Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (ООО «Подъем Сервис»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Необходимость применения процессно-ориентированного управления в последние годы все более явственно осознается бизнес-сообществом России. Процессно-ориентированное управление создает предпосылки более быстрого преобразования производственных систем тех хозяйствующих субъектов, которые существуют в условиях динамичного, активно развивающегося рынка с наличием здоровой конкуренции.
Актуальность темы исследования определила постановку объекта, предмета, цели и задач курсовой работы.
Объект исследования – управление организацией ООО «Подъем Сервис». Предмет исследования – процессный подход в управлении организацией ООО «Подъем Сервис».
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по использованию процессного подхода в управлении организацией (на примере ООО «Подъем Сервис»).
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи курсовой работы:
– рассмотреть теоретические подходы к формированию системы управления организацией на основе процессного подхода: понятие, классификация, реализация;
– дать общую организационно-экономическую характеристику организации ООО «ПодъемСервис»;
– рассмотреть использование процессного подхода в управлении ООО
«Подъем Сервис»;
–предложить рекомендации по внедрению процессного подхода в управлении организацией.
Методология процессно-ориентированного управления представлена в работах таких зарубежных специалистов в этой области, как Б. Андерсена, Д. Джестона, М. Робсона, М. Хаммера, Дж. Харрингтона и другие. Среди российских специалистов проблему процессного управления разрабатывают Н. М. Абдикеев, А. О. Блинов, В. Г.Елиферов, В. В. Репин и другие.
Методологическую основу исследования составили принципы и положения микро- и макроэкономики, стратегического менеджмента, теории организации и производственного менеджмента. Информационной базой послужили труды ведущих специалистов в области процессного подхода, реинжиниринга бизнес-процессов и теории организации, а также финансовая отчетность и управленческие отчеты компании ООО «ПодъемСервис».
Для достижения поставленной цели были использованы общелогические методы – анализ, синтез, классификация, типологизация, системный подход и метод теоретического познания – формализация.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Понятие процессного подхода
Ключом к пониманию процессного подхода является переход от вертикальной организационной структуры к горизонтальной. Основоположниками пробного подхода по праву можно считать авторов новаторской работы «Корпоративный реинжиниринг. Манифест революции в бизнесе »М. Хаммера и Дж. Чампи. Они сказали, что изменившиеся условия бизнеса требуют от компаний нового подхода к управлению бизнес-процессами, где успешная работа основана на максимальной удовлетворенности клиентов.
Суть процессного подхода заключается в предоставлении клиенту того, что ему нужно, в кратчайшие сроки, с наивысшим качеством и минимально возможной ценой. Постоянный контакт с потребителем позволяет получить информацию о его требованиях, указать его пожелания, которые будут выполнены или превышены. Совершенствуя внутренние процессы, организация может сократить время и цену за счет улучшения качества продукции, устранения ненужных операций, чрезмерного контроля и ненужного документооборота. Таким образом, процессный подход - это новое видение организации работы предприятия, но в современных условиях оно гораздо больше соответствует естественной организации деятельности и условиям конкурентной среды, чем традиционное функциональное представление о предприятии.[1][1]
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время?
2. Куда хотим двигаться?
3. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. [2][2]
Организация. Организовать средства для создания определенной структуры. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и, таким образом, достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задачи организации. Поскольку работа выполняется людьми, еще одним важным аспектом функции организации является определение того, кто должен выполнять каждую конкретную задачу из большого количества таких задач, которые существуют внутри организации, в том числе и управленческая работа. Менеджер выбирает людей для конкретной работы, делегируя задачи и полномочия или права на использование ресурсов организации отдельным лицам.
Мотивация. Менеджер всегда должен помнить, что даже идеально разработанные планы и самая совершенная структура организации не имеют смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. А задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану. Менеджеры всегда выполняли функцию мотивации своих сотрудников, независимо от того, реализовали они ее или нет. Теперь мы понимаем, что для того, чтобы эффективно мотивировать своих сотрудников, менеджер должен определить, что это за потребности, и предоставить возможность сотрудникам удовлетворять эти потребности посредством хорошей работы.
Контроль. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Есть три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в течение определенного периода времени. Он основан на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что действительно было достигнуто за определенный период времени, и сравнение его с ожидаемыми результатами. Если оба этапа были завершены правильно, руководство организации не только знает, что в организации существует проблема, но и знает ее источник. Эти знания необходимы для успешной реализации третьего этапа, а именно, этапа, на котором при необходимости предпринимаются действия для исправления серьезных отклонений от первоначального плана. Одним из возможных действий является пересмотр целей, чтобы сделать их более реалистичными и соответствующими ситуации. [2][3]
Поэтому, прежде всего, необходимо дать краткое описание проблем реализации процессного подхода. Некоторым руководителям и сотрудникам компании их методы кажутся простыми и прозрачными, давно изученными, типичными и легко применимыми. Есть эксперты, которые с удовольствием проповедуют идеологию многопозиционного подхода. Содержание девяноста пяти процентов этих спектаклей можно предсказать заранее - следуя «классическим» канонам. Однако на практике все гораздо сложнее. Пытаясь реализовать красивые и логичные конструкции теоретиков процессного подхода в реальной компании, практические менеджеры сталкиваются с большим количеством проблем, которые они сами должны решить. Для реализации важны реальные методы, связанные с системой, а не набор абстрактных представлений.
1.2. Классификация бизнес-процессов
Одним из первых этапов построения процессной организаций и управления деятельностью предприятия является выделение и классификация бизнес-процессов. Для выделения бизнес-процессов целесообразно сформировать команду, в состав которой необходимо включить:
- собственников предприятия;
- топ-менеджеров;
- специалистов, знающих проблемы и технологии предприятия;
- претендентов в процессную команду;
- внешних консультантов.
Наличие внешних консультантов позволит использовать накопленный опыт и методики выделения и классификации бизнес-процессов.
Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые категории: [3][4]
- основные бизнес-процессы;
- обеспечивающие бизнес-процессы;
- бизнес-процессы развития;
- бизнес-процессы управления.
Базовые бизнес-процессы генерируют технологические затраты. Как правило, в компании существует всего несколько основных бизнес-процессов, обычно не более десяти.
Поддерживающие или поддерживающие бизнес-процессы предоставляют ресурсы для всех бизнес-процессов компании. В отличие от основных процессов, количество поддерживающих процессов составляет несколько десятков.
На рис. 1 показано взаимодействие основных и вспомогательных бизнес-процессов. Понимание этого взаимодействия очень важно для определения доли вспомогательных процессов в затратах на производство продуктов или услуг и определения их фактических затрат.
Рисунок 1. Взаимодействие бизнес-процессов
Процессы управления - это бизнес-процессы, которые охватывают весь спектр функций управления на уровне отдельных бизнес-процессов и всей бизнес-системы. Основа проектирования: Технологии для реализации процессов управления представляют собой концепции контроллинга, с помощью которых можно создать полный цикл корпоративного управления, от стратегического планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования мер контроля.
Процессы разработки обычно включают процессы улучшения производимого продукта или услуги, технологии, оборудования и инновационных процессов.
1.3. Реализация процессного подхода
Для эффективного руководства и управления организацией необходимо, чтобы скоординированные управленческие действия по управлению и управлению организацией осуществлялись систематически и визуально. Одним из ключевых аспектов управления является обеспечение наглядности («прозрачности») объекта контроля (организации или системы) посредством его описания - точного, достаточного, краткого и простого для понимания и анализа. [3]
Конечно, в случае сложных систем практически невозможно получить одно описание, отвечающее на все вопросы с точки зрения управления, достаточное для достижения всех ключевых целей. Будучи по своей природе разнообразной по форме и содержанию презентаций, организация (система) как набор связанных элементов может быть описана как целый ряд независимых, полных «прогнозов», число которых определяется, среди прочего, целями управления (рис. 2)[5].