Файл: Договора и их виды, как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере конкретной организации) ( Основные понятия и структура договора ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия и структура договора
1.1. Понятие и общая структура договора
1.2. Особенности заключения и расторжения договоров
1.3. Виды договоров в организациях
Глава 2. Анализ договоров, применяемых в деятельности ОАО «Ротфронт»
2.1. Организационно - экономическая характеристика ОАО «Ротфронт»
2.2. Анализ договора поставки ОАО «Ротфронт»
2.3. Расчет эффективности заключенных договоров ОАО «Ротфронт» и предложения по их совершенствованию
2. Виды договоров по субъекту, в пользу которого заключается соглашение:
- В пользу участников - позволяет требовать исполнения такого соглашения только его участникам.
- В пользу третьего лица - устанавливает, что должник обязан исполнить требования не кредитора, а указанного в документе третьего лица. Примером такого вида соглашения может быть депозит на имя другого лица.
3. Виды договоров по соотношению прав и обязанностей сторон:
- Односторонний – в нем одна сторона имеет только права, а другая только обязанности. Пример: соглашение займа или поручительства.
- Взаимный – правами и обязанностями наделяются все стороны. Пример: соглашение о купле-продаже, аренде, подряде и т.д.
4. Виды договоров по возмездности:
- Возмездный – по которому имущественное предъявление одной из сторон влечет встречное имущественное предъявление другой стороны.
- Безвозмездный - имущественное предоставление возможно только одной стороной без встречного предоставления. К примеру, договор дарения, безвозмездного пользования. Отдельные договоры могут быть как возмездными, так и безвозмездными, например соглашение хранения или поручения.
5. Виды договоров по степени обязательности их заключения:
- Свободный – заключается по усмотрению сторон.
- Обязательный – заключается обязательно для одной или обеих сторон, согласно требованию законодательства. К примеру, договор банковского счета для юридического лица. Среди обязательных соглашений особое значение имеют так называемые публичные договоры. Они обязательны для коммерческих организаций.
6. Виды договоров в зависимости от времени возникновения правоотношения:
- Консенсуальный – заключается по соглашению сторон, при этом права и обязанности по нему возникают в момент заключения соглашения (подряд, купля-продажа, др.).
- Реальный – права и обязанности по данному соглашению устанавливаются в момент передачи имущества (заем, хранение).
7. Виды договоров по количеству участвующих сторон в согласовании условий:
- Взаимосогласованные – устанавливаются всеми сторонами-участниками.
- Договоры присоединения – по таким соглашениям условия устанавливает только одна сторона. К примеру, соглашение перевозки, страхования, проката, т.д.
8. Наиболее распространенные отдельные виды договоров, которые чаще всего используются в работе предприятий, фирм и организаций различных видов собственности.
- Договор купли-продажи заключаются по поводу продажи имущества или прав.
- Дарственные – по поводу бесплатной передачи имущества, ранее принадлежащего дарителю.
- Найма – передача имущества в пользование за плату.
- Аренды – предоставление имущества в пользование и для расширенного развития за плату.
- Проката – передача во временное пользование без оплаты.
- Ссуды – платная или бесплатная передача денег с последующим расчетом.
- Трудовой – служба за оплату.
- Подряда – выполнение работ за плату из материалов заказчика.
- Поставки - выполнение работ за плату из материалов поставщика.
- Служебный – служба за плату (например, ведение бухучета).
- Страхования – борьбе с последствиями рисков за плату.
Подводя итог данной главе, стоит отметить, что большинство конфликтных ситуаций в бизнесе — это результат неквалифицированно составленных договоров. Для успешного ведения дел недостаточно быть предприимчивым, инициативным, рисковым — прежде всего необходимо знать правила и нормы, которые регулируют поведение людей в условиях рыночной экономики. А начинается все с договора. Именно в нем — защищенность бизнеса от недобросовестных партнеров, нормальные взаимоотношения с налоговыми и иными контролирующими органами.
Глава 2. Анализ договоров, применяемых в деятельности ОАО «Ротфронт»
2.1. Организационно - экономическая характеристика ОАО «Ротфронт»
ОАО «Ротфронт» было основано в 1826 году купцами Леновыми. Вначале это являлось кустарной мастерской, производившей помадку и карамель. [30]
На данный момент по организационно-правовой формой организация «РотФронт» является открытым акционерным обществом.
В ассортименте продукции находится более 210 наименований. ОАО «РотФронт» придерживается традиций и использует в производстве только натуральное сырье (какао-бобы орехи молочные продукты, изюм, сахар, фруктово-ягодные заготовки) и вырабатывает экологически чистую продукцию.
Рисунок - Организационная структура управления ОАО «РотФронт»
ОАО «РотФронт является современным высокомеханизированным предприятием специализирующееся по выработке карамели конфет драже шоколада вафель халвы.
Рисунок 2 - Состав производства ОАО «РотФронт»
На территории комбината действуют цехов основного производства:
- вафельный цех - 5850 тонн/год;
- шоколадный цех 9185 тонн/год;
- карамельный цех - тонн/год;
- халвичный цех - 7707 тонн/год;
- конфетный цех - 16500 тонн/год.
К вспомогательному производству можно в ОАО «РотФронт относятся следующие вспомогательные цеха:
- ремонтно-механический;
- теплоэнергетический;
- электрохозяйство;
- холодильно-вентиляционный;
- тарный;
- котельный.
В предприятии «РотФронт» средняя численность персонала в 2015 году составила 2934 человека. [30]
В приведенной ниже таблице 6 обобщены основные финансовые результаты деятельности ОАО «РотФронт» за весь анализируемый период.
Таблица 1 - Финансовые результаты деятельности ОАО «РотФронт» за 2014-2015 годы
Показатель |
Знание показателя, тыс. руб. |
Изменениепоказателя |
Средне- годовая величина, тыс. руб. |
||
2014 г. |
2015 г. |
тыс. руб. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка |
626 875 |
876 079 |
249 204 |
9,5 |
751 477 |
Расходы по обычным видам деятельности |
359 646 |
559 429 |
199 783 |
8,5 |
459 538 |
Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
267 229 |
316 650 |
49 421 |
18,5 |
291 940 |
Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
-10 113 |
-17 153 |
-7 040 |
↓ |
-13 633 |
EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
257 116 |
299 497 |
42 381 |
16,5 |
278 307 |
Проценты к уплате |
31 844 |
32 161 |
+317 |
+1 |
32 003 |
Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
-47 306 |
-50 749 |
-3 443 |
↓ |
-49 028 |
Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
177 966 |
216 587 |
38 621 |
21,7 |
197 277 |
Совокупный финансовый результат периода |
177 966 |
216 587 |
38 621 |
21,7 |
197 277 |
Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370) |
-28 140 |
167 054 |
х |
х |
х |
Годовая выручка за период 01.01-31.12.2015 равнялась 2 876 079 тыс. руб., вместе с тем, за 2014-й год годовая выручка была ниже - 2 626 875 тыс. руб. (т.е. рост составил 249 204 тыс. руб.).
Таблица 2 - Показатели рентабельности ОАО «РотФронт»
Показатели рентабельности |
Значение показателя (в %, или в копейках с рубля) |
Изменение показателя |
||
2014 г. |
2015 г. |
± % |
± % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рентабельность продаж по валовой прибыли (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 22% и более. |
10,2 |
11 |
0,8 |
8,2 |
Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). |
9,8 |
10,4 |
0,6 |
6,4 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). |
6,8 |
7,5 |
0,7 |
11,2 |
Представленные в таблице 2 показатели рентабельности за последний год имеют положительные значения как следствие прибыльности деятельности ОАО «РотФронт» за данный период.
Как видно из приведенного анализа, основные финансовые показатели укладываются в нормативные значения. При таком финансовом состоянии у ОАО «РотФронт» имеются все возможности для продолжения эффективной деятельности.
2.2. Анализ договора поставки ОАО «Ротфронт»
Деятельность ОАО «Ротфронт» связана с организацией по договоров.
компании организацией вида работ служба снабжения таможенного оформления, осуществляет следующие функции:
- Проведение исследований рынков.
- партнеров.
- Установление с компаниями.
- условий платежа поставки (совместно заместителем директора финансовым вопросам).
- Проведение и согласование контракта (совместно заместитель директора коммерческим вопросам).
- Подписание договора.
- договорных обязательств: товара, расчетно-платежные операции.
- Контроль за выполнением договорных обязательств.
- Таможенное оформление.
- и выбор партнера и его надежности.
Базисными условиями в контракте ОАО «Ротфронт» называют условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Базисными эти условия называются потому, что они устанавливают базис (основу) цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет.
Они определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца-экспортера к покупателю-импортеру. Эти расходы разнообразны и составляют иногда 40—50 % цены товара. Они включают:
- расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);
- оплату погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика;
- оплату перевозки товара от пункта отправления до основных транспортных средств;
- оплату расходов по погрузке товара на основные транспортные средства в пункте экспорта;
- оплату стоимости транспортировки товара международным транспортом;
- оплату страхования груза в пути при морских перевозках;
- расходы по хранению товара в пути и перегрузке;
- расходы по выгрузке товара в пункте назначения;
- расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя;
- оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.
Расходы по доставке товара, которые несет ОАО «Ротфронт», включаются в цену товара. Эти условия называются базисными, потому что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень его общей цены.
В договоре поставки ОАО «Ротфронт» отражаются следующие условия поставки:
- обязанности сторон по транспортировке товаров;
- обязанности сторон по страхованию грузов;
- определение места и времени перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения, порчи или утраты товаров;
- обязанности продавца по упаковке и маркировке товаров.
Помимо этого, в договоре поставки ОАО «Ротфронт» обозначены следующие условия:
- Определение сторон, т.е. название организаций, являющихся продавцом и покупателем, их юридические адреса, а также указывается наименование сторон в контракте (продавец – покупатель, поставщик – заказчик).
- Предмет договора, который определяет вид договора и включает точное название и краткое описание товара.
- Сроки поставок, под которым понимается момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю или его представителя, действующего по поручению и от имени покупателя. При этом может указываться определенный временный интервал с указанием месяца, года, а также оговаривается возможность досрочной поставки. В контракте может быть указана немедленная поставка, которая подразумевает поставку в течение 14 суток после подписания контракта.
- Количество товара, когда оговаривается, включена ли тара и упаковка в количество товара, в зависимости от чего различают вес брутто (включая упаковку) и вес нетто (чистый вес товара без упаковки).
- Цена и общая сумма контракта – когда цена определяется в согласованной валюте за согласованную единицу измерения товара, в зависимости от принятых базисных условий поставок, а если наименований товара много, то цены по ним приводятся в приложении вместе с описанием товара, в самом контракте приводится общая сумма контракта.
- Условия платежа – когда в контракте определяются валюта платежа, срок и способ платежа, форма расчетов.
- Качество товара – когда экспортер гарантирует поставить импортеру товара, обладающий определенными свойствами.
- Упаковка и маркировка, основной целью упаковки является предохранение товара от порчи, разрушения, потери качества. Поставщик несет ответственность за порчу товара. если она возникла из – за несоблюдения требований упаковки. Маркировка указывает наименование продавца, покупателя, номер контракта, номер места, вес и другие реквизиты, а также указания верха и других специальных маркировок, если это необходимо.
- Страхование, при котором отмечаются условия: что страхуется, от каких рисков. Кто страхует и в чью пользу.
- Обстоятельства непреодолимой силы (форм – мажор), к ним относятся обстоятельства, препятствующие нормальному исполнению контракта, которые невозможно предусмотреть при его подписании и предотвратить. Такие обстоятельства называются форм – мажорными. К ним относятся землетрясения, наводнения, ураганы, пожары, эпидемии, временные действия, забастовки., а также правительственные решения, мешающие исполнению обязательств.
- Санкции, т.е. материальная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Ненадлежащее исполнение контракта со стороны экспортера – это просрочка в поставках товара, некомплектные поставки, что предусматривает штрафные санкции с экспортера. А со стороны импортера – это несвоевременное предоставление необходимой документации, задержка открытия аккредитива и т.п., что может найти отражение в контракте в виде санкции к импортеру.
- Арбитражные и судебные разбирательства сторон, когда в процессе исполнения контракта между контрагентами возникли споры, и они не разрешены во время переговоров, разногласия передаются в арбитраж.
- Другие условия контрактов, к которым относятся порядок заключения. изменения и прекращения контрактов, порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий, обязательства сторон по оплате таможенных пошлин, налогов и сборов и т.п.