Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Опытно-экспериментальная деятельность по содействию адаптации первоклассников к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональная неустойчивость, свойственная данному возрасту, делает детей недостаточно способными на длительные усилия. Младший школьник легко отвлекается в случае, когда цель еще далека, а ее достижение требует решения множества промежуточных задач[32]. В связи с этим утверждением, лучше всего младшему школьнику удаются небольшие дела, которые близки и конкретны по результату, когда все дело, начиная от замысла и завершая результатом – они хорошо себе представляют.

Обращаясь вновь к исследованиям М.М. Безруких, можно сказать, что автор выделяет поверхностность интересов младшего школьника, особенно это заметно в 1х и во 2х классах[33]. Нельзя не согласится с утверждением автора, ведь очевидностью является то, что учащихся данных классов о основном привлекают внешние факты, яркие, необычные. Желание углубится в суть предмета, познать закономерности наступает позднее, уже ближе к четвертому классу.

В подготовке данного исследования мы наблюдали за поведением первоклассников, за тем как они учатся, трудятся, взаимодействуют, как справляются с трудностями и переживаниями. И мы заметили, что у детей имеются индивидуальные различия между друг другом относительно их активности, проявления эмоций, развития познавательного интереса, то есть очевидное различие их темпераментов.

Анализ литературы показал, что первоклассник, у которого сангвинический темперамент – живой, любознательный, подвижный, с охотой включается в интересующий его вид деятельности, любит быть центром всеобщего внимания, общителен и оптимистичен. Флегматичный младший школьник, как правило, не суетлив, уравновешен, довольно сдержан, как правило в деятельности активен, однако очень быстро теряет интерес к одному виду деятельности, с легкостью способен перенести стрессовую ситуацию. У младшего школьника с меланхолическим темпераментом молчаливый, пессимистичный, обидчивый и ранимый, довольно быстро утомляется, такого ребёнка очень трудно заинтересовать чем-либо. Учащиеся, у которых холерический темперамент достаточно активны, эмоциональны, открыты, не усидчивы, у этих детей наиболее высоко развивается интерес, они легко включаются в любые виды деятельности[34].

Знание основ детского темперамента необходимы при организации внеклассной работы, где очень важно находить максимально оптимальные пути, формы и методы развития положительных черт личности учащихся, формирования их интересов.


Младший школьный возраст, как было уже отмечено, является значимым этапом в жизни детей, в связи с тем, что в это время происходит закладка основ характера и поведения, проявляют себя черты темперамента, а также стремления занять определённый социальный статус в обществе. Обретая и осваивая новые умения и навыки, учащиеся младших классов учатся действию в условиях самых разных жизненных ситуаций самостоятельно, посредством чего на его плечи ложится личностная ответственность за собственные поступки и действия. Все вышесказанное приводит к тому, что у школьника меняется мировоззрение, повышается уровень интеллектуального развития. Как и на любом этапе взросления детей, имеются свои психологические особенности, зная которые младший школьный возраст возможно использовать в виде закладки ключевых жизненных ценностей, а также приобретения ребёнком положительных черт и качеств.

Ключевая задача детей младшего школьного возраста – реализация их учебной деятельности, которая направлена на приобретение новых знаний, умений и навыков. Именно под воздействием учебной деятельности в данном возрасте осуществляется следующее:

- смена наглядно-образного мышления на словесно-логическое;

- приобретение знаний и получение хороших отметок является доминирующей мотивацией;

- смена восприятия младшего школьника собственного места в коллективе, при котором он осознает себя личностью с самостоятельным мнением посредством смены распорядка дня и референтной группы[35].

Все вышеизложенные особенности младшего школьного возраста доказывают целесообразность участия учителей, психологов и социального педагога в решении проблем адаптации первоклассников к новым школьным условиям. Именно от участию этих специалистов зависит успешность адаптивного этапа.

Таким образом, исследовав значительное количество научной литературы, изучив психолого-педагогическую специфику младшего школьного возраста можно подвести следующий итог. В данный период осуществляется закладка основных личностных качеств учащихся, необходимых для успешного дальнейшего обучения. Начальный этап обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития младшего школьника. Теперь первоклассник становится «общественным» субъектом, у которого имеются социально значимые обязанности и ответственность. В данном возрасте возникает такое важное новообразование как произвольность поведения. Именно в период младшего школьного возраста ребёнок начинает воспринимать себя личностью, переживает собственную уникальность. Первоклассник подвержен чрезмерному внешнему влиянию, благодаря чему он активно впитывает в себя знания, как интеллектуальные, развивающие, так и нравственные. Знания в области психофизиологических особенностей первоклассников дадут возможность максимально точно разработать программу облегчения процесса адаптации у детей.


1.3 Специфика социальной и психолого-педагогической работы с первоклассниками

Социальная и психолого-педагогическая деятельность – это многоплановая, многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по формированию, развитию, удовлетворению различных потребностей и интересов детей и взрослых в отношении их адаптации, поддержке личностного развития, социальной защиты, подготовки к условиям конкуренции в современном развивающемся мире[36]. Основная цель такой деятельности – создание педагогических условий, которые позволяют учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной системе взаимоотношений. Данная цель достигается средствами последовательного и систематического решения педагогами, социологами и психологами комплекса следующих задач:

  1. Определение специфики психолого-педагогического статуса каждого отдельно взятого школьника с профилактической целью и целью эффективного решения проблем, которые могут возникнуть у учащихся в обучении, общении и психическом состоянии;
  2. Создание и реализация комплекса психолого-педагогической поддержки всех без исключения учащихся первых классов в период их первичной адаптации, которая даст возможность детям не только приспособиться ко всем новым условиям и школьным требованиям, но и всесторонне развиваться в самых разных сферах их взаимодействия;
  3. Создание специальных социальных и психолого-педагогических условий, которые позволят реализовать развивающую, коррекционно-формирующую деятельность с первоклассниками, испытывающими различные адаптивные трудности[37].

Деятельность социальных педагогов и психологов в системе образовательных учреждений является важнейшей составной частью социально-психологического пространства, которое направлено на реализацию ФГОС второго поколения. Деятельность этих специалистов направлена на активизацию ресурсов, раскрытие максимально эффективного использования творческого потенциала не только ученического состава, но и педагогического коллектива школы. При этом реализуется важнейшая функция – формирование и совершенствование личности, включая ее социализацию, духовно-нравственное и эстетическое развитие[38].


С учетом внедрения ФГОС в образовательное пространство указанные специалисты в своей повседневной профессиональной деятельности призваны объединять усилия семьи, школы, общественности, с целью оказания помощи в реализации образовательной программы и внешкольной деятельности.

Н.Н. Михайлова утверждает, что в каждом конкретном случае педагогам необходимо уточнять следующее:

- Социально-педагогическую цель, то есть к чему именно стремится, чего необходимо достигать;

- Условия реализации данной цели;

- Особенности и возможности каждого отдельно взятого субъекта;

- Специфику места реализации[39].

Социальная и психолого-педагогическая поддержка первоклассников реализуется усилиями классного руководителя, психолога и социолога. Указанными специалистами реализуется деятельность с семьей с целью выявления уровня подготовки школьников, и в рамках данной деятельности осуществляются следующие направления:

- Психолого-педагогическая диагностика, которая направлена на определение специфики статуса первоклассника. В течении первого года обучения учащихся диагностика осуществляется два раза. Первый раз на этапе поступления (зачисления) ребёнка в образовательное учреждение, второй раз – в середине учебного года.

- Развивающая психолого-педагогическая работа. Данное направление реализуется в течении всего учебного года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач деятельности. Психологами школы реализуется консультативная деятельность с педагогическим коллективом и родителями учащихся. Эта работа связана в своем большинстве с обсуждением итогов диагностики, конкретными запросами педагогов или родителей в связи с проблемами в обучении детей.

- Методическая работа, которая направлена на совершенствование методических аспектов, реализуется педагогическим составом школы, совместно с администрацией с учетом анализа психолого-педагогического статуса первоклассника.

- Психокоррекционная работа, которая ориентирована на оказание поддержки и помощи учащимся, которые испытывают трудности в адаптивный период. Как выяснилось из первого параграфа данной главы исследования, эти трудности проявляют себя в поведенческих реакциях первоклассников, нарушениях дисциплины, проблем в обучении, психическом самочувствии ребёнка.

- Организационно-консультативная работа с администрацией образовательного учреждения, которая направлена на совершенствование управленческого процесса, реализацию социальных и психолого-педагогических условий, которые будут способствовать успешности адаптивного периода первоклассников[40].


Особый интерес в нашем исследовании представляет этапность работы педагогов, психологов и социологов по указанным направлениям. Нам представляется вполне правомерными исследования М.Р. Битяновой[41], которая посвятила свой труд изучению вопросов адаптации первоклассников, автором рассматриваются следующие основные этапы направлений работы в рамках социальной и психолого-педагогической поддержки первоклассников:

Первый этап – поступление ребёнка в школу. Данный этап начинается уже в марте-апреле, примерно тогда, когда родители записывают ребёнка в школу, и заканчивается в начале сентября учебного года. Рамки данного этапа предполагают:

- Осуществление психолого-педагогического диагностирования детей, которая направлена в своем большинстве на выявление степени готовности ребёнка к школьному обучению. Диагностика состоит из двух частей. Сначала проводится экспресс-диагностика, которая даст возможность судить о степени психологической готовности ребенка, а также сформированности учебных навыков у него. Далее, к тем детям, которые продемонстрировали крайне низкие показатели, будет организован второй диагностический тур, направленные на определение причин низких показателей. Указанная уточняющая диагностика будет правомерной в конце августа, перед началом систематического обучения[42].

- Осуществление групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповые консультации осуществляются в форме общего родительского собрания. На данном мероприятии родителям сообщается полезная информация относительно организации последних месяцев жизни ребенка перед началом систематического обучения в школе. Индивидуальные консультации осуществляются с родителями, чьи дети продемонстрировали низкие результаты в процессе диагностики, и потенциально могут испытывать трудности в адаптивном периоде.

- Групповая консультация учителей будущих первоклассников, которая носит ознакомительный характер.

- Осуществление психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики, цель которого заключается в разработке и реализации определенного подхода к комплектованию классов.

Второй этап – первичная адаптация детей к школе (самый сложный и ответственный этап как для самого первоклассника, так и для всех взрослых его окружающих) – с сентября по январь месяц. В рамках данного этапа предполагается выполнение следующих мероприятий: