Файл: Особенности управления и требования к персоналу энергопердприятия (на примере Курской ТЭЦ - 1).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
Постановку целей работникам рекомендуется реализовывать по принципу каскадирования стратегических целей организации (то есть трансляции «сверху вниз»: от стратегических целей компании до непосредственно работников). Представим модель каскадирования целей на рисунке 2.
Рисунок - 2 Каскадирование целей, как ключевой
принцип целеполагания
Цели могут быть каскадированы на уровень работника двумя способами: во-первых, путем декомпозиции от стратегических целей компании до целей подразделений, и, как конечное звено, до непосредственно работников, во- вторых, путем прямого включения ключевых стратегических приоритетов в план результативности работника. Такой подход позволяет обеспечить вовлечение всего персонала в достижение стратегических целей организации через повышение личной эффективности каждого работника[2].
Все цели, как эталон изменения запланированных результатов, делятся на две группы: количественные цели и качественные цели[4]. Количественные цели, измеряются в определенных единицах, цифрах (объем выручки, количество клиентов, количество визитов, стоимость услуг, количество ошибок или сбоев и т.д.), качественные – оценивают соответствие стандартам, определенной последовательности действий, поведенческим правилам (факт реализации проекта, качество разработки новой услуги, уровень удовлетворенности клиентов, срок выполнения функционального плана и др.)
С точки зрения содержания, каждая цель должна отвечать следующим принципам:
- быть конкретной, сформулированной очень точно;
- быть измеримой, иметь критерии для дальнейшей оценки (число, качественный критерий);
- достижимой и реализуемой в сфере влияния работника, но, в то же время, не быть простой;
- важной, значимой для организации, соответствовать стратегическим целям организации и целям подразделений;
- ограниченной во времени, то есть требуемый иметь срок выполнения. При оценке результатов деятельности работников, как правило,
используется метод шкалирования, где критерием оценки выступает уровень соответствия и несоответствия поставленным целям в процентном либо балльном выражении. Предлагается разделить шкалы измерения запланированных результатов делятся на следующие виды:
- процентная шкала, где плановое значение измеряется в процентах (выполнение плана мероприятий, соответствие стандарту);
- шкала «Больше – лучше», где результат можно измерить в абсолютных величинах (штуки, часы, проекты), а чем выше количество абсолютных единиц в результате, тем лучше;
- шкала «Меньше-лучше», где плановое значение можно измерить в абсолютных единицах (ошибки, жалобы, нарушения), причем чем ниже количество запланированных единиц, тем лучше[6].
Каждая из представленных выше шкал может использоваться в зависимости от характера поставленной цели, однако пороговые значения всех достигнутых результатов сделать едиными согласно следующим уровням: целевое значение (ожидаемое значение цели), верхний порог (значение цели, превышающее ожидания), нижний порог (минимально допустимое значение цели), отсутствие результата (значение, ниже допустимого).
Приведем пример целей, сформулированных в соответствии с предлагаемой нами методикой оценки в таблице 1.
Таблица 1 - Примеры постановки целей для оценки результативности работника
Шкала оценки |
Цель |
Результат(% выполнения цели) |
Пороговые значения |
Связь со стратегией |
Процентная |
Обеспечить оплату счетов контрагентам в срок не более 2 недель с момента выставления закрывающих документов в 100% случаев в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 |
Целевое значение, цель достигнута (100%) |
100% своевременных оплат |
Снижение репутационных рисков (финансовая дисциплина) |
Нижняя граница, неудача (50-80%) |
80% своевременных оплат |
|||
Отсутствие результата, цель не достигнута (0%) |
<80% своевременных оплат |
|||
Больше – лучше |
Провести 10 встреч с клиентами в период с 01.01.2017 по 01.03.2017 |
Верхняя граница, успех (110-120%) |
15 встреч с клиентами |
Развитие клиентской базы (привлечение новых клиентов) |
Целевое значение результат (100%), достигнут |
10 встреч с клиентами |
|||
Нижняя граница, неудача (60-80%) |
5 встреч с клиентами |
|||
Отсутствие результата, цель не достигнута (0%) |
<5 встреч с клиентами |
|||
Меньше-лучше |
Снизить количество жалоб от клиентов с 10 в месяц до 5 с 01.01.2012 по 31.12.2012 |
Верхняя граница, успех (110-120%) |
2 жалобы |
Высокий уровень клиентского сервиса (повышение удовлетворенности клиентов) |
Целевое значение результат (100%), достигнут |
5 жалоб |
|||
Нижняя граница, неудача (50-80%) |
10 жалоб |
|||
Отсутствие результата, цель не достигнута (0%) |
>10 жалоб |
Каждая цель должна иметь согласованный план действий по ее достижению. План достижения может быть ограничен как сроком реализации той или иной задачи, так и периодом проведения оценки[9].
Чтобы обеспечить концентрацию внимания и повышение мотивации работников для достижения поставленных целей, количество целей для каждого работника должно быть ограниченным. Таким ограничением является сумма не более пяти целей для каждого работника[5].
Так как разные цели имеют разную важность для компании, цели должны обладать своим приоритетом. Рекомендуется использовать весовую систему приоритетов целей, когда каждая цель обладает своим значением в общем плане результативности, выражаемом в процентах. Однако, поскольку все цели, входящие должны быть значимы для работника для обеспечения мотивации к их выполнению, вес цели не может быть менее 10%. Совокупность весов всех целей в плане результативности будет составлять 100%. Работник может быть признан результативным в случае достижения постоянного положительного результата по всем ключевым целям, задачам и проектам согласно своего плана результативности. Таким образом, приоритетность выполнения плана заданных целей (как и их содержание) будет прямым образом коррелировать со стратегическими целями организации, позволяющей ей реализовать свою миссию.
Фактическая оценка результативности работника, то есть процент выполнения плана результативности, будет вычисляться по формуле:
Рр = (Ркпэ1*вес1 + Ркпэ2*вес2 + … + Ркпэn*весn) / n, (1) где Рр – результативность работника;
Укпэ1 – процент достижения цели 1 согласно пороговым значениям (%); n – количество целей в плане результативности.
Оценка результативности работника является первым исходным показателем для определения уровня трудового потенциала персонала[7].
Вторым базовым критерием оценки трудового потенциала работников является оценка компетенций работника согласно требованиям организации.
Компетенция - это ожидаемое организацией поведение, которое сотрудник должен демонстрировать на рабочем месте, оно определяет его успешность как работника данной организации. Компетенции выключают в себя знания, умения, навыки, мотивацию, способности, деловые и личные качества, которые проявляются в поведении сотрудника в процессе выполнения поставленных целей. Набор ключевых компетенций, требуемых по отношению к персоналу в конкретной организации называется моделью компетенций.
Модель компетенций позволяет:
- прояснить, какое поведение от работника ожидает руководитель и организация в целом;
- скорректировать действия работника для обеспечения индивидуальной и коллективной эффективности;
- лучше понять работнику свои «сильные» и «слабые» стороны и спланировать цели для дальнейшего квалификационного и личностного развития;
- выявлять работников организации и внешних кандидатов, деловые и личные качества которых отвечают потребностям организации.
В рамках процесса управления развитием трудового потенциала персонала, определение соответствия сотрудника модели компетенций является отправной точкой для формирования плана развития компетенций, а также профессионального развития.
Как правило, модель компетенций организации формируется на основе так называемого «словаря компетенций» - перечня компетенций, включающего описание содержания компетенций, описание градаций уровней их проявления, балльные значения уровней проявления компетенций. Словарь компетенций может быть, как внутрикорпоративным, составленным на основании анализа особенностей конкретной организации и отрасли в целом силами внутренних либо привлеченных экспертов, либо универсальным (например, словарь компетенций Ломингера)[11].
Обобщив исследования в области компетентностного подхода, а также практические примеры его реализации, выделяются следующие виды модели компетенций в организации:
- линейная (общекорпоративная). Представляет собой набор компетенций, то есть общие требования для всех работников организации;
- уровневая. Включает в себя разные группы компетенций для разных уровней должностей: управленческие и линейные компетенции; либо компетенции для руководителей высшего звена, руководителей среднего звена, линейных руководителей, линейных сотрудников;
- ступенчатая. Имеет единый набор компетенций, но разные градации требований к ним для разных уровней управления;
- функциональная. Содержит разные группы компетенций для персонала разных подразделений;
- древообразная. Представляет собой разные ветки требований, то есть разные наборы компетенций для разных карьерных путей, например, компетенции линейных специалистов, управленческие компетенции, компетенции проектных руководителей, компетенции экспертов;
- смешанная. Содержит в себе отдельные элементы представленных выше форматов[12].
Преимуществом линейной модели компетенций является простота ее использования, что, с одной стороны, помогает сформировать трудовой потенциал организации единого уровня, а с другой стороны, не учитывает особенности содержания труда руководителей, где особое значение приобретает умение управлять подчиненными и бизнес-процессами организации – качества управленческого звена, которые не востребованы для линейных специалистов. Уровневая модель компетенций, в данном случае, более предпочтительна, однако она также имеет свои недостатки, ключевым из которых является отсутствие взаимосвязи требований к специалистам и руководителям разного уровня, что ограничивает прозрачность требований к персоналу в случае подготовки кадрового резерва, а также возможность управления карьерным развитием персонала. Данную задачу решает ступенчатая модель компетенций. Такой формат является оптимальным для организаций, подверженных изменениям, обуславливающих потребность в подготовке нового состава руководителей внутри организации. Однако, в случае, если организация является стабильной, а состав руководящего звена практически не обновляется, ее применение становится нерациональным, поскольку изначально порождает мотивацию персонала к карьерному развитию. Древообразная модель компетенций имеет схожий принцип предназначения: она помогает оценить потенциал персонала к карьерному или профессиональному развитию и обеспечить плавное служебно- профессиональное или карьерное продвижение[10]. Функциональная модель компетенций помогает преобразовать профессиональные требования разных групп должностей в формат компетенций. Применение древообразной или функциональной модели компетенций целесообразны в случае стабильных условий развития, так как требуют значительных затрат на описание требований к разным позициям, что обуславливает ограничения по их своевременному обновлению в случае существенного изменения требований к трудовому потенциалу персонала[6].
Оптимальной является ступенчатая модель компетенций. Она предусматривает возможность гибкой адаптации требований к персоналу под изменяющиеся условия внешнего рынка и внутриорганизационные факторы. При этом «скелет» модели компетенций остаются неизменными для обеспечения приверженности персонала данному инструменту развития. Уровни управления, на базе которых сформирована модель методики оценки компетенций, приведены в Приложении Г.
Представим структуру ступенчатой модели компетенций на рисунке 3.
Рисунок - 3 Структура ступенчатой модели компетенций
Анализируя существующие практические подходы к использованию компетенций в качестве критерия оценки, можно выделить следующие методы оценки уровня развития компетенций:
- Метод шкалирования, таблица 2, 3.
Таблица 2 - Оценка уровня выраженности
компетенции/компетенции в целом
не выражено |
слабо выражено |
выражено |
ярко выражено |
выдающийся уровень |
При оценке уровня выраженности компетенции требуется соотнести цели, которые руководитель определенного уровня ставит перед подчиненными, время на их реализацию, обеспеченность ресурсами и эффект от результата.
Таблица 3 - Оценка соответствия уровня элемента компетенции/компетенции в целом
не соответствует |
частично соответствует |
в основном соответствует |
соответствует |
выше требуемого уровня |
значительно выше требуемого уровня |
неудовлетворительно |
ниже ожидаемого уровня |
близко к ожидаемому уровню |
на ожидаемом уровне |
выше ожидаемого уровня |
выдающийся уровень |
0-20% |
21-70% |
71-90% |
91-100% |
101-110% |
выше 111% |
- Описательный метод, Приложение Д.
Преимущество метода шкалирования заключается в простоте оценки, а также возможности перевода качественных показателей оценки в количественные, благодаря которым можно определить уровень соответствия работника требованиям в процентах или баллах[13]. С другой стороны, в данном подходе присутствует определенная доля субъективизма, поскольку представление разных участников процесса оценки о соответствии той или иной компетенции требуемому уровню может быть различным.