темпа речи. Этиология.

28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.

29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.

30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.

31. Сущность заикания, причины.

32. Симптоматика заикания. Классификация.

33. Обследование заикающихся.

Обследование заикающихся

34. Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.

35. Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.

36. Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.

37. Профилактика заикания.

38. Сущность алалии, этиология. Уровни речевого развития.

39. Классификация алалии. Симптоматика

40. Обследование детей с алалией.

41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.

42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.

43. Афазия. Классификация афазии.

44. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.

45. Нарушения письменной речи, причины, механизм.

46. Симптоматика нарушений письменной речи.

47. Классификация нарушений письменной речи.

48. Обследование детей с наруш. Письменной речи.

49. Кор-пед. Работа по устранению нарушений письменной речи.

50. Профилактика нарушений письменной речи.

1. Предмет и задачи логопедии.

«Logos» - слово, «paidea» - воспитываю. Наука, изучающая лиц с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы кор-пед. работы.

Предмет – нарушения речи и методы коррекции. Объект – лица с нарушениями речи.

Цели – разработка научно-обоснованных систем обучения, воспитания, перевоспитания лиц с речевыми нарушениями, предупреждение речевых нарушений.

Задачи – 1.Изучение онтогенеза речевой д-ти при различных формах речевых нарушений.

2.Изучение распространенности, симптоматики, степени нарушений.

3.Определение динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речи.

4.Определение характера влияния речевых нарушений на психику ребенка.

5.Выяснение причин, механизмов, симптоматики.

6.Изучение особенностей речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (УО, ЗПР, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, аутизм).

7. Разработка методов педдиагностики речевых расстройств.

8. Систематизация речевых нарушений.

9. Разработка принципов дифференциации методов и средств устранения речевых нарушений.

10. Совершенствование методов профилактики и ранней коррекционной работы.

11. Разработка методов организации логопедической помощи.

12. Раннее соцразвитие детей с нарушениями речи.

Для решения задач необходимо:

1. Установление межпредметных связей с привлечением сотрудничества различных специалистов в: психологии; нейропсихологии; лингвистики; педагогики.

2. Поддержка связи теории и практики.

3. Осуществление принципа раннего выявления и реабилитации.

4. Разработка новых методов профилактики и коррекции.

5. Пропаганда логопедических знаний среди населения.

2. Связь логопедии с другими науками.

Чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать их симптоматику, этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:

Внутрисистемные - с педагогикой, различными отраслями спец. педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и спец. психологией.


Межсистемные – с медико-биологическими и лингвистич/науками.

Лингвистические: любое нарушение речи предполагает сравнение с нормой: недостатки звукопроизношения (отсутствие, замена, искажение, смешение, наруш. фонематич. восприятия), частично слово и фразообразования, искажение слов, опускание и перестановки слов во фразе, элизии (выпадение слогов), контамерации (белток-белок+желток), персеверации, аграмматизм, мелодико-интонационных недостатков, темпо-ритмических недостатков, скандированная, недостатки письм. речи (неправильное буквенное восприятие, недописки, пропуски).

Мед. цикл: т.к. есть причины возникн-я: невропатология; нейропсихология (строение НС; функции НС; неврологическое состояние чел; психических болезнях; речевых расстройствах связанных ЦНС).

Оториноларингология: строение периферич. и центр. части слухового анализатора; ф-ции слухового анализатора; ушных болезнях, сост-х слуха; влияние болезни слуха на развитие устной речи; строение и ф-ции речедвигательного анализатора – центр-го и периферич. аппарата; болезни и аномалии строения носа; строение ротовой полости; дефекты горатани.

Офтальмология: строение зрит. анализатора; св-ва, функц. зрит. анализатора; глазных болезнях.

Психология: общая (св-ва психики; психич. явл-я, состояния; индивид-но-типологич. особ-х (темп, хар-р, личность); условия психич. разв-я; роль и участие речи в психич. д-ти); возрастная; нейропсихология; психология речи; психолингвистика; патопсихология; медпсихол; педагогич.; социальная; специальная; логопсихология.

Возрастная - роль биологич. созревания в психич. разв-и чел; динамика и поэтапное разв. психики.

Нейропсихология, лингвистика - мозговые механизмы ВПФ; процессы порожд-я и воспр-я речи.

Медпсихология - психогенные факторы и их вл-е на возн-е и течение многих болезней.

Патопсихология – представл/ о закономерностях распада психич. д-ти.


3. Принципы логопедии.

Принципы: 1.Системности. 2.Комплексности. 3.Разв-я. 4.Деятельностного подхода. 5.Онтогенетический. 6.Учета механизмов, структуры, симптоматики наруш-й. 7.Этиологический. 8. Обходного пути. 9.Общедидактические.

1.Системности. Опирается на представления о речи, как о сложной функцион-й системе, структурные компон-ты кот. нах-ся в тесном взаимод-и. В связи с этим изучение нарушений речи опирается на все компоненты речи (фонетика, лексика, грамматический строй).

2. Комплексности. Для постановки логопедич. диагноза, дифференциальной диагн/ сходных форм необх-ма корреляционный (зависимость) анализ речевых и неречевых симптомов. Соотн-е уровней разв-я речи и познават/ деят-ти -> необход-е данные мед, псих, пед. обслед-я.

3. Развития. В проц. занятий, выделения трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития.

4. Деятельностного подхода – с учетом ведущей деят-ти.

5. Онтогенетич-й – выявление речевых нарушений и коррекция осуществляется с учетом последовательности выявления форм речи, структурных компонентов, функций, видов деятельности в онтогенезе.

6. Учета механизмов, структуры, симптоматики нарушений возникновения речевых нарушений обусловлен взаимодействием биологических и соцфакторов.

7. Этиологический – учет причин нарушений.

8. Обходного пути – формир-е новой функции системы в обход пострадавшего звена (опора на сохранный анализатор).

9. Общедидактические – наглядности, доступности, сознат-ти, активности.

Методы логопедии: 1.Организац-е: сравнит-й, лонгитюдинальный (изуч. в динамике), комплексный. 2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент-е (лабораторный, естественный, формирующий или псих-пед.), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрич-е примеры анализа деят-ти, в том числе и речевой деят-ти, биографич-е (сбор и анализ анамнестич-х данных). 3.Количеств-е (математико-статистич-й) и качеств-й анализ получ-х данных, использ-ся машинная обработка данных с прим-м ЭВМ. 4.Интерпретац-е, способы теоретич-го исслед-я связей м/у изуч-ми явл-ми (связь м/у частями и целым, м/у отдельными параметрами и явл-м в целом, м/у функц-ми и личностью). 5.ТСО, обеспеч-е объективность исслед-я: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позвол-е изучать в динамике целостную речевую деят-ть и ее отд-е комп-ты.


4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Норма-патология речи. Норма – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

Нарушение – отклонение в речи от речи нормально говорящего человека или несоответствия, принятым в данном языке или говоре.

Особенности речи: 1.несоотв-е возрасту; 2.связаны с отклон-ми функционир-я психофизиологич-х механ-мов речи; 3.самостоят-но не исчезают, а закрепляются; 4.требуют определенного логопедического возд-я в зависимости от их характера; 5.часто оказывают отрицательного влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Следует различать недоразвития и нарушения. Недоразвитие – качественно низкий уровень сформированности той или иной функции.

Нарушение – отклонение от нормы.

ОНР – несформир-ть всех компон-в речи (фонетика, лексика, грамматика).

ОНР использ-ся в 2-х знач-х: 1. самостоятельное речевое нарушение связанное с ММД, педзапущенность, соматическая ослабленность. 2. собирательный термин для ряда сходных состояний (осложненная ОНР ринолалия, алалия..).

Нарушение речевого развития – задержка речевого развития.

Задержка – замедление нормально темпа развития речи (до 3 лет) => уровень речевого развития не соответствует возрасту.

Распад речи, утрата речевых навыков вследствие локальн. пораж/ ГМ.

Этиология – причины и усл-я, обуславл-е нарушения речевой деятельности.

Симптоматика – совокупность признаков нарушений речи.

Симптом – признак какого-либо нарушения речи.

Механизм – характеристика отклонений и функций процессов, операций, обуславливающих возникновение нарушений речи.

Патогенез – патологический механизм.

Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов, характеристика их связи: - первичные (ядро); - вторичные.

Находятся в причинно-следственных связях.

Профилактика речевых нарушений – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение нарушений речи.

Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речи.

Коррекция – исправление или ослабление симптоматики нарушений речи.

Компенсация – сложный процесс перестройки психологич. ф-ций при наруш/или утрате каких-л. ф-ций (восстановл-е или возмещ-е утрач. ф-ций).


В проц. работы осуществл-ся воспитание, обуч-е, перевоспитание, развитие.

Обучение – двусторонний проц. акт-ого познав-го проц. по усвоен. ЗУНов.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности.

Восстановительное обучение – при распаде нарушенных функций.

/5. Значение логопедии.

«Logos» - слово, «paidea» - воспитываю. Наука, изучающая лиц с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы.

Предмет – нарушения речи и методы коррекции. Объект – лица с нарушениями речи.

Цели – разработка научно-обоснованных систем обучения, воспитания, перевоспитания лиц с речевыми нарушениями, предупреждение речевых нарушений.

Значение: 1. Имеет важное теоретическое и практическое значение, обусловленное социальной сущностью языка.

2. Речевая функция – одна из важнейших психологических функций.

3. В процессе речи формируются высшие формы познавательной речи. Овладение речью способствует предпосылкам для социальных контактов.

4. Речь создает необходимые условия для овладения деятельностью, коллективного труда.

5. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие.

6. ТНР (нарушены все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика) могут ограничивать умственное развитие.

7. Нарушения речи, ограничивая контакты, отрицательно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, качества характера, выбор профессии => приводит к соцдезадаптации.