Файл: Американская модель менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важными аспектами являются возможности обсуждения вопросов рационализации производства и решение разнообразных внешних и внутренних проблем корпорации.

За последние годы сотни американских компаний осуществили реорганизацию, создав бригады работников с целью максимального использования их профессиональных знаний. Среди них, прежде всего, следует выделить «Cummins Engine», «Ford Motor», «LTV» и «Motorola», которые пришли к выводу, что если позволить работникам принимать важные решения (а не просто выполнять приказы администрации), то это повышает производительность (на 3040%) и качество труда, а также ведет к сокращению менеджерского корпуса нижнего звена [20, с. 98].

В настоящее время возможно бесконечное разнообразие типов такого рода бригад, однако три из них получили наибольшее распространение.

1) «Бригады для решения проблем». Обычно состоят из 5-12 добровольцев, которые собираются на несколько часов в неделю для обсуждения путей повышения качества, эффективности и улучшения производственной среды. В их деятельности активно используются методики мозгового штурма, составления блок-схем и причинно-следственных диаграмм. Члены бригады обязаны генерировать идеи, реализация которых не всегда входит в их обязанности. В связи с добровольным характером эта форма бригады считается более приемлемой в равной мере для работников и менеджеров.

2) «Бригады специального назначения». Формируются для решения вопросов в определенной области. Они могут планировать и предлагать новые методы организации труда или новую технологию либо встречаться с поставщиками и покупателями. Обычно бригада включает представителей рабочих и администрации. Обязательным условием считается тесное сотрудничество на всех уровнях.

3) «Самоуправляющаяся бригада» в составе 5-10 рабочих. Они переходят с задания на задание, а также выполняют многие управленческие функции, включающие, например, составление календарных графиков и заказов на материалы [20, с. 98].

Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что партисипативная модель предполагает привлечение работников к управлению предприятием и базируется на предпосылке, что человек на нем является не только исполнителем определенной функции, а проявляет заинтересованность в том, как организована его работа и в каких условиях он трудится, а также как его работа сказывается на деятельности всего хозяйствующего объекта.

Вывод: При практической реализации американской модели менеджмента, зачастую, используются такие виды управления, как стратегическое и партисипативное. Данные виды управления являются основными в рамках американской модели менеджмента. На наш взгляд, данные два вида управления дополняют другу друга, поскольку стратегическое управление нацелено на разрешение хозяйственных операций, в то время как партисипативное – на работу с персоналом. Таким образом, два данных вида управления могут быть применены одновременно.


Выводы по главе: американский стиль менеджмента в течение долгого времени оставался флагманом в искусстве управления. Во многом характерной чертой этой модели является национальные особенности американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и личный карьерный рост. Американцы подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Особое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство.

В центре внимания американской модели менеджмента находится человек, направляющий свои усилия на увеличение эффективности своей деятельности, влияющей на эффективность работы всего предприятия. Также важно отметить, что американский менеджмент внес вклад в разработку науки управления, менеджмента, как учебной дисциплины.

Глава 2. Практика применения американской модели менеджмента

2.1. Сравнительная характеристика американской и иных моделей управления

Разные модели менеджмента образовывались и приобретали свои особенности, в разных государствах. Данные различия появились в результате различным уровнем развития государства так и общества и изучаемой науки в целом. Различность моделей также зависит от менталитета населения страны.

В настоящее время американский менеджмент расценивают в других странах как образец управленческой деятельности. Этот стиль управления позволил США занять лидирующее позицию среди стран западного мира. Помимо того, именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Этому способствовало несколько факторов, среди которых: − демократичность страны − трудолюбие граждан − высокий престиж образования − отсутствие вмешательства государства в экономику.

Р. Р. Чугумаева отмечает, что важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, – комплексный контроль качества [18, с. 234]. В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию.


Ряд особенностей также имеется в американской системе оплаты труда. В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.

Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях направлена на оценку индивидуальных результатов, выработке четких, краткосрочных целей.

Идеальный американский руководитель – сильная личность, воплощающая в себе процесс эффективного управления и способная мотивировать работников, создать благоприятную почву для здоровой конкуренции.

Американский стиль управления можно охарактеризовать как «каждый сам за себя». Все сотрудники поставлены в условия жесткой конкуренции и речи о развитии взаимовыручки здесь нет.

Таким образом, можно выделить общие черты стиля управления американских руководителей:

− высокий уровень организации труда;

− деловитость;

− обеспечение компетентности персонала;

− быстрота принятия решений;

− поддержка конкуренции;

− относительная демократизации руководства.

Е. А. Смирнова считает, что согласно американским принципам управления, первоэлементом, способным выдвинуть компанию на лидирующие позиции, является доверие между руководителем и сотрудником [15, с. 176]. Руководитель демонстрирует образцы открытости и искренности в отношении с персоналом, в работе отсутствуют запретные для обсуждения темы, поощряется высказывание персоналом идей и предложений.

Особенности российского менеджмента определяются исторической судьбой России, особенностями становления модели государственного управления, получившей в современной литературе названия «мобилизационная модель».

Ключевую роль в этой модели играет государство – власть ее регулирующие функции. На Западе регулирующая функция государства не была столь явно выражены как в России. Несколько факторов во время стадии становления российского государства сыграли важную роль.

Во‐первых, гигантская территория требовала колоссальных организационных усилий, как в процессе организации внутренних функций власти, так и в области внешнеполитической. Во‐вторых, огромная доля территории страны находится в зоне рискованного земледелия. Короткий сельскохозяйственный сезон, большие перепады температур, изменчивость погоды – все это крайне осложняло производственную деятельность. Ментальность – русского крестьянина ‐сложилась, как желание выжить в этих непростых условиях, прокормить себя. Данный фактор послужил недостаточностью развитие товарного производства продукции сельского хозяйства, низкая ориентация на рынок.


В‐третьих, инертный путь развития России, послужило в результате постоянным отставанием от стран «первого эшелона» общемирового развития. Требовалось в периодические периоды от государства реализация реформ, преобразований. В ключевые моменты власть предпринимала безысходные попытки искусственно ускорить социально‐экономическое развитие страны, нагнать отставание с помощью административных рычагов, а порой и карательного аппарата [10, с. 386].

В эти периоды в России происходили так называемые «революции сверху». Власть брала на себя осуществление преобразований, не реализовавшихся в ходе запаздывающего процесса социально‐экономического развития.

Таким образом, Россия развивается по своему пути. Российское искусство управления вобрало в себя части американского и японского менеджмента.

При проведении анализа американской системы управления необходимо выявить связь российского и американского менеджмента (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнительная характеристика систем управления в России и Америке [10, с. 387]

Параметры оценки системы управления

Российская модель

Американская модель

Ответственность

коллективная

индивидуальная

Характер принятия решений

Индивидуальный характер принятия решений

Индивидуальный характер принятия решений

Форма управления

Индивидуальная

Индивидуальная

Карьерный рост

медленный

быстрый

Приоритетные качества руководителя

Умение контролировать деятельность всех подчиненных

Умение контролировать деятельность отдельного взятого работника

Критерии оценки труда

Оплата труда по показателям работы группы

Оплата труда по индивидуальным показателям

Разделяемые ценности

Ценятся коллективные качества группы

Ценятся личностные качества отдельного человека

Типы власти

Руководство, ориентированное на «босса»; руководители в большей мере автократичны

Руководство, ориентированное на подчиненных; руководители в большей мере демократичны

В основе стиля руководства менеджеров США находятся опора на факты и быстрые решения (благодаря строгой подотчетности в структуре организации). Напротив, российский менеджмент является интуитивным, характеризующимся использованием большого объема информации и персональных контактов, а также политического влияния. Российский менеджер в своей деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем чужды западному управленцу. Для развития организации нужно беспрерывно усовершенствовать теорию и практику управления.


Американский стиль управления в наше время можно охарактеризовать грамотной комбинацией как помощи работникам и их поощрения, вознаграждения, так и внимания к строгому выполнению поставленных перед организацией целей.

Что касается российского менеджмента, то внимание, ранее тяготевшее к результату труда, ныне, с развитием рыночной экономики, характеризуется также заботой о подчиненных. В течение последнего десятилетия развивается гибкость в управлении российским бизнесом, что является ценным опытом, основой дальнейшей эволюции организаций.

По мере того, как они будут расти, расширяться, лидерам необходимо выйти за рамки обычного, двигаться вне их индивидуальных способностей и построить предприятие, работники которого будут способствовать успеху фирмы. Лидеры должны будут обеспечить четкое видение того, на каком этапе находится их организация, обеспечить руководство работниками и уменьшить их опасения, ослабить страх грядущих перемен, который широко распространен среди сотрудников в неспокойной обстановке, и поддерживать культуру, позволяющую работникам чувствовать себя комфортно и уверенно [6, с. 222].

Руководители также должны стать более способными в построении отношений, основанных на доверии, как внутри коллектива, так и с другими компаниями. Несомненно, российские лидеры, желающие иметь колоссальное влияние в своей организации, должны разделять взгляды подчиненных и стимулировать их работу.

Тренинги и различного рода обучающие программы усилят знания и навыки менеджеров в области управления проектами, коммуникации, работе в команде, решении задач. По причине либерализации российского общества, открытости идеям Запада и прогрессу в программах поддержки частной собственности и малого бизнеса, происходят большие перемены, ведущие к более эффективному отбору кадров и западной направленности в стиле управления фирмой.

Схожие управленческие ценности, вопреки культурным различиям, их эволюция обусловливают эффективность кросс-национальных методик. Таким образом, некоторые концепции американского менеджмента могут и должны практиковаться в России.

Далее рассмотрим японскую модель менеджмента в ее сравнении с американской моделью.

Исторические, культурные и социальные особенности управления Японии сформировали особую модель, которая значительно отличается от американской модели управления. Япония в следствии своего бедного положения в плане ресурсов, сформировало другой принцип богатства. Богатство Японии в человеческих ресурсах.