Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы американской модели менеджмента
Формирование и принципы американской модели менеджмента
Глава 2. Практика применения американской модели менеджмента
2.1. Сравнительная характеристика американской и иных моделей управления
2.2. Особенности применения американской модели менеджмента в российских условиях
Важными аспектами являются возможности обсуждения вопросов рационализации производства и решение разнообразных внешних и внутренних проблем корпорации.
За последние годы сотни американских компаний осуществили реорганизацию, создав бригады работников с целью максимального использования их профессиональных знаний. Среди них, прежде всего, следует выделить «Cummins Engine», «Ford Motor», «LTV» и «Motorola», которые пришли к выводу, что если позволить работникам принимать важные решения (а не просто выполнять приказы администрации), то это повышает производительность (на 3040%) и качество труда, а также ведет к сокращению менеджерского корпуса нижнего звена [20, с. 98].
В настоящее время возможно бесконечное разнообразие типов такого рода бригад, однако три из них получили наибольшее распространение.
1) «Бригады для решения проблем». Обычно состоят из 5-12 добровольцев, которые собираются на несколько часов в неделю для обсуждения путей повышения качества, эффективности и улучшения производственной среды. В их деятельности активно используются методики мозгового штурма, составления блок-схем и причинно-следственных диаграмм. Члены бригады обязаны генерировать идеи, реализация которых не всегда входит в их обязанности. В связи с добровольным характером эта форма бригады считается более приемлемой в равной мере для работников и менеджеров.
2) «Бригады специального назначения». Формируются для решения вопросов в определенной области. Они могут планировать и предлагать новые методы организации труда или новую технологию либо встречаться с поставщиками и покупателями. Обычно бригада включает представителей рабочих и администрации. Обязательным условием считается тесное сотрудничество на всех уровнях.
3) «Самоуправляющаяся бригада» в составе 5-10 рабочих. Они переходят с задания на задание, а также выполняют многие управленческие функции, включающие, например, составление календарных графиков и заказов на материалы [20, с. 98].
Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что партисипативная модель предполагает привлечение работников к управлению предприятием и базируется на предпосылке, что человек на нем является не только исполнителем определенной функции, а проявляет заинтересованность в том, как организована его работа и в каких условиях он трудится, а также как его работа сказывается на деятельности всего хозяйствующего объекта.
Вывод: При практической реализации американской модели менеджмента, зачастую, используются такие виды управления, как стратегическое и партисипативное. Данные виды управления являются основными в рамках американской модели менеджмента. На наш взгляд, данные два вида управления дополняют другу друга, поскольку стратегическое управление нацелено на разрешение хозяйственных операций, в то время как партисипативное – на работу с персоналом. Таким образом, два данных вида управления могут быть применены одновременно.
Выводы по главе: американский стиль менеджмента в течение долгого времени оставался флагманом в искусстве управления. Во многом характерной чертой этой модели является национальные особенности американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и личный карьерный рост. Американцы подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Особое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство.
В центре внимания американской модели менеджмента находится человек, направляющий свои усилия на увеличение эффективности своей деятельности, влияющей на эффективность работы всего предприятия. Также важно отметить, что американский менеджмент внес вклад в разработку науки управления, менеджмента, как учебной дисциплины.
Глава 2. Практика применения американской модели менеджмента
2.1. Сравнительная характеристика американской и иных моделей управления
Разные модели менеджмента образовывались и приобретали свои особенности, в разных государствах. Данные различия появились в результате различным уровнем развития государства так и общества и изучаемой науки в целом. Различность моделей также зависит от менталитета населения страны.
В настоящее время американский менеджмент расценивают в других странах как образец управленческой деятельности. Этот стиль управления позволил США занять лидирующее позицию среди стран западного мира. Помимо того, именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Этому способствовало несколько факторов, среди которых: − демократичность страны − трудолюбие граждан − высокий престиж образования − отсутствие вмешательства государства в экономику.
Р. Р. Чугумаева отмечает, что важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, – комплексный контроль качества [18, с. 234]. В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию.
Ряд особенностей также имеется в американской системе оплаты труда. В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.
Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях направлена на оценку индивидуальных результатов, выработке четких, краткосрочных целей.
Идеальный американский руководитель – сильная личность, воплощающая в себе процесс эффективного управления и способная мотивировать работников, создать благоприятную почву для здоровой конкуренции.
Американский стиль управления можно охарактеризовать как «каждый сам за себя». Все сотрудники поставлены в условия жесткой конкуренции и речи о развитии взаимовыручки здесь нет.
Таким образом, можно выделить общие черты стиля управления американских руководителей:
− высокий уровень организации труда;
− деловитость;
− обеспечение компетентности персонала;
− быстрота принятия решений;
− поддержка конкуренции;
− относительная демократизации руководства.
Е. А. Смирнова считает, что согласно американским принципам управления, первоэлементом, способным выдвинуть компанию на лидирующие позиции, является доверие между руководителем и сотрудником [15, с. 176]. Руководитель демонстрирует образцы открытости и искренности в отношении с персоналом, в работе отсутствуют запретные для обсуждения темы, поощряется высказывание персоналом идей и предложений.
Особенности российского менеджмента определяются исторической судьбой России, особенностями становления модели государственного управления, получившей в современной литературе названия «мобилизационная модель».
Ключевую роль в этой модели играет государство – власть ее регулирующие функции. На Западе регулирующая функция государства не была столь явно выражены как в России. Несколько факторов во время стадии становления российского государства сыграли важную роль.
Во‐первых, гигантская территория требовала колоссальных организационных усилий, как в процессе организации внутренних функций власти, так и в области внешнеполитической. Во‐вторых, огромная доля территории страны находится в зоне рискованного земледелия. Короткий сельскохозяйственный сезон, большие перепады температур, изменчивость погоды – все это крайне осложняло производственную деятельность. Ментальность – русского крестьянина ‐сложилась, как желание выжить в этих непростых условиях, прокормить себя. Данный фактор послужил недостаточностью развитие товарного производства продукции сельского хозяйства, низкая ориентация на рынок.
В‐третьих, инертный путь развития России, послужило в результате постоянным отставанием от стран «первого эшелона» общемирового развития. Требовалось в периодические периоды от государства реализация реформ, преобразований. В ключевые моменты власть предпринимала безысходные попытки искусственно ускорить социально‐экономическое развитие страны, нагнать отставание с помощью административных рычагов, а порой и карательного аппарата [10, с. 386].
В эти периоды в России происходили так называемые «революции сверху». Власть брала на себя осуществление преобразований, не реализовавшихся в ходе запаздывающего процесса социально‐экономического развития.
Таким образом, Россия развивается по своему пути. Российское искусство управления вобрало в себя части американского и японского менеджмента.
При проведении анализа американской системы управления необходимо выявить связь российского и американского менеджмента (табл. 1).
Таблица 1 – Сравнительная характеристика систем управления в России и Америке [10, с. 387]
Параметры оценки системы управления |
Российская модель |
Американская модель |
Ответственность |
коллективная |
индивидуальная |
Характер принятия решений |
Индивидуальный характер принятия решений |
Индивидуальный характер принятия решений |
Форма управления |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
Карьерный рост |
медленный |
быстрый |
Приоритетные качества руководителя |
Умение контролировать деятельность всех подчиненных |
Умение контролировать деятельность отдельного взятого работника |
Критерии оценки труда |
Оплата труда по показателям работы группы |
Оплата труда по индивидуальным показателям |
Разделяемые ценности |
Ценятся коллективные качества группы |
Ценятся личностные качества отдельного человека |
Типы власти |
Руководство, ориентированное на «босса»; руководители в большей мере автократичны |
Руководство, ориентированное на подчиненных; руководители в большей мере демократичны |
В основе стиля руководства менеджеров США находятся опора на факты и быстрые решения (благодаря строгой подотчетности в структуре организации). Напротив, российский менеджмент является интуитивным, характеризующимся использованием большого объема информации и персональных контактов, а также политического влияния. Российский менеджер в своей деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем чужды западному управленцу. Для развития организации нужно беспрерывно усовершенствовать теорию и практику управления.
Американский стиль управления в наше время можно охарактеризовать грамотной комбинацией как помощи работникам и их поощрения, вознаграждения, так и внимания к строгому выполнению поставленных перед организацией целей.
Что касается российского менеджмента, то внимание, ранее тяготевшее к результату труда, ныне, с развитием рыночной экономики, характеризуется также заботой о подчиненных. В течение последнего десятилетия развивается гибкость в управлении российским бизнесом, что является ценным опытом, основой дальнейшей эволюции организаций.
По мере того, как они будут расти, расширяться, лидерам необходимо выйти за рамки обычного, двигаться вне их индивидуальных способностей и построить предприятие, работники которого будут способствовать успеху фирмы. Лидеры должны будут обеспечить четкое видение того, на каком этапе находится их организация, обеспечить руководство работниками и уменьшить их опасения, ослабить страх грядущих перемен, который широко распространен среди сотрудников в неспокойной обстановке, и поддерживать культуру, позволяющую работникам чувствовать себя комфортно и уверенно [6, с. 222].
Руководители также должны стать более способными в построении отношений, основанных на доверии, как внутри коллектива, так и с другими компаниями. Несомненно, российские лидеры, желающие иметь колоссальное влияние в своей организации, должны разделять взгляды подчиненных и стимулировать их работу.
Тренинги и различного рода обучающие программы усилят знания и навыки менеджеров в области управления проектами, коммуникации, работе в команде, решении задач. По причине либерализации российского общества, открытости идеям Запада и прогрессу в программах поддержки частной собственности и малого бизнеса, происходят большие перемены, ведущие к более эффективному отбору кадров и западной направленности в стиле управления фирмой.
Схожие управленческие ценности, вопреки культурным различиям, их эволюция обусловливают эффективность кросс-национальных методик. Таким образом, некоторые концепции американского менеджмента могут и должны практиковаться в России.
Далее рассмотрим японскую модель менеджмента в ее сравнении с американской моделью.
Исторические, культурные и социальные особенности управления Японии сформировали особую модель, которая значительно отличается от американской модели управления. Япония в следствии своего бедного положения в плане ресурсов, сформировало другой принцип богатства. Богатство Японии в человеческих ресурсах.