ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи логопедии.
2. Связь логопедии с другими науками.
4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
5. Травмы черепа с сотрясением мозга.
7. Классификации нарушений речи. Псих-пед. Классификация.
8. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
9. Принципы логопедического воздействия.
10. Сущность дислалии. Этиология.
11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.
12. Обследование детей с дислалией.
13. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.
14. Сущность ринолалии. Этиология.
15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.
16. Обследование детей с ринолалией.
17. Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.
18. Коррекционно-педагогическая работа при открытой ринолалии.
19. Сущность дизартрии. Этиология.
20. Механизм и симптоматика дизартрии.
21. Классификация и характеристика различных форм дизартрии.
22. Обследование детей с дизартрией.
23. Коррекционно-педагогическая работа при дизартрии.
24. Нарушения голоса. Причины.
25. Классификация нарушений голоса
26. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса,
27. Нарушения темпа речи. Этиология.
28. Виды наруш. Темпа речи несудорожного характера. Симптоматика.
29. Обследование детей с нарушениями темпа речи.
30. Кор-педагогическая работа по устранению нарушений темпа речи.
31. Сущность заикания, причины.
32. Симптоматика заикания. Классификация.
34. Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.
35. Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.
36. Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.
38. Сущность алалии, этиология. Уровни речевого развития.
39. Классификация алалии. Симптоматика
40. Обследование детей с алалией.
41. Коррекционно-педагогическая работа при моторной алалии.
42. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной алалии.
43. Афазия. Классификация афазии.
44. Коррекционно-педагогическая работа при афазии.
45. Нарушения письменной речи, причины, механизм.
46. Симптоматика нарушений письменной речи.
47. Классификация нарушений письменной речи.
48. Обследование детей с наруш. Письменной речи.
49. Кор-пед. Работа по устранению нарушений письменной речи.
1. Предмет и задачи логопедии.
«Logos» - слово, «paidea» - воспитываю. Наука, изучающая лиц с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы кор-пед. работы.
Предмет – нарушения речи и методы коррекции. Объект – лица с нарушениями речи.
Цели – разработка научно-обоснованных систем обучения, воспитания, перевоспитания лиц с речевыми нарушениями, предупреждение речевых нарушений.
Задачи – 1.Изучение онтогенеза речевой д-ти при различных формах речевых нарушений.
2.Изучение распространенности, симптоматики, степени нарушений.
3.Определение динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речи.
4.Определение характера влияния речевых нарушений на психику ребенка.
5.Выяснение причин, механизмов, симптоматики.
6.Изучение особенностей речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (УО, ЗПР, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, аутизм).
7. Разработка методов педдиагностики речевых расстройств.
8. Систематизация речевых нарушений.
9. Разработка принципов дифференциации методов и средств устранения речевых нарушений.
10. Совершенствование методов профилактики и ранней коррекционной работы.
11. Разработка методов организации логопедической помощи.
12. Раннее соцразвитие детей с нарушениями речи.
Для решения задач необходимо:
1. Установление межпредметных связей с привлечением сотрудничества различных специалистов в: психологии; нейропсихологии; лингвистики; педагогики.
2. Поддержка связи теории и практики.
3. Осуществление принципа раннего выявления и реабилитации.
4. Разработка новых методов профилактики и коррекции.
5. Пропаганда логопедических знаний среди населения.
2. Связь логопедии с другими науками.
Чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать их симптоматику, этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:
Внутрисистемные - с педагогикой, различными отраслями спец. педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и спец. психологией.
Межсистемные – с медико-биологическими и лингвистич/науками.
Лингвистические: любое нарушение речи предполагает сравнение с нормой: недостатки звукопроизношения (отсутствие, замена, искажение, смешение, наруш. фонематич. восприятия), частично слово и фразообразования, искажение слов, опускание и перестановки слов во фразе, элизии (выпадение слогов), контамерации (белток-белок+желток), персеверации, аграмматизм, мелодико-интонационных недостатков, темпо-ритмических недостатков, скандированная, недостатки письм. речи (неправильное буквенное восприятие, недописки, пропуски).
Мед. цикл: т.к. есть причины возникн-я: невропатология; нейропсихология (строение НС; функции НС; неврологическое состояние чел; психических болезнях; речевых расстройствах связанных ЦНС).
Оториноларингология: строение периферич. и центр. части слухового анализатора; ф-ции слухового анализатора; ушных болезнях, сост-х слуха; влияние болезни слуха на развитие устной речи; строение и ф-ции речедвигательного анализатора – центр-го и периферич. аппарата; болезни и аномалии строения носа; строение ротовой полости; дефекты горатани.
Офтальмология: строение зрит. анализатора; св-ва, функц. зрит. анализатора; глазных болезнях.
Психология: общая (св-ва психики; психич. явл-я, состояния; индивид-но-типологич. особ-х (темп, хар-р, личность); условия психич. разв-я; роль и участие речи в психич. д-ти); возрастная; нейропсихология; психология речи; психолингвистика; патопсихология; медпсихол; педагогич.; социальная; специальная; логопсихология.
Возрастная - роль биологич. созревания в психич. разв-и чел; динамика и поэтапное разв. психики.
Нейропсихология, лингвистика - мозговые механизмы ВПФ; процессы порожд-я и воспр-я речи.
Медпсихология - психогенные факторы и их вл-е на возн-е и течение многих болезней.
Патопсихология – представл/ о закономерностях распада психич. д-ти.
3. Принципы логопедии.
Принципы: 1.Системности. 2.Комплексности. 3.Разв-я. 4.Деятельностного подхода. 5.Онтогенетический. 6.Учета механизмов, структуры, симптоматики наруш-й. 7.Этиологический. 8. Обходного пути. 9.Общедидактические.
1.Системности. Опирается на представления о речи, как о сложной функцион-й системе, структурные компон-ты кот. нах-ся в тесном взаимод-и. В связи с этим изучение нарушений речи опирается на все компоненты речи (фонетика, лексика, грамматический строй).
2. Комплексности. Для постановки логопедич. диагноза, дифференциальной диагн/ сходных форм необх-ма корреляционный (зависимость) анализ речевых и неречевых симптомов. Соотн-е уровней разв-я речи и познават/ деят-ти -> необход-е данные мед, псих, пед. обслед-я.
3. Развития. В проц. занятий, выделения трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития.
4. Деятельностного подхода – с учетом ведущей деят-ти.
5. Онтогенетич-й – выявление речевых нарушений и коррекция осуществляется с учетом последовательности выявления форм речи, структурных компонентов, функций, видов деятельности в онтогенезе.
6. Учета механизмов, структуры, симптоматики нарушений возникновения речевых нарушений обусловлен взаимодействием биологических и соцфакторов.
7. Этиологический – учет причин нарушений.
8. Обходного пути – формир-е новой функции системы в обход пострадавшего звена (опора на сохранный анализатор).
9. Общедидактические – наглядности, доступности, сознат-ти, активности.
Методы логопедии: 1.Организац-е: сравнит-й, лонгитюдинальный (изуч. в динамике), комплексный. 2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент-е (лабораторный, естественный, формирующий или псих-пед.), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрич-е примеры анализа деят-ти, в том числе и речевой деят-ти, биографич-е (сбор и анализ анамнестич-х данных). 3.Количеств-е (математико-статистич-й) и качеств-й анализ получ-х данных, использ-ся машинная обработка данных с прим-м ЭВМ. 4.Интерпретац-е, способы теоретич-го исслед-я связей м/у изуч-ми явл-ми (связь м/у частями и целым, м/у отдельными параметрами и явл-м в целом, м/у функц-ми и личностью). 5.ТСО, обеспеч-е объективность исслед-я: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позвол-е изучать в динамике целостную речевую деят-ть и ее отд-е комп-ты.
4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
Норма-патология речи. Норма – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.
Нарушение – отклонение в речи от речи нормально говорящего человека или несоответствия, принятым в данном языке или говоре.
Особенности речи: 1.несоотв-е возрасту; 2.связаны с отклон-ми функционир-я психофизиологич-х механ-мов речи; 3.самостоят-но не исчезают, а закрепляются; 4.требуют определенного логопедического возд-я в зависимости от их характера; 5.часто оказывают отрицательного влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Следует различать недоразвития и нарушения. Недоразвитие – качественно низкий уровень сформированности той или иной функции.
Нарушение – отклонение от нормы.
ОНР – несформир-ть всех компон-в речи (фонетика, лексика, грамматика).
ОНР использ-ся в 2-х знач-х: 1. самостоятельное речевое нарушение связанное с ММД, педзапущенность, соматическая ослабленность. 2. собирательный термин для ряда сходных состояний (осложненная ОНР ринолалия, алалия..).
Нарушение речевого развития – задержка речевого развития.
Задержка – замедление нормально темпа развития речи (до 3 лет) => уровень речевого развития не соответствует возрасту.
Распад речи, утрата речевых навыков вследствие локальн. пораж/ ГМ.
Этиология – причины и усл-я, обуславл-е нарушения речевой деятельности.
Симптоматика – совокупность признаков нарушений речи.
Симптом – признак какого-либо нарушения речи.
Механизм – характеристика отклонений и функций процессов, операций, обуславливающих возникновение нарушений речи.
Патогенез – патологический механизм.
Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов, характеристика их связи: - первичные (ядро); - вторичные.
Находятся в причинно-следственных связях.
Профилактика речевых нарушений – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение нарушений речи.
Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речи.
Коррекция – исправление или ослабление симптоматики нарушений речи.
Компенсация – сложный процесс перестройки психологич. ф-ций при наруш/или утрате каких-л. ф-ций (восстановл-е или возмещ-е утрач. ф-ций).
В проц. работы осуществл-ся воспитание, обуч-е, перевоспитание, развитие.
Обучение – двусторонний проц. акт-ого познав-го проц. по усвоен. ЗУНов.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности.
Восстановительное обучение – при распаде нарушенных функций.
/5. Значение логопедии.
«Logos» - слово, «paidea» - воспитываю. Наука, изучающая лиц с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы.
Предмет – нарушения речи и методы коррекции. Объект – лица с нарушениями речи.
Цели – разработка научно-обоснованных систем обучения, воспитания, перевоспитания лиц с речевыми нарушениями, предупреждение речевых нарушений.
Значение: 1. Имеет важное теоретическое и практическое значение, обусловленное социальной сущностью языка.
2. Речевая функция – одна из важнейших психологических функций.
3. В процессе речи формируются высшие формы познавательной речи. Овладение речью способствует предпосылкам для социальных контактов.
4. Речь создает необходимые условия для овладения деятельностью, коллективного труда.
5. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие.
6. ТНР (нарушены все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика) могут ограничивать умственное развитие.
7. Нарушения речи, ограничивая контакты, отрицательно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, качества характера, выбор профессии => приводит к соцдезадаптации.