Файл: Эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 953

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

1.1.Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России

1.2.Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах России

2.2. Содержание методики формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности

2.3. Диагностика сформированности представлений о народных промыслах России у детей 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности

Заключение

Список используемой литературы:

Уровень овладения детьми разнообразными видами художественно-творческой деятельности также является важным показателем эстетического развития детей, так как овладение детьми изобразительной, художественно - речевой, музыкальной и игровой деятельностью - одна из важнейших задач эстетического воспитания дошкольников.

Одним из наиболее эффективных средств эстетического развития, при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством, является изобразительная деятельность.

Декоративно-прикладное искусство является неиссякаемым источником для всестороннего развития и воспитания детей. Оно наполнено огромным содержательным моральным, эмоциональным, познавательным, развивающим смыслом. В детском саду очень важно проводить системную работу в этом направлении, чтобы национальная принадлежность впитывалась с самого раннего возраста, как говорится, «с пелёнок».

Любое воспитание и образование исходит прежде всего из интересов самого ребёнка. Если рассматривать основные предпочтения сегодняшних детей, то это, прежде всего, выражаясь простым языком, роботы, игры в интернете, мультики сомнительного и, часто, агрессивного содержания, различные развлекательные мероприятия.

Очень важно с детства «воспитывать» правильные интересы у детей, формировать значимые ценностные ориентировки.

Задачи знакомства детей с народным декоративным искусством, следующие:

  1. знакомить детей с бытом, с архитектурой, с праздниками и фольклором древних представителей национальных культур.
  2. знакомить с семантическим содержанием произведений народного искусства, с орнаментами.
  3. знакомить детей с историей создания конкретного промысла, с его необходимостью и предназначением.
  4. учить выделять выразительные средства художественных

промыслов: цветовые гаммы, цветосочетания, элементы культорологических символов и их своеобразие, композицию расположения украшений на изделиях прикладных промыслов.

  1. формировать умение создавать свои произведения декоративного творчества по мотивам народного орнамента в соответствии с семантическим содержанием.
  2. формировать умение создавать художественные декоративные композиции по мотивам русских народных сказок, привнося декор в предметный и сюжетный рисунок, в аппликацию и иные виды продуктивной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями воспитанников также важно. Их знакомят с задачами, решаемыми на занятиях в детском саду, раскрывают с помощью наглядной информации и словесных бесед, и консультаций смысл художественной деятельности, ее значение для общего развития детей. Необходимо объяснять родителям значимость такой работы для личностного развития дошкольников. Также, каких приоритетов необходимо придерживаться при обучении детей изобразительной деятельности в домашних условиях, как нужно оценивать их работы, чтобы достичь наибольшего воспитательного, образовательного, развивающего эффектов. Родители должны представлять себе весь объём основной деятельности: содержание и формы работы с малышами по данному направлению художественно - эстетического развития в детском саду.


В современных условиях одно из центральных направлений работы с подрастающим поколением воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням. ФГОС ДО ориентирует педагогов на включение региональных особенностей в содержание образовательного процесса, способствующее не только гражданскому становлению личности, но и освоению общечеловеческих ценностей. Каждый регион нашей многонациональной страны обладает определенным потенциалом для реализации содержания патриотического воспитания дошкольников. Поэтому необходимо строить образовательную среду в соответствии с

возрастными особенностями детей и культурным наследием региона.

Реализация регионального подхода предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса позволил легко ввести информацию о регионе и эффективно организовывать усвоение краеведческого материала детьми, учитывая особенности ДОО, сотрудничая с социумом и родителями.

Ознакомление с народными промыслами, посещение выставок художников и мастеров региона, историко-художественного музея, различных мастер-классов обеспечивают создание атмосферы творческого познания и важны для воспитания позитивно-ценностного отношения к родному краю.

Рассматриванию хохломской посуды, изучению элементов росписи, уникальной технологии изготовления, в результате которой посуда становится золотой без применения золота, отводится много времени при организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Дошкольники с удовольствием любуются произведениями умельцев, стараются повторить элементы росписи: завитки, листочки, ягодки, «кудрину». Одним из результатов работы стали рассказы дошкольников о том, как изготавливается посуда. Использование дидактических игр «Собери узор», «Узнай элементы узора», «Разрезные картинки» помогает закрепить знания дошкольников о различных видах росписи. Таким образом, формируется ценностное отношение дошкольников не только к традициям, но и к труду людей родного региона, осознание уникальности своей малой родины.

Сотворчество педагогов и детей включает наблюдения окружающего в сочетании с чтением литературы, показом видеоматериалов, репродукций, иллюстраций, заучиванием произведений устного народного творчества. Знакомясь с поговорками, считалками, загадками, пословицами, сказками родного края, дети приобщаются к их родному языку, традициям своего народа. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок понятен детям.


Организация предметно-пространственной среды обеспечивает приобщение дошкольников к устному народному творчеству благодаря организации рассматривания соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Впечатления детей от наблюдений закрепляются в разных видах деятельности. Учёт возрастных особенностей дошкольников побуждает использовать игровые приёмы и игры, важные для развития эмоциональной сферы в познании.

Ознакомлению дошкольников с окружающим способствуют народные игры, знакомящие с бытом, трудом и обычаями людей. Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. Подвижные народные игры дают детям представления об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре и благотворно воздействуют на формирование культуры общения. Представления детей о родном крае, особенностях культуры, быта, труда народа не только уточняются, закрепляются в народных играх, но и творчески перерабатываются, обогащаются и затем становятся основой поведения и убеждений дошкольников [1].

Эффективным методом работы с дошкольниками по приобщению к культурным ценностям региона является метод проектов. Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному, способствует воспитанию у детей любви к родной земле и людям труда.

Таким образом, знакомство с культурными ценностями родного региона способствует формированию эстетических, нравственных, моральных качеств воспитанников, активизирует их познавательную активность, повышает стремление к творчеству, закладывает основы любви и осознанного отношения к своей малой родине.

И родители, и педагоги изначально обязаны иметь представление о том, к какому результату они придут за определённый период времени. Этот результат будет примерно таким в старшем дошкольном возрасте (5 - 6 лет):

  • дети узнают и называют различные виды декоративных народных промыслов;
  • называют средства выразительности;
  • высказывают эстетические суждения о произведениях искусства;
  • создают индивидуальные декоративные композиции с подсказкой и без помощи педагога, родителя;
  • используют в изображении разные материалы и пользуются разнообразными способами декоративного отображения действительности;
  • они умеют самостоятельно создавать как реалистические, так и сказочные художественные продукты в ходе рисования, лепки, аппликации, художественного труда и конструирования.

Планомерная, систематическая и последовательная работа с детьми

родителей и педагогов повысит интерес детей к народной культуре, к художественному творчеству, укрепит взаимопонимание и сотрудничество в других видах совместной деятельности, повысит у детей самооценку.

1.2.Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет

Изобразительная деятельность имеет огромное значение в развитии каждого ребенка. В процессе познания мира через природу, окружающий мир, искусство у детей формируется эстетический вкус, понимание прекрасного. Но особое место в эстетическом развитии ребенка занимает его собственная художественная деятельность, играя важную роль в общем психическом развитии.

Не менее важным является, то, что изобразительная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики рук, памяти, воображения, так же учит детей думать и анализировать. В процессе занятий изобразительным творчеством у детей сочетаются два вида деятельности: физическая и умственная. Помимо этого, изобразительная деятельность помогает формировать связную речь, обогащает словарный запас.

Для успешного процесса изображения художественного образа требуется не только формирование восприятия и нужных представлений об изображаемом, но и формирование технических навыков и умений. Часто именно обучению техники изобразительной деятельности уделяется мало внимания. Дети не умеют правильно держать и пользоваться инструментом, не владеют элементарными техниками и способами движения руки. Все это, наряду с незнанием материалов, вызывает скованность, неуверенность, неточность, быструю утомляемость. Это в свою очередь затрудняет задачу ребенку передать образ, задуманное и приводит к неуверенности в себе и частичной или полной потере интереса к данному виду деятельности. Для успешного процесса формирования нужных навыков и умений сопровождать показ действий словами и пояснениями. Такое воздействие повышает и качество, и скорость обучения навыкам изобразительной деятельности.


Так представления ребенка о предмете могут очень сильно отличаться от самого предмета в действительности, так сохраняются лишь отдельные его качества, которые произвели наибольшее впечатление. Таким образом, дети часто передают в изображении или поделке не то, что они видели, а то, что они себе вообразили и представили. Незнание вышесказанного педагогами приводит к спешке и форсированию процесса обучения технике, приводят к тому что, вместо художественных образов ребенок научится действовать только по шаблону. Для развития воображения это представляет большую угрозу, так как такие дети могут утратить личные средства выразительности.

Поэтому крайне важно учить детей не только технике передачи посредством изобразительной деятельности художественных образов, но и активно участвовать в процессе формирования эстетического восприятия эстетически значимых предметов и явлений окружающего мира и действительности. Ребенок не может получить полное представление о предмете, только лишь внимательно осмотрев его. Педагог должен организовать процесс для более полного восприятия предмета, обратив внимание на его форму, размер, цвет, может быть даже запах или мягкость и твердость или другие свойства. Таким образом, представления от восприятия будут постепенно меняться и обогащаться. Исходя из вышесказанного крайне важно учить ребенка не действовать однообразно, а использовать в своей художественной деятельности различные приемы.

Предметно-пространственная среда обладает большими воспитательными возможностями. У детей развиваются эстетическое восприятие, эстетические образные представления. При оформлении интерьера детского сада предметами декоративно-прикладного искусства, важен выбор подлинных произведений народного искусства, а не подделок под него. Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Это дает возможность украшать интерьеры группы и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях.

Воспитатель имеет возможность использовать различные формы организации работы с детьми. Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на соответствующее производство (фабрику, художественный цех, мастерскую, и т.п.) Еще одним условием реализации регионального компонента образования в работе с дошкольниками, является посещение выставок и музеев народных промыслов. Такой, например, как Музей «Тульский пряник» в Туле, где дети могут познакомиться не только с историей возникновения и развития этого замечательного промысла, но и увидеть сам процесс производства этого замечательного лакомства и в заключении экскурсии попить чай с настоящим, только что испеченным тульским пряником.