Файл: Материально-техническая база предприятий питания, эффективность ее использования (ООО «Ладейный»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы материально-технической базы предприятий питания
1.1 Основные понятия и классификация материально-технических ресурсов
1.2 Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов
1.3 Тенденции развития рынка общественного питания в России
2.1 Организационно-экономическая характеристика ресторана ООО «Ладейный»
2.2 Анализ производственной мощности и пропускной способности ресторана ООО «Ладейный»
3. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции характеризует отношение материальных затрат к полной себестоимости:
Дмз = Мз / С, (3)
где Мз- материальные затраты,
С - полная себестоимость продукции.
4. Коэффициент использования материальных ресурсов - это отношение суммы фактических материальных затрат к величине материальных затрат, рассчитанной по плановым калькуляциям и фактическому выпуску и ассортименту продукции. Это показатель соблюдения норм расхода материалов:
Ки = Мф.з. / Мпл.з, (4)
где Мф.з.- материальные затраты по факту,
Мпл.з. - материальные затраты по плану при фактическом выпуске продукции.
Если коэффициент использования больше 1, это означает перерасход материалов; значение коэффициента меньше 1 свидетельствует об экономии материальных ресурсов.
Наиболее объективную оценку использования материальных ресурсов дает показатель материалоемкости. Материалоемкость определяет сумму материальных затрат: рост материалоемкости увеличивает сумму материальных затрат, снижение материалоемкости - уменьшает. Материальные затраты при калькулировании себестоимости продукции учитываются как прямым путем, так и в комплексных статьях расходов. В связи с этим их называют прямыми и общими [27, с. 69].
1.3 Тенденции развития рынка общественного питания в России
На сегодняшний день индустрия общественного питания в России представлена огромным количеством предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования. Общественное питание сейчас является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений пищевой отрасли, которая на примере своего развития демонстрирует уровень социально-экономического состояния страны.
Сектор общественного питания удовлетворяет очень сложный комплекс потребностей — от простого утоления чувства голода и жажды до имиджевых и статусных притязаний [5, с. 42]. Поэтому характерной чертой нынешнего состояния рынка является его неоднородность и разносторонний охват практически всех целевых аудиторий потребителей: по уровню доходов, по возрасту, полу, по социальному статусу и интересам. Темпы роста и развитие рынка общественного питания отражает динамика его оборота. Рассмотрим динамику оборота общественного питания за последнее десятилетие.
Рисунок 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2008–2018г., млн. руб. [42]
Из данных диаграммы видно, что оборот с каждым годом возрастает — рынок общепита развивается достаточно динамично. Основными факторами роста являются увеличение материальных доходов горожан и как следствие увеличение покупательской способности; изменение культуры питания, стиля жизни; появление продуктовых инноваций — новые виды напитков, блюд, изменение биохимического состава продуктов; технологические и технические инновации — автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс; снижение неопределенности и риска в бизнесе — постоянная и неотложная потребность человека в питании, а также в общении, соответствии требованиям моды и общества снижает уровень риска неликвидности товара. Как и все рынки, рынок общественного питания чутко реагирует на влияние экономического кризиса.
На рисунке 2 видно, что с 2010 года индекс физического объема начинает снижаться (на 1,1 % по отношению к предыдущему году), в следующем году снизился на 2,5 %, наибольшее падение произошло в 2012 году — индекс снизился на 24,9 % по отношению к 2011 году и составил 87,3 %. Кризис в 2017–2018 гг. вновь приводит к падению индекса — начиная с 2016 года наблюдается его снижение на 2,9 %, в 2017 году на 2,4 %, в 2018 году падение составило 7,6 %. Тем не менее, эксперты считают рынок общепита в России одним из наименее пострадавших от кризиса.
Рисунок 2. Индексы физического объема оборота общественного питания в Российской Федерации на 2008–2018 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года [42]
На данный момент Российский рынок общественного питания условно можно разделить на три основных ниши, которые отличаются как по количеству участников, так и по объёмам производства: организации быстрого питания, рестораны среднего ценового сегмента и высокая кухня.
Риск нок 3. Структура рынка общественного питания в России в 2018 году, % [42]
В различных сегментах рынок общественного питания ведет себя по-разному. Особенно быстрые темпы роста количества посетителей отмечают среди демократичных предприятий — заведений класса «casual», «фаст-фуд», пиццерий. Они пользуются популярностью более чем у половины населения за доступность и быстрое обслуживание. Сегмент фаст-фуда демонстрирует довольно высокую динамику развития, за последние годы количество заведений, работающих в рамках данного формата, увеличилось на 20 %.
Организации быстрого питания расширяют свою деятельность, охватывая сразу несколько направлений и форматов. Они открывают отдельные стационарные заведения, наращивают свое присутствие на фуд-кортах и в бизнес-центрах, размещают мобильные киоски питания на открытом воздухе.
Также активизировался формат столовых. Все чаще рестораторы открывают небольшие заведения с линией раздачи и вполне прогнозируемым набором блюд. Продолжают открываться пивные рестораны и пабы, расположенные в спальных районах, что объясняется нежеланием аудитории добираться после посещения пивного заведения через весь город домой. Отмечается рост численности ресторанов национальной кухни, которые открывают возможность для посетителей приобщиться к ранее неизведанной культуре через ее кухню. На рынке общественного питания получили развитие и сегменты специализированных заведений.
Несмотря на кажущееся изобилие говорить о насыщении рынка рано. Некоторые возможности рынка используются не в полную силу, поэтому совершенно точно можно утверждать о высокой активности роста отрасли в будущем. Процветание рынка потребительских услуг и рынка общественного питания можно однозначно отнести к социально значимым задачам, поскольку развитый сектор услуг констатирует развитость экономической системы в целом, ну а в микромасштабе пища является основой жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. Развитие отрасли общественного питания является крайне важной областью общего социально-экономического развития региона и экономики страны в целом.
2 Анализ материально-технической базы предприятия общественного питания (на примере ресторана ООО «Ладейный»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика ресторана ООО «Ладейный»
ООО «Ладейный» – одно из самых популярных заведений в центре города, где можно отдохнуть большой компанией. Просторный зал, готовый принять до 200 человек одновременно, VIP-комнаты для тех, кто любит отдыхать со вкусом, делают ООО «Ладейный» - достойным местом. Здесь успешно проводятся такие события как деловые переговоры, корпоративные вечеринки, семейные и детские праздники, юбилеи и свадебные банкеты.
Стоит обратить внимание на оригинальное зонирование просторного помещения. С одной стороны, столики разделены друг от друга небольшими вечнозелеными клумбами. Но в, то, же время залы остаются едиными. Второй этаж– это 8 закрытых VIP-комнат, и небольшие залы на 15 и 25 персон из которых в любой момент можно попасть на террасу городка и понаблюдать за всем, что происходит внизу.
Организационная структура ООО «Ладейный» представлена на 1.
Рисунок 3. структура ООО «Ладейный»
Прибыль ООО «Ладейный» из выручки от всех деятельности возмещения и приравненных к ним и на труда. В создается фонд в 6,33% от капитала. фонд путем обязательных ежегодных до им размера. размер отчислений не быть 5% от прибыли до им указанного размера. организации в очередь идет на с госбюджетом, по кредитам банков, на фондов ООО «Ладейный».
Основные деятельности представлены в табл. 2.
Фактическая выручка в 2018 году 40251 тыс. руб., показатель предыдущего периода на 6706 тыс. руб., или на 20,0%. В ООО «Ладейный» цены на реализуемую продукцию в 2018 году, на 15,4 %. индекс цен 1,154. Тогда выручка от в ценах 34879,5 тыс. руб., что на 1334,5 тыс. руб. или на 4,0% выше года.
Таблица 1
показатели ООО «Ладейный» за 2017-2018 годы, тыс. руб.
№ п.п. |
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
|
по уровню, % |
в сумме |
|||||
1 |
Выручка от продаж |
33545 |
40251 |
- |
6706 |
120,0 |
2 |
Себестоимость проданной продукции, товаров, услуг |
22360 |
24960 |
- |
2600 |
111,6 |
3 |
В % к выручке |
66,66 |
62,01 |
-4,65 |
- |
- |
4 |
Валовая прибыль |
11185 |
15291 |
- |
4106 |
136,7 |
5 |
В % к выручке |
33,34 |
37,99 |
4,65 |
- |
- |
6 |
Коммерческие и управленческие расходы |
1764 |
2296 |
- |
532 |
130,2 |
7 |
В % к выручке |
5,26 |
5,70 |
0,44 |
- |
- |
8 |
Прибыль от продаж |
9421 |
12995 |
- |
3574 |
137,9 |
9 |
В % к выручке |
28,08 |
32,28 |
4,20 |
- |
- |
10 |
Прочие доходы |
1009 |
1011 |
- |
2 |
100,2 |
11 |
Прочие расходы |
2276 |
2558 |
- |
282 |
112,4 |
12 |
Прибыль до Налогообложения |
8154 |
11148 |
- |
2994 |
136,7 |
13 |
В % к выручке |
24,31 |
27,70 |
3,39 |
- |
- |
14 |
Платежи в бюджет |
2099 |
2203 |
- |
104 |
104,9 |
15 |
Чистая прибыль |
6055 |
8945 |
- |
2890 |
147,7 |
16 |
В % к выручке |
18,05 |
22,22 |
4,17 |
- |
- |
17 |
Численность работников, чел. |
55 |
60 |
- |
5 |
109,1 |
18 |
Производительность труда работников |
610 |
671 |
- |
61 |
110,0 |
19 |
Среднемесячная заработная плата, р. |
15000 |
15800 |
- |
800 |
105,3 |
20 |
Основные фонды |
18040 |
19317 |
- |
1277 |
107,1 |
21 |
Фондоотдача, р. |
1,85 |
2,08 |
- |
0,23 |
112,4 |
Себестоимость проданной продукции, товаров, увеличилась на 2600 тыс. руб., или на 11,6% и в 2018 году 24960 тыс. руб. из-за темпов роста выручки от над увеличения себестоимости, снижение себестоимости на 4,65% к выручке.
Сумма прибыли на 4106 тыс. руб. или на 36,7% и в 2018 году 15291 тыс. руб. Это результат роста цен и себестоимости. Прибыль от по ООО «Ладейный» в 2018 году по с 2017 на 3574 тыс. руб., или на 37,9% и составила 12995 тыс. руб. Рентабельность продаж на 4,20% к и в 2018 году 32,28% к выручке, что положительным результатом.
Коммерческие расходы в ООО «Ладейный» возросли на 532 тыс. руб. или на 30,2% и в 2018 году 2296 тыс. руб. Опережение темпов коммерческих над увеличения от продаж привели к коммерческих на 0,44% и их составил 5,70% к в 2018 году.
Прибыль до налогообложения в 2018 году в с 2017 увеличилась на 2994 тыс. руб. или на 36,7%. увеличению увеличение от продаж на 3574 тыс. руб., рост от операций на 2 тыс. руб., влияние увеличение расходов, что снизило до на 282 тыс. руб.
Сумма прибыли по с 2017 годом увеличилась с 6055 тыс. руб. до 8945 тыс. руб., составило 2890 тыс. руб. или рост на 47,7%.
Рассматривая основные по труду, сказать, что работающих увеличилась в 2018 году по с 2017 на 5 человек или на 9,1%. Производительность работников на 61 тыс. руб., её изменение составило 110,0%. заработная увеличилась на 800 р. или на 5,3%. Положительным является то, что темп производительности труда работников (110%) выше изменения заработной (105,3%). Отсюда следует, что на трудовые используются и расходование на труда рационально. стоимость основных средств в 2018 году в с 2017 на 1277 тыс. руб. или на 7,2%, показатель на 0,23 р., т.е. их использования.
2.2 Анализ производственной мощности и пропускной способности ресторана ООО «Ладейный»
Для лучшей организации производства, все группы помещений связаны между собой. В ООО «Ладейный» должны быть использованы следующие требования к компоновке помещений:
1. Взаимное расположение основных групп помещений обеспечивает кротчайшие связи между ними без пересечения потоков посетителей и обслуживающего персонала, пересечения чистой и использованной посуды.
2. Компоновка торговых помещений проходит по ходу движения посетителей.
3. Все производственные и складские помещения должны быть не сквозными. С улицы должен располагаться вход в торговые помещения; со стороны хозяйственного двора вход в производственные и бытовые помещения.